Дело (УИД) № 58RS0022-01-2023-001219-49
Производство № 12-125/2023
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
22 декабря 2023 года р.п. Мокшан
Судья Мокшанского районного суда Пензенской области Полякова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу директора ООО «Автотехника» Донцовой Е.Н. на постановление государственного инспектора Центра автоматической фиксации административных правонарушений Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу №10673342233486099058 от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Автотехника»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Центра автоматической фиксации административных правонарушений Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу №10673342233486099058 от 16 октября 2023 года ООО «Автотехника» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Автотехника» Донцова Е.Н. подала на него жалобу, в которой просит отменить постановление, указав, что во время совершения административного правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании ООО «<данные изъяты>» на основании договора аренды транспортного средства от 5 июня 2023 года.
Представитель ООО "Автотехника" в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Директор ООО "Автотехника" Донцова Е.Н. просила рассмотреть дело в отсутствие заявителя, о чем представила заявление, в котором доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.
Государственный инспектор Центра автоматической фиксации административных правонарушений Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу Оборский Н.Л. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. О причине неявки не сообщил. От представителя Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу Арифуллина А.К., действующего по доверенности от 8 декабря 2023 года, поступили возражения на жалобу, в которых он указывает, что представленные ООО «Автотехника» доказательства не являются достаточными для вывода о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме в пользовании иного лица.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным.
В силу п. 1. ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств, а в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, водителями, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств и зачисляется в федеральный бюджет.
Из постановления следует, что 3 октября 2023 года в 10:33:13 по адресу: <данные изъяты> автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-5 «УРАЛ» МОСКВА - РЯЗАНЬ - ПЕНЗА -САМАРА - УФА - ЧЕЛЯБИНСК, ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, собственник (владелец) транспортного средства марки ««<данные изъяты>» государственный регистрационный знак № (С№), в нарушение требований п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», и в соответствии с подп. «а» пункта 12 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. N 504), допустил движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, а именно движение транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при выключенном или неисправном бортовом устройстве или стороннем бортовом устройстве (при отсутствии таких устройств либо если срок службы таких устройств истек) и без оформления при этом маршрутной карты. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Собственником (владельцем) данного транспортного средства является ООО "Автотехника".
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Автотехника" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, имеющим функции фото-, видео- фиксации, - комплексом фото-, видео- фиксации СМК №ЭМК21-072, свидетельство о поверке №С-СП/20-12-2021/119960822, действительно до 19 декабря 2023 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Частью 2 статьи 2.6.1 КоАП РФ предусмотрено, что собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 г. № 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае несогласия с вынесенным в отношении собственника (владельца) транспортного средства постановлением о назначении административного наказания за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного постановления он освобождается от административной ответственности при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2 статьи 2.6.1, примечание к статье 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством другого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства исследуются и оцениваются по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы ООО "Автотехника" о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании ООО "<данные изъяты>" подтверждены предоставленными в суд и надлежащим образом заверенными копиями договора аренды транспортного средства без экипажа от 5 июня 2023 года и акта приема-передачи транспортного средства от 5 июня 2023 года, из которых следует, что ООО "Автотехника" предоставило ООО "<данные изъяты>" во временное владение и пользование за плату транспортное средство: «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, VIN №, 2018 года выпуска, красного цвета, без оказания услуг по управлению и технической эксплуатации. ООО "Автотехника" передало, а ООО "<данные изъяты>" приняло указанно транспортное средство по акту.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» разъяснено, что в силу пункта 3 статьи 154 и пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Стороны договора достигли соглашения по всем существенным условиям, в том числе и об оплате по договору.
Договор аренды не оспорен, не признан незаключенным.
Проверка добросовестности (ст. 10 ГК РФ) лиц, участвовавших в сделке, в рамках Кодекса РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.
Согласно ответу на запрос ООО «<данные изъяты>» от 1.11.2023 по состоянию на 3.10.2023 автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, находился под управлением водителя ООО «<данные изъяты>» и осуществлял перевозку грузов. Оплата за проезд по дорогам общего пользования федерального значения в счет уплаты вреда причиняемого дорогам, осуществлялась с помощью бортового устройства, полученного ООО «<данные изъяты>» в ООО «РТИТС».
Согласно копии путевого листа №447, действующего с 26 сентября по 26 октября 2023 года, выданного ООО «<данные изъяты>», задания на автомобиле марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, выполнял водитель ФИО4
Из содержания информации ООО «РТИТС» от 28 ноября 2023 года следует, что на дату фиксации правонарушения 03.10.2023 транспортное средство с государственным регистрационным знаком № зарегистрировано в реестре системы взимания платы «Платон» с 05.06.2023 за владельцем транспортного средства ООО «<данные изъяты>» на основании заявления на регистрацию и документа, подтверждающего право владения транспортным средством (автомобилем). В соответствии с договором безвозмездного пользования № 2748463 от 23.05.2023 и актом передачи за транспортным средством с 05.06.2023 закреплено бортовое устройство №.
Оснований не доверять указанным выше документам у суда не имеется, поэтому суд считает их достоверными и допустимыми доказательствами по делу.
Совокупность представленных доказательств позволяет сделать вывод о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство марки «<данные изъяты>» государственный регистрационный знак №, находилось во владении и пользовании ООО «<данные изъяты>», поэтому состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях ООО «Автотехника» отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора Центра автоматической фиксации административных правонарушений Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу №10673342233486099058 от 16 октября 2023 года, вынесенное в отношении ООО "Автотехника" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу директора ООО «Автотехника» Донцовой Е.Н. удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Центра автоматической фиксации административных правонарушений Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Центральному федеральному округу №10673342233486099058 от 16 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ, в отношении ООО «Автотехника» - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Ю. Полякова