ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 580029-01-2022-000015-73 от 24.03.2022 Пачелмского районного суда (Пензенская область)

УИД № 58RS0029-01-2022-000015-73

Дело № 2-21/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Пачелма 24 марта 2022 года

Пачелмский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Горячева А.А.,

при секретаре Абрашкиной С.В.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству государственного имущества Пензенской области о признании недействительными торгов по продаже земельных участков, признании недействительными договоров, заключенных с покупателями земельных участков посредством публичного предложения, принятии решения об определении начальной цены для проведения публичных торгов в размере рыночной стоимости земельных участков на 22 сентября 2020 года, совпадающей с кадастровой стоимостью, возложении обязанности проведения новых публичных торгов по начальной цене определенной судом, с информированием об этом путем допуска к ознакомлению со всеми документами по организации торгов, и взыскании государственной пошлины,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству государственного имущества Пензенской области с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон о земле), 22 сентября 2020 года Пачелмский районный суд Пензенской области, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-100/2020, по иску Департамента государственного имущества Пензенской области к ФИО1 об изъятии земельных участков для продажи с публичных торгов, принял решение изъять у ФИО1 в связи с не использованием их по целевому назначению, земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные в Пачелмском районе Пензенской области с кадастровыми номерами: , площадью 27143 кв. метров, площадью 195942 кв. метров, , площадью 456912 кв. метров, площадью 209485 кв. метров, площадью 622447 кв. метров, площадью 140213 кв. метров, для продажи с публичных торгов (далее - Судебное решение об изъятии).

Согласно ст. 6 п. 10 Закона о земле начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

По смыслу указанной нормы, начальная продажная цена имущества на публичных торгах может быть определена только судом. Определение стоимости имущества, подлежащего реализации на торгах, или его оценка имеют существенное значение, поскольку непосредственно влияют на организацию, проведение и результат этих торгов. Неустановление судом начальной продажной цены имущества, квалифицируется как нарушение норм материального права и является безусловным основанием для отмены Торгов. Аналогичного мнения придерживается Верховный Суд Российской Федерации (далее - ВС РФ) (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27.09.2016 г. № 42-КГ 16-2) и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 г. № 26) при рассмотрении подобных дел.

Однако Судебное решение об изъятии, не содержит указаний о способе определения начальной цены Торгов. В ходе судебного разбирательства данный вопрос не обсуждался, что лишило Истца возможности воспользоваться своими правами при изъятии собственности и повлиять на формирование начальной стоимости при продаже на Торгах, которая имеет существенное влияние на результат Торгов.

Несмотря на отсутствие указанного судом способа определения начальной цены Торгов, Министерство государственного имущества Пензенской области (ранее - Департамент государственного имущества Пензенской области) (далее - Ответчик) провел Торги, при этом превысил свои должностные полномочия, нарушив законодательство РФ (в частности Закон о земле) и Конституцию РФ (в частности принцип разделения власти судебной и исполнительной), самостоятельно определив начальную цену Торгов.

Результат проведенных Торгов следующий:

- два участка с кадастровыми номерами и были проданы посредством публичного предложения (далее - Публичная продажа), однако Истцу не была предоставлена информация о проведенных Торгах и даже дата продажи Истцу не была озвучена, по имеющейся у Истца информации, это диапазон от 28 июля 2021 года (окончание приема заявок повторных Торгов) и 11 августа 2021 года (первое обращение к Ответчику за подробной информацией);

- по оставшимся четырем участкам с кадастровыми номерами , , и Торги, проведенные посредством публичного предложения от 30 июля 2021 года, признаны несостоявшимися, и в соответствии с Законом о земле наступила обязанность приобрести такой земельный участок в государственную собственность, распоряжением Правительства Пензенской области от «11» ноября 2021 года № 636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения» (далее - Распоряжение о приобретении), которое Истец получил 27 декабря 2021 года заказным письмом.

Исходя из этого, Истец считает, что Ответчиком были нарушены правила проведения торгов, установленные ст. ст. 448, 449, 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на основании п. 1 ст. 449 ГК РФ. Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

- были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи.

Ответчик нарушил требования Закона о земле по судебному указанию способа определения начальной цены для публичных торгов, что привело к неправильному определению цены продажи, а следовательно, все проведенные Ответчиком Торги, состоявшиеся и несостоявшиеся, должны быть признаны недействительными со всеми последствиями признания торгов недействительными в соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ.

