ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580025-01-2021-001643-41 от 17.01.2022 Нижнеломовского районного суда (Пензенская область)

Дело (УИД) №58RS0025-01-2021-001643-41

Производство №2-21/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Нижний Ломов 17 января 2022 года

Нижнеломовский районный суд Пензенской области

в составе председательствующего судьи Богдановой О.А.,

с участием истца Скворцова Ю.Н.,

представителей истца Караулова А.В., Арсланова Р.С., допущенных к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ,

представителя ответчика Деминой О.А., представившей доверенность №29 от 27 мая 2021 года,

при помощнике судьи Веденяпиной Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скворцова Ю. Н. к Акционерному обществу «Нижнеломовский электромеханический завод» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности по начислению заработной платы,

Установил:

Скворцов Ю.Н. обратился в суд с иском к АО «Нижнеломовский электромеханический завод» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности по начислению заработной платы, указав, что 15 сентября 2021 года АО «Нижнеломовский электромеханический завод» вынесло приказ №485 о прохождении вакцинации от короновируса. В ноябре 2021 года работодателем АО «НЛЭМЗ» был вынесен приказ об отстранении работника Скворцова Ю.Н. от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что работник не прошёл в установленном порядке обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции и отказался от её прохождения. С данным приказом он не согласен, считает его противозаконным и нарушающим его права. Истец работает в должности наладчика, которая отсутствует в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации №825 от 15 июля 1999 года, следовательно, законных оснований для отстранения его от работы у ответчика не имеется. В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона №157-ФЗ отсутствие профилактических прививок может повлечь только отказ в приёме граждан на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, то есть перечисленных в Постановлении Правительства №825. Из содержания Приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н следует, что профилактические прививки в рамках национального календаря профилактических прививок проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по вакцинации (проведению профилактических прививок); вакцинацию осуществляют медицинские работники, прошедшие обучение по вопросам применения иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики инфекционных болезней, организации проведения вакцинации, техники проведения вакцинации, а также по вопросам оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме; перед проведением профилактической прививки лицу, подлежащему вакцинации, или его законному представителю разъясняется необходимость иммунопрофилактики инфекционных болезней, возможные поствакцинальные реакции и осложнения, а также последствия отказа от проведения профилактической прививки и оформляется информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в соответствии с требованиями статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом, обязанность работодателя осуществлять вакцинацию сотрудников профилактическими прививками действующим законодательством не предусмотрена. Кроме того, ответчик не имеет полномочий обязать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, граждане имеют право на отказ от профилактических прививок (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 11 Федерального закона №157- ФЗ). Таким образом, вынося приказ об отстранении от работы, ответчик нарушил положение ч. 2 ст. 5 Федерального Закона №157-ФЗ, произвольно причислив должность истца к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными заболеваниями. Помимо положений указанного Закона ответчик нарушил положения Трудового Кодекса РФ, в том числе ст. 76 ТК РФ, регламентирующей порядок отстранения от работы. Кроме того, работодатель в нарушении ТК РФ не ознакомил его под роспись с приказом об отстранении от работы. Просит признать приказ, вынесенный АО «Нижнеломовский электромеханический завод» об отстранении Скворцова Ю.Н. от работы незаконным, обязать АО «Нижнеломовский электромеханический завод» произвести начисление Скворцову Ю.Н. заработной платы за период вынужденного простоя, вызванного вынесением незаконного приказа об отстранении.

