ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580027-01-2021-009403-32 от 27.12.2021 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 58RS0027-01-2021-009403-32

№ 2-2885/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 декабря 2021 г. г. Пенза

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Иевлевой М.С.

при секретаре Тарховой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ЖСК «Октябрьский» о защите прав неопределенного круга потребителей,

установил:

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» обратилось в суд с иском к ЖСК «Октябрьский» указав, что 15 октября 2021 г. Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» провело общественный контроль по вопросу размещения информации в системе ГИС ЖКХ ЖСК «Октябрьский», осуществляющему деятельность по управлению многоквартирным домом. В ходе проведения указанного мероприятия было выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, в ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: год постройки, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетической эффективности, конструктивной элемент многоквартирного дома – тип фундамента, тип наружного утепления фасада, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом в наличии только за последние три года.

На электронную почту ответчика было направлено претензионное письмо с требованием об устранении выявленных нарушений.

ЖСК «Октябрьский» выявленные нарушения не устранены.

Общественное движение «Ассоциация потребителей Пензенской области» просило:

Признать действия ЖСК «Октябрьский» противозаконными по не предоставлению неопределенному круга потребителей информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14 июня 2016 г. №264 и Федеральным законом РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»,

обязать ЖСК «Октябрьский» прекратить противоправные действия в отношении неопределенного круга потребителей, и в срок, установленный судом, разместить вышеуказанную в исковом заявлении информацию в системе ГИС ЖКХ, предусмотренную ст.ст.6,7 ФЗ РФ «Об информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст.10 Закона РФ «О защите прав потребителей»,

обязать ЖСК «Октябрьский» довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей,

взыскать с ЖСК «Октябрьский» понесенные истцом судебные расходы в размере 20000 руб.

В заявлении, поступившему в суд 23 декабря 2021 г., представитель истца – ФИО1 просил обязать ЖСК «Октябрьский» внести на сайт ГС ЖКХ следующую информацию – кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, общую площадь нежилых помещений, общую площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетической эффективности. Отчет по управлению многоквартирным домом за весь период работы. Просил признать действия ЖСК «Октябрьский» противозаконными по не предоставлению неопределенному кругу информации в системе ГИС ЖКХ, предусмотренной приказом Минкомсвязи России от 14 июня 2016 г. №264 и Федеральным законом РФ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»; обязать ответчика довести в установленный судом срок через средства массовой информации – областную газету «Наша Пенза» резолютивную часть решения суда до сведения потребителей; взыскать с ответчика в пользу Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» понесенные расходы в размере 10000 руб.

Представитель истца Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика ЖСК «Октябрьский» - ФИО2, действующая на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» не признала, представила письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому, полагает, что истцом был нарушен порядок проведения общественного жилищного контроля. В соответствии с п.8 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, систем многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок проведения общественного контроля, а также права субъектов общественного жилищного контроля определены в Порядке осуществления общественного жилищного контроля, утвержденном Постановлением Правительства Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. №1491, в соответствии с которым решение о проведении контроля, информация о своей деятельности, проводимых мероприятиях общественного контроля обнародуются субъектом жилищного контроля посредством размещения в информационной-телекоммуникационной сети «Интернет». При необходимости информация о результатах общественного жилищного контроля направляется в органы прокуратуры и (или) органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля (надзор) или муниципального контроля за деятельностью органов и (или) организаций, в отношении которых осуществляется общественный жилищный контроль. Полагает, что у истца нет прав на подачу настоящего искового заявления. Перечень информации, подлежащей размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства определен в ст. 6 Федерального закона Российской Федерации №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». Согласно ст.ст.12, 20 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок осуществления государственного жилищного надзора относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации и осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзор, установленных Правительством Российской Федерации. В силу положений п.п.2 ст.2 Федерального закона Российской Федерации №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» к субъектам, размещающим информацию в системе (поставщики информации) относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предпринимателя, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе. Согласно Положению о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор и обеспечивает проведение государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения на территории Пензенской области. Полагает, что функции контроля за надлежащим исполнением поставщиками информации требований Федерального закона Российской Федерации №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области, а не истец. Доказательств, свидетельствующих об обращении к истцу определенного потребителя – собственника либо нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, которому ответчиком не была предоставлена соответствующая информация, подлежащая размещению в государственной информационной системе ЖКХ, истцом не представлено. Кроме того, часть информации, которую просит разместить истец, опубликовать невозможно. В частности, ЖСК «Октябрьский» не может разместить информацию о серии и типе постройки дома, поскольку за давностью постройки документация является утерянной и восстановлению не подлежит; нежилые помещения у ответчика отсутствуют; класс энергетической эффективности устанавливается с 2011 года, а спорный многоквартирный дом 1978 года постройки; общее имущество третьими лицами не используется; тип фундамента и тип наружного утепления фасада установить невозможно ввиду отсутствия документации.