Судебное решение об изъятии, Истец считает неполным, и просит восстановить его право на справедливое судебное разбирательство и принять решение о способе определения начальной цены публичных торгов, по состоянию на 22 сентября 2020 года, в данном судебном процессе с учетом восстановленных прав Истца при определении начальной цены для проведения публичных торгов.

Постановлением Правительства Пензенской области 07 сентября 2012 года № 645-пП (далее - Постановление 645-пП), и в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценке), была утверждена кадастровая оценка участков сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства Пензенской области 01 декабря 2016

года № 602-пП (далее - Постановление 602-пП) был утвержден порядок перехода по проведению кадастровой оценки в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастре). Согласно Закону о кадастре, действие кадастровой

оценки не может превышать четыре года, с учетом переходных положений на «01» января 2020 года все виды объектов кадастрового учета должны иметь не просроченную кадастровую стоимость. Следовательно, крайняя дата утверждения кадастровой стоимости, не может быть ранее, чем за четыре года до «01» января 2020 года, то есть не старше «01» января 2016 года.

Ответчик нарушил требования Закона о кадастре, и не провел очередную кадастровую оценку земель сельскохозяйственного назначения в требуемые сроки, чем допустил просрочку (недействительность), действующих с 07 сентября 2012 года, результатов кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения, тем самым, нарушил права Истца по применению непросроченной кадастровой стоимости при определении начальной цены для проведения публичных торгов. Своим бездействием Ответчик нарушил права и обязанности всех заинтересованных сторон, в частности для целей налогообложения.

В данном случае, опираясь на ГК РФ, документ об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, нужно рассматривать как односторонний публичный договор с определенным сроком действия, на основании которого возникают права и обязанности всех заинтересованных сторон. Окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, то есть обнуляются права и обязанности, определенные таким договором, либо такой договор считается автоматически пролонгированным на тех же условиях в случае отсутствия возражений любой из заинтересованных сторон.

По состоянию на 22 сентября 2020 года, все заинтересованные стороны продолжали использовать для осуществления своих прав и обязанностей кадастровую оценку участков сельскохозяйственного назначения, утвержденную Постановлением 645-пП, следовательно, кадастровая оценка была автоматически пролонгирована на тех же условиях со следующей даты со дня окончания срока действия. В этой связи, следует считать датой утверждения кадастровой оценки участков сельскохозяйственного назначения 01 января 2020 года. Таким образом, по состоянию на 22 сентября 2020 года, результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов, и должны быть допущены судом для применения в качестве начальной цены изъятых земельных участков.

Нарушение Закона о кадастре Ответчиком, в результате его бездействия, Истец считает существенным и просит восстановить его право на справедливое судебное разбирательство, допустив действующую кадастровую стоимость по состоянию на 22 сентября 2020 года, при принятии решения о способе определения начальной цены публичных торгов, в данном судебном процессе с учетом восстановленных прав Истца при определении начальной цены для проведения публичных торгов.

Истец утверждает, что справедливая начальная цена для публичных торгов, которая должна устроить все заинтересованные стороны, совпадает с кадастровой стоимостью, действовавшей на 22 сентября 2020 года. Это утверждение основано на позиции всех заинтересованных сторон, прямо или косвенно свидетельствующих в пользу данного утверждения.

Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) в своем определении от 03.07.2014 г. № 1555-О указал, что под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, - рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. Преимущество же применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой. В то же время установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости, в том числе в целях налогообложения, само по себе не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая и рыночная стоимости объектов взаимосвязаны, и кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной методом ее определения (массовым характером), и пока любая заинтересованная сторона это не оспорила, эти стоимости можно считать равнозначными. Аналогичного мнения придерживается ВС РФ (Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.20 15 № 28) и ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.20 13 г. № 10761/11), при рассмотрении подобных дел.

С даты утверждения кадастровой стоимости 07 сентября 2012 года и по 22 сентября 2020 года, ни одна из заинтересованных сторон ее не оспорила, а у Ответчика была возможность и даже обязанность ее оспорить (путем проведения очередной кадастровой оценки), следовательно, кадастровая стоимость соответствовала рыночной стоимости, устраивала Ответчика и все заинтересованные стороны, продолжив применяться в частности для целей налогообложения и определения арендной платы.