Истец Скворцов Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что вакцинацию он не проходил, так как вакцина находится в стадии клинических изучений, противопоказаний к вакцинации он не имеет, в июне 2020 года он болел пневмонией, а диагноз коронавирусная инфекция был под вопросом, но он считает, что у него были все признаки коронавирусной инфекции, он добровольно отказался от прохождения вакцинации, о чём сообщил работодателю. С приказом о необходимости вакцинироваться он был ознакомлен мастером Савельевым, но от подписи в ознакомлении с данным приказом он отказался, так как у него были сомнения и неуверенность. 01 ноября 2021 года его и других работников отстранили от работы, так как он и другие отказались от вакцинации. По окончании рабочей смены его пригласили в отдел кадров, где ФИО1 спросила у него будет ли он вакцинироваться, на что он ответил отказом. Ему предложили написать отказ от вакцинации на готовом бланке, но он не захотел заполнять бланк, а хотел написать отказ в произвольной форме, но ФИО1 отказалась принять у него отказ в произвольной форме. С приказом об отстранении от работы его не знакомили. 02 ноября 2021 года, когда он пришёл на работу, то обратился к ФИО2 для получения копии приказа об отстранении от работы, но она отказала ему в выдаче копии приказа. До 14 декабря 2021 года он не знал, что существует приказ об отстранении. Какие-либо акты об отказе расписываться в каких-либо приказах он не видел и в его присутствии они не составлялись. Просил учесть, что он является единственным кормильцем в семье, так как его супруга находиться на пенсии и осуществляет уход за опекаемым. В процессе работы он контактирует с иными работниками, когда находится на проходной, в раздевалке, у рабочего станка с мастером. Просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель истца Скворцова Ю.Н. - Караулова А.В., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, требования своего доверителя поддержал, полагая, что его доверитель был отстранён от работы незаконно, так как на Скворцова Ю.Н. не распространяются положения Федерального закона №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», поскольку его должность не поименована в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации №825 от 15 июля 1999 года. Законных оснований для отстранения Скворцова Ю.Н. от работы у ответчика не имелось. Просил заявленные требования Скворцова Ю.Н. удовлетворить.

Представитель истца Скворцова Ю.Н. - Арсланов Р.С., допущенный к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, требования своего доверителя поддержал, полагая, что Скворцов Ю.Н. был отстранён от работы незаконно. Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО3 указала на то, что в присутствии Скворцова Ю.Н. был оглашён приказ об отстранении от работы, который касался только одного Скворцова Ю.Н., тогда как в материалах дела имеется приказ, в котором от работы отстранены от работы не только Скворцов Ю.Н., но и другие сотрудники. Данный факт даёт основания считать, что в материалы дела был представлен иной приказ об отстранении от работы, а не тот, что был зачитан Скворцову Ю.Н. Просил заявленные требования Скворцова Ю.Н. удовлетворить.

Представитель ответчика АО «Нижнеломовский ЭМЗ» - Демина О.А., действующая по доверенности №29 от 27 мая 2021 года, с исковыми требованиями Скворцова Ю.Н. не согласилась, просила в их удовлетворении отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним (л.д. 15-18, 78-82).

Выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

статьёй 17 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам. Такие права закреплены в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ.

Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В статье 5 Трудового кодекса РФ закреплено, что регулирование трудовых отношений, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в том числе локальными нормативными актами работодателя.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошёл обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

В соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.

Как установлено статьёй 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Из материалов дела усматривается, что 16 января 2015 года между работодателем ОАО «НЛЭМЗ» (работодатель) и Скворцовым Ю. Н. (работник) был заключен трудовой договор №07, в соответствии с которым Скворцов Ю.Н. был принят на должность наладчика автоматов 3 разряда в автоматно - механический цех №1 на неопределённый срок (л.д. 24-26).

Аналогичные сведения отражены в приказе (распоряжении) о приёме работника на работу №03 от 16 января 2015 года и в трудовой книжке Скворцова Ю.Н. (л.д. 23, 32-42).

01 апреля 2016 года между ОАО «НЛЭМЗ» и Скворцовым Ю.Н. заключен трудовой договор №365 (л.д. 27-30) в соответствии с которым Скворцов Ю.Н. был принят на должность наладчика автоматов 3 разряда в автоматно - механический цех №1 (п. 1.1). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. 1.6). Работник обязан приступить к работе в связи с перезаключением трудового договора (п. 1.7). Работник обязан: соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; требования по охране труда и обеспечению безопасности (п. 2.1). Работодатель имеет право привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, принимать локальные нормативные акты (п. 3.1).

