ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580022-01-2022-000631-51 от 18.07.2022 Мокшанского районного суда (Пензенская область)

Дело (УИД) № 58RS0022-01-2022-000631-51

Производство по делу № 2а-230/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 июля 2022 года р.п. Мокшан

Мокшанский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Никина А.В., при секретаре судебного заседания Пищенко Н.В.,

с участием помощника прокурора Мокшанского района Пензенской области Барышева Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению прокурора Мокшанского района Пензенской области, поданным в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по включению муниципальной услуги в реестр муниципальных услуг поселения и разработке административного регламента,

установил:

прокурор Мокшанского района Пензенской области обратился в суд с настоящим административным иском, к администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения и неразработке правового акта - административного регламента, регламентирующего ее предоставление; об обязании принять меры по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ,

в реестр муниципальных услуг поселения и разработке правового акта, регламентирующего ее предоставление. Свои требования мотивировав тем, что прокуратурой Мокшанского района проведен анализ состояния законности в сфере исполнения бюджетного законодательства и законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг в деятельности администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что администрацией не приняты меры по включению муниципальной услуги, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения, и по разработке и утверждению соответствующего административного регламента. Администрацией допущены нарушения действующего бюджетного законодательства, законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, затрагивающие права граждан и субъектов предпринимательской деятельности. С целью устранения выявленных нарушений законодательства прокуратурой района в адрес главы администрации 25.02.2022 внесено представление № Прдр-20560022-13-22/-20560022. Согласно ответу на данное представление от 21.03.2022 № 75 администрацией Подгорненского сельсовета представление прокуратуры признано обоснованным, сообщено о том, что в целях устранения нарушений разрабатывается проект нормативного правового акта. Вместе с тем, до настоящего времени муниципальная услуга по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет в реестр муниципальных услуг Подгорненского сельсовета не включена, меры по разработке соответствующего административного регламента не приняты, что свидетельствует о том, что нарушения до настоящего времени не устранены. Таким образом, администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неприятии на протяжении длительного периода мер по разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, размещению сведений о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг, которое не прекращено на момент обращения прокуратуры в суд. Отсутствие указанного правового акта влечет неопределенность требований к заявителям, возможность нарушения порядка оказания муниципальной услуги, чем нарушаются права и законные интересы граждан и юридических лиц.

Представитель административного истца помощник прокурора Мокшанского района Пензенской области Барышев Н.С., в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения уведомлен надлежащим образом, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, требования административного искового заявления признал полностью.

На основании ч. 2 ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В силу п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 приведенного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг» утверждены Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, в соответствии с п. 6 которых органам местного самоуправления при утверждении регламентов предоставления муниципальных услуг рекомендовано руководствоваться правилами, утвержденными настоящим Постановлением.

Согласно статье 52 закона № 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Уставом Подгорненского сельсовета установлено, что формирование, утверждение, исполнение бюджета Подгорненского сельсовета и контроль за его исполнением относится к вопросам сельского поселения.

Администрация Подгорненского сельсовета осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет поселения пеней и штрафов, в части администрируемых видов доходов.

Согласно статье 40.1 БК РФ излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.

Частью 3 названной статьи установлено, что возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет осуществляется в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Во исполнение названной нормы Приказом Минфина России от 27.09.2021 № 137н утверждены общие требования к возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей, предусмотренных Законом № 210-ФЗ, а также платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за исключением платежей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а также платежей, порядок возврата которых устанавливается федеральными законами.

Поскольку порядок принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет установлен нормами БК РФ, Законом № 131-ФЗ и Приказом Минфина России от 27.09.2021 № 137н, обращения заявителей в целях возврата излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет не регулируется нормами Федерального закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в силу положений части 2 статьи 1 указанного закона.

Таким образом, функция по возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет должна реализовываться посредством предоставления муниципальной услуги.

В силу статьи 11 Закона № 210-ФЗ муниципальные услуги подлежат включению в реестр муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять их в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации Подгорненского сельского совета Мокшанского района Пензенской области от 04.09.2018 года № 35 утвержден Реестр муниципальных услуг администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области.

Согласно проведенной прокуратурой Мокшанского района Пензенской области проверки соблюдения требований законодательства о размещении информации на официальных сайтах в сети «Интернет» подтверждено, что в ходе проведенного осмотра официального сайта администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области установлено, что административный регламент по предоставлению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в Реестр муниципальных услуг администрации Подгорненского сельского совета Мокшанского района Пензенской области не включен (л.д. 13-18).

Таким образом, при рассмотрении дела обстоятельства, на которых прокурор основывает свои административные исковые требования, нашли свое подтверждение и не опровергнуты административным ответчиком, в связи с чем, административные исковые требования прокурора Мокшанского района Пензенской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения и неразработке правового акта - административного регламента, регламентирующего ее предоставление; об обязании принять меры по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения и разработке правового акта, регламентирующего ее предоставление подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180, 227 КАС РФ,

решил:

административный иск прокурора Мокшанского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения и неразработке правового акта - административного регламента, регламентирующего ее предоставление.

Обязать администрацию Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, принять меры по включению муниципальной услуги по возврату излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет, подлежащей оказанию администрацией поселения в силу статьи 40.1 БК РФ, в реестр муниципальных услуг поселения и разработке правового акта, регламентирующего ее предоставление.

Обязать администрацию Подгорненского сельсовета Мокшанского района Пензенской области в течение одного месяца со дня истечения срока, предоставленного судом для устранения нарушений, сообщить об исполнении решения прокурору Мокшакнского района Пензенской области и Мокшанский районный суд Пензенской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Мокшанский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.