На основании изложенного, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав мнение представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

П. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрена обязанность изготовителя (исполнителя, продавца) своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с ч. 10.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.

Отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, в том числе, сборе, обработке информации для ее включения в данную информационную систему, хранении такой информации, обеспечении доступа к ней, ее предоставлении, размещении и распространении регулирует Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (далее по тексту – Федеральный закон №209-ФЗ от 21 июля 2014 г.).

Ст. 2 Федерального закона №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. предусмотрено, что государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством; субъекты, размещающие информацию в системе, органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Согласно ч. 18 ст. 7 указанного Федерального закона лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 6, 7, 21 - 25, 28 - 33, 35 - 40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов обществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), установлены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 74, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 114/пр от 29 февраля 2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Адрес официального сайта ГИС ЖКХ в сети «Интернет» определен Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 934/пр от 30 декабря 2014 г. «Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - www.dom.gosuslugi.ru.

Согласно п.1.1, 1.2 Устава Общественного движения «Ассоциации потребителей Пензенской области» АППО является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным в форме общественного движения, не имеющего членства, созданного по инициативе граждан, объединившихся на основе общности взглядов на формирование экономических, социально-политических, правовых и общественных отношений.

Организационно-правовая форма: общественное движение.

В соответствии с п. 2.1 Устава Общественного движения «Ассоциации потребителей Пензенской области», основной целью АППО является защита прав и интересов потребителей.

Согласно п. 3.1 вышеуказанного Устава имеет право, в том числе, осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей хозяйствующими субъектами (продавцами, изготовителями товаров, исполнителя работ, услуг); по результатам общественного контроля направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов; участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (групп потребителей, неопределенного круга потребителей).

В судебном заседании установлено, что ЖСК «Октябрьский» осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <...>.

Как следует из материалов дела, 15 октября 2021 г. АППО был проведен общественный контроль с целью определения соответствия размещенной ЖСК «Октябрьский» информации в системе ГИС ЖКХ требованиям ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Закону РФ «О защите прав потребителей», по результатам которого составлен акт общественного контроля от 15 октября 2021 г. № 199.

Согласно акту общественного контроля от 15 октября 2021 г. № 199, подписанному общественным инспектором ФИО1 и утвержденному председателем АППО, на сайте ГИС ЖКХ отсутствует следующая информация: год постройки, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетической эффективности, конструктивной элемент многоквартирного дома – тип фундамента, тип наружного утепления фасада, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом в наличии только за последние три года.

15 октября 2021 г. Общественным движением «Ассоциация потребителей Пензенской области» в адрес ЖСК «Октябрьский» направлено письмо с требованием об устранении выявленных в ходе проверки нарушениях в соответствии с п.п. «р» п.31 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

10 ноября 2021 г. экспертом Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» ФИО1, была подготовлена экспертиза информации, отраженной в акте общественного контроля от 15 октября 2021 г. №199, согласно которой на сайте ГИС ЖКХ отсутствует информация, которая, по мнению истца, должна быть размещена ответчиком: год постройки, кадастровый номер земельного участка, на котором расположен дом, количество нежилых помещений, общая площадь нежилых помещений, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, класс энергетической эффективности, конструктивной элемент многоквартирного дома – тип фундамента, тип наружного утепления фасада, выполняемые работы по содержанию и ремонту общего имущества, использование общего имущества, отчет по управлению многоквартирным домом в наличии только за последние три года. Сделано заключение о нарушении ответчиком требований п.п. 14, 21, 24, 25, 42 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с абз. 4 и 9 п. 2 ст. 45 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом; обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

Согласно ч. 19 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения прав и законных интересов граждан может осуществляться общественный жилищный контроль, субъектами которого могут являться общественные объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации и осуществления общественного контроля регламентирован Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

В жилищной сфере нормативные положения об общественном контроле конкретизируются в Правилах осуществления общественного жилищного контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1491 от 26 декабря 2016 г.