Дополнительным соглашением от 29 сентября 2021 года к трудовому договору №365 от 01 апреля 2016 года определено, что работник Скворцов Ю.Н. переведён на должность наладчика автоматов 6 разряда в цехе №1 с 01 октября 2021 года (л.д. 31).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ №157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на: бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании; отказ от профилактических прививок (ч. 1). Отсутствие профилактических прививок влечет: отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 2). При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны: выполнять предписания медицинских работников; в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок (ч. 3).

Согласно ст. 10 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (ч. 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

В силу ст. 11 указанного Федерального закона профилактические прививки проводятся гражданам в медицинских организациях при наличии у таких организаций лицензий на медицинскую деятельность (ч. 1). Профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, одного из родителей либо иного законного представителя несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет или больного наркоманией несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет, законного представителя лица, признанного недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2). Профилактические прививки проводятся гражданам, не имеющим медицинских противопоказаний. Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».

В силу ст. 10 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно ст. 11 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В соответствии со ст. 35 указанного Федерального закона профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ч. 2 ст. 50 указанного Федерального закона при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В связи с угрозой распространения в Пензенской области новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с последующими изменениями), Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с последующими изменениями), учитывая рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека, руководствуясь Законом Пензенской области от 10 апреля 2006 года №1005-ЗПО «О Губернаторе Пензенской области» (с последующими изменениями) на основании постановления Губернатора Пензенской области от 16 марта 2020 года №27 «О введении режима повышенной готовности на территории Пензенской области» с 16 марта 2020 года на территории Пензенской области введён режим повышенной готовности.

Согласно Приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям» (в редакции приказа Минздрава России от 09 декабря 2020 года №1307н «О внесении изменений в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года №125н», действующего на момент возникновения спорных правоотношений) в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям включена в том числе прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.

Так, в указанном приказе предусмотрены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации: к приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн. и более; к приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг; к приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

С учётом эпидемической ситуации по решению исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при вакцинации против коронавирусной инфекции уровни приоритета могут быть изменены (п. 8).

Она становится обязательной, если в субъекте РФ вынесено постановление Главного государственного санитарного врача о вакцинации отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей). Если такое решение об обязательности вакцинации по эпидемическим показателям принято и оформлено актом главного санитарного врача субъекта или его заместителя, то для работников, которые указаны в этом документе, вакцинация становится обязательной.

В силу ч. 2 ст. 10 Федерального закона РФ №157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

В силу п. 6 ч. 1 ст. 51 указанного Федерального закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьёй 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о: проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с последующими изменения и дополнениями) предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путём осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними (пункты 2 и 3 статьи 12).

Из смысла приведённых норм в их системном толковании следует, что вакцинация от COVID-19 Минздравом РФ внесена в национальный календарь профилактических прививок. При этом прививки от коронавируса отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания. Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов. Если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.

Между тем, вакцинация является одним из видов медицинского вмешательства (пункт 5 статьи 2 Федерального закона №323-ФЗ, статья 1 Федерального закона №157-ФЗ), следовательно, её можно провести только с согласия гражданина (пункт 2 статьи 11 Федерального закона №157-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 5 Федерального закона №157-ФЗ предусмотрено право граждан на отказ от профилактических прививок.

Отказ от проведения медицинского вмешательства, в том числе профилактических прививок, оформляется в письменной форме (часть 7 статьи 20 Федерального закона №323-ФЗ, пункт 3 статьи 5 Федерального закона №157-ФЗ).

Ограничением к проведению профилактической вакцинации является наличие у работника медицинских противопоказаний (пункт 3 статьи 11 Федерального закона № 157-ФЗ).

Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07 октября 2021 года №3 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям» (в редакции постановлений от 13 октября 2021 года №4, от 29 октября 2021 года №5) в Пензенской области постановлено: обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) следующим категориям (группам) граждан, подлежащих обязательной вакцинации: работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере, в том числе промышленные предприятия, в том числе предприятия пищевой промышленности (п. 1.1).

Пункт 1 настоящего Постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствие с действующими нормативно-методическими документами Министерства здравоохранения Российской Федерации (п. 2).

Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Пензенской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления: в срок до 01 ноября 2021 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01 декабря 2021 года вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников (п. 3.1); рекомендовать отстранять от работы и/или переводить на дистанционный режим работы с 01 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 01 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего Постановления (п. 3.2); усилить информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (п. 3.3); обеспечить содействие медицинским организациям в проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления (п. 3.4).

В 5.1 указанного Постановления постановлено организовать и провести иммунизацию против COVID-19 отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления.

В п. 6 указанного постановления на Глав муниципальных образований Пензенской области возложена обязанность по обеспечению контроля за проведением иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в п. 1 настоящего Постановления (п. 6.1).

Таким образом, в данную категорию попадают все лица, работающие на основании трудового договора в организации указанной сферы независимо от занимаемой должности.

Согласно Уставу АО «Нижнеломовский электромеханический завод» основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли, участи в организации государственных программ, а также иные цели, не запрещённые законодательством Российской Федерации (п. 3.1).

Для достижения целей, указанных в п. 3.1 настоящего Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: в том числе производство оружия и боеприпасов и прочие (п. 3.2).

На основании приказа генерального директора АО «Нижнеломовский электромеханический завод» №176 от 26 марта 2020 года «О мерах по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции» (с учётом изменений на основании приказа №357 от 12 августа 2021 года) на территории АО «НЛЭМЗ» введён режим повышенной готовности (л.д. 43-58).

Таким образом, АО «Нижнеломовский электромеханический завод» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере промышленности. Следовательно, Общество относится к промышленным предприятиям и не прекращает свою производственную деятельность в период режима функционирования «повышенная готовность» и обязано обеспечить трудовую занятость.

В разъяснениях по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учёта процента вакцинированных Минтрудом России и Роспотребнадзором указано на то, что профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №1307н). Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее - постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона №52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона №157-ФЗ) В постановлениях главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации определены категории (группы) граждан, так называемых «групп риска», которые по роду своей профессиональной деятельности сталкиваются с большим количеством людей, и должны пройти вакцинацию. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. В данных постановлениях также указано, что вакцинация не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением. Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона №52-ФЗ).

В Рекомендациях действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан разъяснено, что работодателю необходимо: определить перечень работников, которые относятся к группе (категории) работников, подлежащих вакцинации по постановлению Главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации (п. 1); издать приказ об организации проведения профилактических прививок. Основания для издания приказа: постановление Главного государственного санитарного врача субъекта; подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; пункт 18.3 СП 3.1.3.2.3 146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; приказ Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям». (п. 2); ознакомить работников, которые подлежат вакцинации, с приказом под роспись (п. 3); в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку работодателю необходимо издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации). Основание абзац восьмой части первой статьи 76 ТК РФ, пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157 «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Форму приказа об отстранении работника в связи с отказом проходить вакцинацию работодатель может разработать самостоятельно. В приказе необходимо указать фамилию, имя, отчество, должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения (на период эпиднеблагополучия) (п. 6); ознакомить работников, перечисленных в пункте 6, с упомянутым приказом под роспись (п. 8).

Из материалов дела усматривается, что 15 октября 2021 года генеральным директором АО «Нижнеломовский электромеханический завод» издан приказ №486 «О вакцинации сотрудников от коронавируса», согласно которому приказано организовать обязательную вакцинацию против новой коронавирусной инфекции работников, кроме работников которые предоставят документально подтверждённый медотвод (заключение медицинской организации, где прямо будет указано на наличие противопоказаний к вакцинации против COVID-19), в срок до 01 ноября 2021 года первым компонентом вакцины либо однокомпонентной вакциной, в срок до 01 декабря 2021 года – вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации; отстранить от работы (без сохранения заработной платы, ст. 76 ТК РФ) с 02 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 02 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением работников, которые предоставят документально подтверждённый медотвод (заключение медицинской организации, где прямо будет указано на наличие противопоказаний к вакцинации против COVID-19), до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы - отмены режима повышенной готовности в Пензенской области либо до предоставления сертификата о вакцинации (л.д. 59-61).

Данным приказом работникам Общества предлагалось в срок до 20 октября 2021 года при наличии противопоказаний к вакцинации либо других причин написать отказ по прилагаемой к приказу форме – Приложение №1 (п. 4 приказа).