Кроме того, применение любой начальной цены для публичных торгов, равно как и предъявление любых других оценок, отличающихся от кадастровой стоимости, опровергнет предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель, что приведет к ее оспариванию, и как следствие, к нарушению законных прав и обязанностей третьих лиц.

В соответствии с Законом о земле, начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Законом об оценке. Согласно Закону об оценке, в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанный спор подлежит рассмотрению судом. Суд вправе обязать стороны совершить сделку по цене, определенной в ходе рассмотрения спора в судебном заседании, только в случаях обязательности совершения сделки. Принудительное изъятие и продажа с публичных торгов имущества, требует обязательности совершения сделки, в связи с этим на суд возложено право и обязанность по определению цены сделки (начальной цены для публичных торгов). Истец просит назначить в качестве начальной цены изъятых земельных участков для проведения публичных торгов – рыночную стоимость, совпадающую с действующей по состоянию на 22 сентября 2020 года кадастровой стоимостью на 100 (сто) процентов.

На основании вышеизложенного, Истец просит признать недействительными проведенные Ответчиком в течение 2021 года Торги, по продаже изъятых у ФИО1 земельных участков, в том числе:

- продажу посредством публичного предложения земельных участков с кадастровыми номерами и ;

- несостоявшиеся Торги, но определившие цену обязательного выкупа по земельным участкам с кадастровыми номерами , и .

Применить последствия признания недействительными проведенных

Торгов. В том числе:

- признать недействительными договора, заключенные с покупателями на Торгах посредством публичного предложения, по земельным участкам с кадастровыми номерами и ;

- признать недействительной определение цены обязательного выкупа по земельным участкам с кадастровыми номерами ,

, и

Принять решение об определении начальной цены для проведения публичных торгов в размере рыночной стоимости, совпадающей с действующей по состоянию на 22 сентября 2020 года кадастровой стоимостью на 100 (сто) процентов, а именно для земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:

- площадью 27143 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 137072 рубля 15 копеек;

- площадью 195942 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 250805 рублей 76 копеек;

- площадью 456912 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 2307405 рублей 60 копеек;

- площадью 209485 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 268140 рублей 80 копеек;

- площадью 622447 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 3691110 рублей 71 копейка;

- площадью 140213 кв. метров, расположенного по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский - начальная цена 179472 рубля 64 копейки.

Обязать Ответчика провести новые публичные торги по начальной цене, определенной судом.

Обязать Ответчика информировать Истца, о ходе новых публичных торгов, путем допуска к ознакомлению со всеми документами об организации и проведении Торгов, в отношении вышеуказанных земельных участков.

Взыскать с Ответчика в пользу Истца госпошлину, в сумме 300 рублей.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. При этом дополнительно обратил внимание суда, что в результате самостоятельного (без соответствующего решения суда) определения Ответчиком начальной цены продажи земельных участков исходя из их рыночной, а не кадастровой стоимости, нарушены его права. По его мнению, правовая неопределенность в вопросе применения кадастровой стоимости земельных участков была создана в результате бездействия Ответчика, который после истечения пятилетнего срока действия кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области №645-пП от 07 сентября 2012 года, не принял мер для проведения очередной кадастровой оценки, что является нарушением законодательства. Вместе с тем, результаты кадастровой оценки, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Пензенской области, продолжали применяться для целей налогооблажения и арендной платы.

Представитель ответчика Министерства государственного имущества Пензенской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 01 февраля 2022 № 25-458, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явилась. В адрес суда направила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

В отзыве на исковое заявление, указала, что доводы, изложенные в исковом заявлении ФИО1 о признании торгов о продаже земельных участков, считает необоснованным по следующим основаниям.

Согласно решению Пачелмского районного суда Пензенской области от

22 сентября 2020 года у Истца изъяты в связи с неиспользованием по целевому назначению земельные участки с кадастровыми номерами , , , , и категория: земли сельскохозяйственного назначения, расположенные в Пачелмском районе Пензенской области, для их продажи с публичных торгов.