Согласно ч.ч. 1 и 2 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» общественный контроль осуществляется в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы, в иных формах, не противоречащих настоящему Федеральному закону, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия. Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Как следует из материалов, фактически истцом в отношении ответчика были проведены мероприятия общественного контроля в двух формах – общественной проверки, принимая во внимание привлечение общественного инспектора, по результатам которой составлен акт от 15 октября 2021 г. № 199, и общественной экспертизы, по результатам которой была подготовлена экспертиза от 10 ноября 2021 г.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной проверкой в настоящем Федеральном законе понимается совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. Общественные проверки проводятся в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами (ч.1). Для осуществления общественной проверки привлекается общественный инспектор (ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Согласно ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» под общественной экспертизой в настоящем Федеральном законе понимаются основанные на использовании специальных знаний и (или) опыта специалистов, привлеченных субъектом общественного контроля к проведению общественной экспертизы на общественных началах, анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, проверка соответствия таких актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов требованиям законодательства, а также проверка соблюдения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (ч. 1). Общественная экспертиза проводится общественным экспертом (ст. 23 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Порядок организации и проведения общественной проверки и общественной экспертизы устанавливается ее организатором (ч. 3 ст. 20, ч. 5 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В силу п. 4 Правил решение о проведении общественного жилищного контроля (далее – решение о проведении контроля) принимается субъектом общественного жилищного контроля и содержит сведения о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а также иные сведения, предусмотренные настоящими Правилами для осуществления общественного жилищного контроля в определенных формах или включенные в решение о проведении контроля по усмотрению субъекта общественного контроля.

В случае если общественный жилищный контроль проводится в форме общественной проверки – решение о проведении контроля содержит данные (фамилия, имя, отчество, образование, квалификация) общественных инспекторов, привлеченных к осуществлению общественной проверки (пп. «а» п. 5 Правил).

Детализируя положения п. 4 Правил, п.п. 7-9 Правил предусматривают, что предметом общественного жилищного контроля являются акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы, а также действия (бездействие) государственных (муниципальных) органов и организаций, осуществляющих деятельность в жилищной сфере. В качестве формы общественного жилищного контроля указывается одна и (или) несколько форм, предусмотренных Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Определение процедуры проведения общественного жилищного контроля предусматривает описание действий и мероприятий, включающее сроки и способы их совершения, реализуемые в ходе осуществления общественного жилищного контроля.

Ч. 4 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определено, что организатор общественной проверки доводит до сведения руководителя проверяемых органа или организации информацию об общественной проверке, о сроках, порядке ее проведения и определения результатов.

Решение о проведении контроля обнародуется субъектом общественного жилищного контроля посредством его размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), а с 1 июля 2017 года – в том числе посредством его размещения в ГИС ЖКХ (п. 6 Правил).

Согласно ч. 7 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» отбор кандидатур для включения в состав общественных экспертов осуществляется организатором общественной экспертизы на основании сведений, предоставленных научными и (или) образовательными организациями, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, а также на основании сведений, размещенных на личных страницах общественных экспертов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В п.п. 14-18 Правил определен порядок отбора кандидатур общественного эксперта.

На основании ч. 7 ст. 20 и ч. 9 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», п. 19 Правил по результатам проведения общественного контроля субъектом общественного контроля оформляется итоговый документ: по результатам общественной проверки акт, по результатам общественной экспертизы заключение.

Акт должен содержать, в частности, основания для проведения общественной проверки, перечень документов и других материалов, изученных в ходе общественной проверки, установленные и документально подтвержденные факты и обстоятельства нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций или запись об отсутствии таковых, выводы о результатах общественной проверки и предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений. Акт направляется руководителю проверяемых органа или организации, а также иным заинтересованным лицам, размещается субъектами общественного контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 7 и 8 ст. 20 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

Заключение должно содержать: 1) объективные, достоверные и обоснованные выводы общественных экспертов (экспертной комиссии) о соответствии или несоответствии акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза, или их отдельных положений законодательству Российской Федерации, а также о соблюдении или несоблюдении прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций; 2) общественную оценку социальных, экономических, правовых и иных последствий принятия акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза; 3) предложения и рекомендации по совершенствованию акта, проекта акта, решения, проекта решения, документа или других материалов, в отношении которых проводилась общественная экспертиза. Заключение направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (ч.ч. 9 и 10 ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»).

В случае если при проведении общественного жилищного контроля осуществлялись анализ и оценка актов, проектов актов, решений, проектов решений, документов и других материалов, к итоговому документу прилагаются соответствующие акты, проекты актов, решения, проекты решений, документы и другие материалы (п. 19 Правил).

Согласно п. 20 Правил субъекты общественного жилищного контроля в соответствии с положениями Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» обнародуют информацию о своей деятельности, о проводимых мероприятиях общественного жилищного контроля и об их результатах посредством ее размещения в сети «Интернет», а с 1 июля 2017 года – в том числе посредством ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.