С приказом №486 от 15 октября 2021 года истец Скворцов Ю.Н. ознакомлен 18 октября 2021 года, однако от письменного подтверждения факта ознакомления с приказом истец отказался, о чём сотрудниками Общества - ФИО3, ФИО4, ФИО5 был составлен акт об отказе от ознакомления с приказом №486 от 15 октября 2021 года. Свой отказ от письменного подтверждения факта ознакомления с приказом Скворцов Ю.Н. ничем не мотивировал. Также Скворцов Ю.Н. отказался расписаться в указанном акте (л.д. 65).

В судебном заседании из объяснений сторон установлено, что истцом Скворцовым Ю.Н. письменный отказ от прохождения обязательной вакцинации работодателю предоставлен не был.

Из докладной записки ФИО6 №437/1 от 29 октября 2021 года и приложения к служебной записке (л.д. 62-64) усматривается, что на 29 октября 2021 года 47 человек, в том числе Скворцов Ю.Н. (п. 6) не предоставили документ, подтверждающий наличие вакцинации (в том числе, первым компонентом).

В ходе рассмотрения дела установлено, что Скворцов Ю.Н. от проведения вакцинации отказался, письменный отказ от проведения вакцинации не представил работодателю. В связи с данным обстоятельством сотрудниками Общества - ФИО1, ФИО7, ФИО3 01 ноября 2021 года был составлен акт об отказе дачи объяснений отказа от проведения обязательной вакцинации. От подписи в ознакомлении с данным актом Скворцов Ю.Н. отказался (л.д. 66).

Также 01 ноября 2021 года генеральным директором АО «Нижнеломовский электромеханический завод» издан приказ №517, которым со 02 ноября 2021 года были отстранены от работы, в том числе Скворцов Ю.Н. - до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы - отмены режима повышенной готовности в Пензенской области либо до предоставления сертификата о вакцинации (или документов, подтверждающих наличие противопоказаний для вакцинации). Главному бухгалтеру предписано не начислять отстранённым работникам, в том числе истцу Скворцову Ю.Н. заработную плату за период отстранения от работы (л.д. 67-68).

Основанием для издания приказа об отстранение от работы явились: пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Постановление главного государственного санитарного врача по Пензенской области от 07 октября 2021 года №3, от 13 октября 2021 года №4, ст. 76 ТК РФ.

С указанным приказом Скворцов Ю.Н. был ознакомлен 01 ноября 2021 года, однако, от письменного подтверждения факта ознакомления с приказом отказался, о чём сотрудниками Общества - ФИО1, ФИО7, ФИО3 01 ноября 2021 года был составлен акт об отказе от ознакомления с приказом №517 от 01 ноября 2021 года. От письменного подтверждения факта ознакомления с приказом Скворцов Ю.Н. отказался. Свой отказ от ознакомления с приказом ничем не мотивировал. Также Скворцов Ю.Н. отказался знакомиться с данным актом и расписываться в нём (л.д. 69).

Вопреки доводам истца Скворцова Ю.Н. отстранение от работы было осуществлено работодателем в полном соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ. Работодателем в установленном порядке был издан приказ о необходимости обязательной вакцинации, сроках и порядке её проведения либо предоставления подтверждающих документов (сертификата о вакцинации или справки медицинской организации). В приказе зафиксировано, что работники, подлежащие обязательной вакцинации и не прошедшие её, будут отстранены от работы. В связи с непредставлением документального подтверждения прохождения вакцинации к установленному сроку или наличия уважительных причин для отказа пройти вакцинацию, Скворцов Ю.Н. был отстранён от работы до предоставления соответствующих документов. Со всеми приказами Скворцов Ю.Н. был ознакомлен в установленном порядке.