В силу пункта 8 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями) в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и об их продаже с публичных торгов орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении таких земельных участков проводит публичные торги по их продаже в порядке, установленном земельным законодательством.

Согласно пункта 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 26.01.2012 № 35-пП, Ответчик, руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями) (далее - Федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения), статьей 39.11 Земельного кодекса РФ на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 27.01.2021 № 15-рП объявил аукцион по продаже указанных земельных участков. Указанный аукцион в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ был признан несостоявшимся в связи с отсутствием поступивших заявок на участие в аукционе (протокол рассмотрения заявок № 1 от 19 марта 2021 года).

Согласно пункта 10 статьи 6 Федерального закона об обороте земель начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Определение начальной цены аукциона по продаже земельных участков в размере кадастровой стоимости земельных участков противоречило бы федеральному законодательству: пункту 10 статьи 6 указанного закона в связи с тем, что ее результаты утверждены Постановлением Правительства Пензенской области от 07.09.2012 № 645-пП, то есть утверждены более чем за пять до принятия решения Пачелмским районным судом об изъятии земельных участков.

Начальная цена земельных участков была определена на основании отчета ООО «КАФ «Эксперт-Аудит» № 130-20 от 18 декабря 2020 об определении рыночной стоимости указанных шести земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Во исполнение пунктов 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона, повторного аукциона и о продаже земельных участков с публичных торгов посредством пyбличного предложения размещалось на официальном сайте Российской Федерации в информационно ‑ телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на сайте Ответчика, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение было доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатором аукциона было также обеспечено опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

В связи с тем, что публичные торги по продаже изъятых земельных участков признаны 19 марта 2021 несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводились повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися (пункт 13 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 1 01-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями).На основании распоряжения Правительства Пензенской области от 22.04.2021 № 188-рП «О проведении повторного аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» Ответчиком объявлен аукцион по продаже указанных земельных участков, начальная цена которых на повторных публичных торгах была снижена на 20 процентов от начальной цены аукциона, признанных 19 марта 2021 года несостоявшимися. В соответствии с пунктом 13 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с последующими изменениями) проведены повторные торги, которые 04 июня 2021 года признаны несостоявшимися.

Согласно пункту 14 статьи 6 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения с начальной ценой.

Распоряжением Правительства Пензенской области от 15.06.2021 № 286-рП принято решение о проведении публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения посредством публичного предложения с начальной ценой продажи земельных участков, определенной в размере начальной цены повторных торгов. По результатам торгов в форме публичного предложения, состоявшихся 02 августа 2021 года, проданы 2 земельных участка с кадастровыми номерами и .

Продажа посредством публичного предложения земельных участков с кадастровыми номерами , , , признана несостоявшейся, в связи с отсутствием поступивших заявок на участие в публичных торгах (протокол № 1 от 30.07.2021).

Во исполнение пункта 14 статьи 6 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в адрес Шейнского сельсовета Пачелмского района, на территории которого расположены изъятые земельные участки, было направлено предложение о покупке не проданных в результате торгов в форме публичного предложения земельных участков. Письмом от 06 августа 2021 № 261 Шейнский сельсовет Пачелмского района Пензенской области отказался от их покупки.

В соответствии с пунктом 14 Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан приобрести земельные участки, не проданные в результате торгов в форме публичного предложения, и не приобретенные в собственность поселения, в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

11 ноября 2021 года принято распоряжение Правительства Пензенской области № 636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения» по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

На основании изложенного, следует, что торги по продаже земельных участков проведены в соответствии с законодательством РФ, исковые требования не обоснованные и не подлежат удовлетворению судом. Истец в нарушение статьи 10 Гражданского кодекса РФ злоупотребляет правом на обжалование торгов.

В связи с чем, просит суд отказать Истцу в удовлетворении исковых требований полностью.

В дополнении к отзыву на исковое заявление представитель Министерства государственного имущества Пензенской области ФИО2 также указала, что согласно п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Торги в форме аукциона, повторного аукциона, продажа посредством публичного предложения проведены Ответчиком в соответствии с положениями действующего законодательства РФ. Извещения о проведении аукционов, форма заявки на участие в аукционах, проект договора купли-продажи, протоколы, составленные в ходе проведения торгов опубликованы в общем доступе в соответствии со статьей 39.12 Земельного кодекса РФ. Действующим законодательством РФ не предусмотрено опубликование решений уполномоченных органов (распоряжений Правительства Пензенской области) о проведении аукционов. Нарушения в ходе проведения торгов во исполнение решения Пачелмского районного суда Пензенской области от 22 сентября 2020 года, вступившего в законную силу, отсутствуют.