Между тем истцом не представлены доказательства того, что при проведении мероприятий общественного контроля в отношении ответчика им были соблюдены требования о порядке осуществления общественной проверки и общественной экспертизы, содержащиеся в указанных выше Федеральном законе «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и Правилах осуществления общественного жилищного контроля, а именно:

1) отсутствует решение о проведении общественного контроля, которое подлежало направлению ответчику и должно было быть обнародовано посредством его размещения в сети «Интернет», а также его размещения в ГИС ЖКХ, где содержится информация о предмете, форме общественного жилищного контроля и его организаторе, сроках (продолжительности), процедуре его проведения и определения результатов, в том числе о порядке подготовки и оформления итогового документа по результатам осуществления общественного жилищного контроля, а при проведении общественной проверки также фамилия, имя, отчество, образование, квалификация общественного инспектора, привлеченного к ее осуществлению общественной проверки;

2) не представлена информация о порядке отбора кандидатуры общественного эксперта;

3) в акте общественного контроля отсутствует указание: на основания для проведения общественной проверки, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений, на приложение скриншотов страниц сайта ГИС ЖКХ, о которых идет речь в акте; в заключение экспертизы отсутствует указание на предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений;

4) акт не был направлен руководителю проверяемой организации, а также иным заинтересованным лицам, а заключение – на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

5) истцом не представлены сведения о результатах общественного контроля на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также размещение акта и заключения в сети «Интернет», в том числе в ГИС ЖКХ.

Направляя ответчику претензию от 15 октября 2021 г. с требованием устранить выявленные в ходе общественной проверки нарушения, истец превысил свои полномочия, указанные в ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», которая не предоставляет права общественным объединениям потребителей требовать от хозяйствующих субъектов совершения каких бы то ни было действий.

Между тем несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Таким образом, объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

При этом представленные истцом в качестве доказательств и обоснования заявленных требований итоговые документы общественного контроля не являются для суда абсолютными доказательствами, поскольку составляются негосударственными контролирующими органами, учитывая выписки из ГИС ЖКХ, заверенные электронной подписью, представленные ответчиком.

В силу положений п. 2 ст. 2 Федерального закона №209-ФЗ от 21 июля 2014 г. к субъектам, размещающим информацию в системе (поставщики информации) относятся: органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, иные лица, которые обязаны в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации размещать информацию в системе.

Перечень информации, подлежащей размещению в государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства определен в ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 21 июля 2014 г.

Как следует из искового заявления, в системе ГИС ЖКХ по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <...>, отсутствует информация о классе энергетической эффективности дома, что истец связывает с незаконными действиями (бездействием) ответчика.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 18 ст. 7 Федерального закона № 209-ФЗ от 21 июля 2014 г. лица, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по управлению многоквартирными домами, по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирных домах, по предоставлению коммунальных услуг, размещают в системе информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 6, 7, 21-25, 28-33, 35-40 ч. 1 ст. 6 настоящего Федерального закона.

Размещение информации с указанием класса энергетической эффективности таких домов и объектов, а также документов, подтверждающих соответствие многоквартирных домов и жилых домов, объектов коммунальной и инженерной инфраструктур требованиям энергетической эффективности предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 21 июля 2014 г., и в силу п. 16 ст. 7 указанного закона ее размещение в системе возложено на органы местного самоуправления.

Поскольку ответчик не является органом местного самоуправления, соответственно информация, предусмотренная п. 14 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 209-ФЗ от 21 июля 2014 г., размещению ответчиком не подлежала.

Согласно ст. 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В силу разъяснений п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» уполномоченные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица, в целях осуществления своей уставной деятельности вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей) только при наличии их соответствующей просьбы (просьб), выраженной в жалобе (жалобах), поданной (поданных) в письменной форме.

Таким образом, вопреки доводам представителя ответчика, просьба, выраженная в жалобе потребителя в письменной форме необходима лишь при обращении общественного объединения потребителей в суд в защиту прав и законных интересов конкретного потребителя (группы потребителей). По смыслу закона при осуществлении мероприятий общественного контроля за соблюдением прав потребителей и обращении общественного объединения потребителей в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей наличие просьбы потребителя, выраженной в жалобе, не требуется.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку истцом не представлено надлежащих и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Обстоятельства нарушения прав неопределенного круга лиц действиями ответчика судом не установлены.

Принимая во внимание изложенное, согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов в размере 10000 руб. также удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Общественного движения «Ассоциация потребителей Пензенской области» к ЖСК «Октябрьский» о защите прав неопределенного круга потребителей отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 г.

Судья М.С. Иевлева