При этом доводы истца о том, что он не был ознакомлен с приказом об отстранении от работы, ничем не подтверждены, опровергаются материалами дела (актом от 01 ноября 2021 года), а также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО1, ФИО3, ФИО7

Так, допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1, ведущий специалист по кадрам АО «Нижнеломовский ЭМЗ», пояснила, что 01 ноября 2021 года приблизительно в 16 часов 15 минут через табельщицу ФИО3 были приглашены сотрудники Общества, которые отказались от прохождения вакцинации и не представили сведения, подтверждающие, что они не могут быть привиты по медицинским показаниям, в том числе был приглашён Скворцов Ю.Н. Она спросила у Скворцова Ю.Н. не передумал ли он относительно вакцинации, на что Скворцов Ю.Н. указал, что не согласен прививаться. Она повторно предложила Скворцову Ю.Н. написать в письменном виде отказ от вакцинации, но Скворцов Ю.Н. отказался заполнить письменный отказ от вакцинации по форме, которая была утверждена (на бланке). Письменный отказ в произвольной форме и собственноручно написанный Скворцов Ю.Н. также не предоставил. В связи с отказом Скворцова Ю.Н. от предоставления объяснений об отказе от вакцинации ею, а также ФИО7, ФИО3 был составлен акт об отказе дачи объяснений, в котором Скворцов Ю.Н. также отказался расписаться. Причины своего отказа он не указывал. После этого она зачитала Скворцову Ю.Н. приказ от 01 ноября 2021 года об отстранении от работы в связи с отказом вакцинироваться и не представлением документов о медотводе. Скворцов Ю.Н. отказался расписываться в листе ознакомления с данным приказом, в связи с чем ей, а также ФИО7, ФИО3 был составлен акт об отказе в ознакомлении с приказом, в котором Скворцов Ю.Н. также отказался расписаться. Причины своего отказа он не указывал, пояснив только, что не хочет расписываться.

Свидетель ФИО7, старший кладовщик и табельщица АО «Нижнеломовский ЭМЗ», пояснила, что 01 ноября 2021 года ведущий специалист по кадрам ФИО1 попросила её поприсутствовать в отделе кадров в тот момент, когда ФИО1 спросила у Скворцова Ю.Н. не передумал ли он относительно вакцинации, предложила ему предоставить медотвод, но Скворцов Ю.Н. отказался прививаться. ФИО1 предложила Скворцову Ю.Н. написать в письменном виде на бланке отказ от вакцинации, но Скворцов Ю.Н. отказался заполнять бланк. Письменный отказ в произвольной форме и собственноручно написанный Скворцов Ю.Н. не предоставлял. В связи с тем, что Скворцов Ю.Н. не предоставил объяснения об отказе от вакцинации, ФИО1, ею и ФИО3 был составлен акт об отказе дачи объяснений, в котором Скворцов Ю.Н. отказался расписаться. После этого ФИО1 зачитала Скворцову Ю.Н. приказ об отстранении от работы в связи с отказом вакцинироваться и не представлением документов о медотводе. Скворцов Ю.Н. отказался расписываться в листе ознакомления с данным приказом, на что ими снова был составлен акт об отказе в ознакомлении с приказом, в котором Скворцов Ю.Н. также отказался расписаться.

Свидетель ФИО3, старший табельщик АО «Нижнеломовский ЭМЗ», пояснила, что 01 ноября 2021 года ей позвонила ведущий специалист по кадрам ФИО1 и попросила её привезти в отдел кадров сотрудников Общества, которые отказались от прохождения вакцинации и не представили сведения, подтверждающие, что они не могут быть привиты по медицинским показаниям. Она пришла вместе с работниками, в том числе с ними пришёл Скворцов Ю.Н. ФИО1 спросила у Скворцова Ю.Н. не передумал ли прививаться, но Скворцов Ю.Н. отказался прививаться. ФИО1 предложила Скворцову Ю.Н. написать в письменном виде на бланке отказ от вакцинации, но Скворцов Ю.Н. отказался заполнять бланк. В связи с тем, что Скворцов Ю.Н. не предоставил объяснения об отказе от вакцинации, ФИО1, ею и ФИО7 был составлен акт об отказе дачи объяснений, в котором Скворцов Ю.Н. отказался расписаться. После этого ФИО1 зачитала Скворцову Ю.Н. приказ об отстранении от работы в связи с отказом вакцинироваться и не представлением документов о медотводе. Скворцов Ю.Н. отказался расписываться в листе ознакомления с данным приказом, на что ими снова был составлен акт об отказе в ознакомлении с приказом, в котором Скворцов Ю.Н. также отказался расписаться. Также она помнит, что в октябре 2021 года, точное число она не помнит, она знакомила Скворцова Ю.Н. с приказом о вакцинации, но Скворцов Ю.Н. отказался расписываться в приказе, в связи с чем она вместе с ФИО5, ФИО4 составили акт об отказе в ознакомлении с актом, в котором Скворцов Ю.Н. также отказался расписаться.

Оснований не доверять показаниям указанных свидетелей у суда не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и с материалами дела.

При этом, ссылка представителя истца Арсланова Р.С. на то, что приказ №517 от 01 ноября 2021 года «Об отстранении от работы отдельных работников» представленный ответчиком в материалы дела, отличается от того, что был издан на момент отстранения Скворцова Ю.Н. от работы 01 ноября 2021 года, на что указала свидетель ФИО3, пояснившая, что приказ об отстранении от работы касался только одного Скворцова Ю.Н. и не содержал фамилий других сотрудников, является голословной, не подтверждённой допустимыми и относимыми доказательствами, поскольку свидетель ФИО3 действительно первоначально указала, что помнит, что приказ об отстранении от работы касался только Скворцова Ю.Н., однако, при обозрении в судебном заседании приказа №517 от 01 ноября 2021 года «Об отстранении от работы отдельных работников» подтвердила, что именно с данным приказом и был ознакомлен Скворцов Ю.Н.

Доводы истца Скворцова Ю.Н. о том, что с вынесенными приказами о необходимости вакцинироваться, об отстранении от работы работодатель его не знакомили, акты об отказе в ознакомлении с приказами в его присутствии не составлялись, подлежат отклонению, поскольку какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ не подтверждены, такие доказательства истцом и его представителями в судебном заседании представлены не были, напротив факт отказа об ознакомлении с приказами подтвердил, как сам истец в ходе рассмотрения дела по существу (с приказом о вакцинации), так и допрошенные в судебном свидетели ФИО1, ФИО7, ФИО3, подтвердившие, факт отказа истца в ознакомлении с приказом об отстранении от работы и с составленными 01 ноября 2021 года актами. Указанные обстоятельства также подтверждаются и исследованными в судебном заседании материалами дела (л.д. 65,66, 69), на которые имеется ссылка выше.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ознакомившись с приказом №486 от 15 октября 2021 года «О вакцинации сотрудников от коронавируса», Скворцов Ю.Н. сообщил работодателю об отказе от вакцинации (не представил документы, подтверждающие наличие противопоказаний к вакцинации против COVID-19), что является реализацией его права, установленного ч. 1 ст. 5 Федерального закона №157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

Вместе с тем, часть 2 статьи 5 Федерального закона №157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает, что отсутствие профилактических прививок влечёт отказ в приёме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Такой Перечень утверждён Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 года №825.

Доводы истца в исковом заявлении и представителя истца Караулова А.В. о том, что должность истца не перечислена в Перечне, установленном Постановлением Правительства РФ №825 от 15 июля 1999 года, несостоятельны, основаны на неверном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судом во внимание не принимаются. Риск заболевания инфекционными болезнями возможен не только при обычном выполнении работ, но и при их выполнении в период возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Новая коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года №66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих». Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года №1307н (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Обязательность прививок в этом случае обуславливается вышеуказанными нормами Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Отказ от такой прививки влечёт те же последствия, что и отказ от прививки в обычных условиях работы с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в условиях пандемии необходимо для защиты здоровья, а зачастую, и жизни каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (CoVlD-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.

Поскольку работник Скворцов Ю.Н. добровольно отказался от обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) без уважительной причины, работодатель издал оспариваемый приказ №517 от 01 ноября 2021 года об его отстранении от работы. Приказ содержит имя и должность работника, основания, по которым он отстраняется от работы, срок отстранения и невыплаты заработной платы.

Судом установлено и доказательств обратного суду не представлено, что отстранение истца от работы произведено в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства. Ответчик при рассмотрении настоящего спора обязан доказать законность отстранения от работы, обязанность представления доказательств того, что истец является носителем инфекционного заболевания, источником распространения новой коронавирусной инфекции, на работодателя в данном случае законом не возложена. Доказательств того, что истец Скворцов Ю.Н. имеет медицинский отвод, суду на день рассмотрения дела не представлено и истцом по существу не оспаривается.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемый приказ работодателя об отстранении Скворцова Ю.Н. от работы вынесен уполномоченным на то лицом, в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения. С приказом об отстранении истец ознакомлен, однако, от подписи в его ознакомлении истец отказался, о чём был составлен 01 ноября 2021 года соответствующий акт, что подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1, ФИО7, ФИО3 Действующим законодательством предусмотрена возможность отстранения работника от выполнения трудовых обязанностей на основании приказа работодателя, в том числе в случае отказа от проведения обязательной профилактической прививки по эпидемиологическим показаниям.

Право на отказ от вакцинации в период нестабильной эпидемиологической обстановки, в виду распространения новой коронавирусной инфекции, при отсутствии медицинских противопоказаний, и не отстранение работника от контактов с лицами, которые по медицинским показаниям не могут поставить профилактическую прививку, нарушает права и свободы таких лиц, что недопустимо, такое право может быть ограничено, в том числе путём отстранения от выполнения работы.

В данном случае право работодателя на отстранение истца от работы отвечает требованиям ст. 76 ТК РФ и согласуется с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, и направлено, в том числе на защиту прав и законных интересов иных работников предприятия.

Суд также принимает во внимание, что оспариваемый приказ издан на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», приказа Минздрава России от 21 марта 2014 года №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», приказа АО «НЛЭМЗ» №586 от 15 октября 2021 года «О вакцинации сотрудников от коронавируса», который в установленном законом порядке не оспорен, незаконным либо недействительным не признан, до настоящего времени не отменён, соответственно является действующим.

Прививка от новой коронавирусной инфекции внесена в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, в силу ст. 5, 10 Федерального закона №157-ФЗ от 17 сентября 1998 года «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» при отсутствии медицинских противопоказаний истец Скворцов Ю.Н. обязан пройти вакцинацию и предоставить соответствующий сертификат работодателю либо представить документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний для вакцинации.

Поскольку до настоящего времени документы, подтверждающие факт самостоятельной вакцинации, либо наличия противопоказаний, либо наличия сведений о перенесённом заболевании (COVID-19) истцом работодателю не представлены, истец в ходе судебного заседания подтвердил отсутствие у него прививки, противопоказаний и наличия сведений о болезни, суд приходит к выводу о том, что законные основания для допущения Скворцова Ю.Н. к работе отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, а также правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 года №1867-О, суд приходит к выводу, что приказ №517 от 01 ноября 2021 года об отстранении от работы при отказе вакцинироваться от COVID-19 является законным, отмене и признанию незаконным не подлежит.

Трудовая функция Скворцова Ю.Н. не может выполняться дистанционно, поэтому работник не может быть временно переведён работодателем на дистанционную работу в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 312.9 Трудового кодекса РФ.

В настоящее время в Пензенской области режим повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не отменён.

За время отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата по общему правилу работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). Кроме того, этот период не включается в стаж, необходимый для предоставления отпуска (ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

Поскольку в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется по правилам ст. 76 Трудового кодекса РФ, отстранение Скворцова Ю.Н. от работы связано с его личным волеизъявлением на основании отказа от обязательной вакцинации, АО «Нижнеломовский электромеханический завод» обоснованно со 02 ноября 2021 года и до допуска к работе не должно начислять и выплачивать Скворцову Ю.Н. заработную плату.

Требование Скворцова Ю.Н. обязать ответчика произвести начисление ему заработной платы за период вынужденного прогула является неправомерным и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

исковые требования Скворцова Ю. Н. к Акционерному обществу «Нижнеломовский электромеханический завод» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, возложении обязанности по начислению заработной платы оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Нижнеломовский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.А. Богданова

Решение в окончательной форме принято 24 января 2022 года.

Судья О.А. Богданова