Истец не воспользовался своим правом на обжалование указанного решения Пачелмского районного суда Пензенской области в установленный законом срок, который истек.

Приказом Министерства государственного имущества Пензенской области от 09.11.2021 № 446-пр, вступившего в силу с 01.01.2022, утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения», расположенных на территории Пензенской области.

Сведения о кадастровой и рыночной стоимости изъятых у ФИО1 земельных участков следующие:

Кадастровый

номер земельного участка

Кадастровая

стоимость, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 07.09.2012 № 645-пП, действующая в целях проведения аукционов до 01.01.2018

Рыночная стоимость по состоянию на 27.01.2021

(дата принятия распоряжения Правительства ПО

№ 15-р)

Кадастровая стоимость, утвержденная Приказом Министерства государственного имущества Пензенской области от 09.11.2021 № 446-пр, действующая с

01.01.2022

137072,15 250805,76 2307405,6 268140,8 3691110,7 179472,64

42 320,0 313310,0

730600,0 334970,0 995290,0 224200,0

68128,93

491814,42

1146849,12

525 807,35

1 562 341,97

351 934,63

Начальная цена изъятых земельных участков на публичных торгах определялась в размере рыночной стоимости таких земельных участков, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ («Об оценочной деятельности в Российской Федерации). Государственный контракт № 64 от 07.12.2020 на оказание услуг по определению рыночной стоимости земельных участков заключался в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При таких обстоятельствах полагает, что отсутствуют правовые основания для обжалования торгов в соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса РФ.

Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Суд, выслушав доводы истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 8 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении такого земельного участка обеспечивает при необходимости проведение кадастровых работ и устанавливает вид разрешенного использования (при его отсутствии) земельного участка, а также проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном земельным законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 10 ст. 6 названного федерального Закона начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов. Способ определения начальной цены изъятого земельного участка на публичных торгах указывается в решении суда об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по одному из оснований, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Согласно п. 13 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 1 01-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если публичные торги по продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги. Начальная цена земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на повторных публичных торгах снижается на 20 процентов от начальной цены такого земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

Согласно п. 14 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 1 01-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в случае, если повторные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, такой земельный участок подлежит продаже посредством публичного предложения. Начальная цена продажи земельного участка посредством публичного предложения устанавливается в размере начальной цены повторных торгов. Цена продажи такого земельного участка не может быть ниже 50 процентов от начальной цены повторных торгов. Если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

22 сентября 2020 года Пачелмским районным судом Пензенской области рассмотрено гражданское дело № 2-100/2020 по иску Департамента государственного имущества Пензенской области к ФИО1 об изъятии земельных участков для продажи с публичных торгов в связи с их ненадлежащим использованием.

Дело рассмотрено с участием ответчика ФИО1, который заявленные исковые требования признал в полном объеме.

В соответствии с указанным решением, суд принял признание иска ответчиком ФИО1, постановив в связи с не использованием по целевому назначению, изъять у него земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровым номерами: площадью 27143 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский; площадью 195942 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский; площадью 456912 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский; площадью 209485 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская., р-н Пачелмский; площадью 622447 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский; , площадью 140213 кв. метров, расположенный по адресу: обл. Пензенская, р-н Пачелмский, для продажи с публичных торгов.

Решение вступило в законную силу 23 октября 2020 года. Истец ФИО1 не воспользовался правом на обжалование указанного решения в установленный законом срок.

В решении Пачелмского районного суда от 22 сентября 2020 года, действительно, не указан способ определения начальной цены, изымаемых земельных участков.

Вместе с тем, довод истца ФИО1 о необходимости определения начальной цены земельных участков исходя из их кадастровой стоимости, является несостоятельным, поскольку противоречит п. 10 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которому ценой изъятого земельного участка на публичных торгах может является кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении публичных торгов.

Как установлено в судебном разбирательстве, и не оспаривается истцом, кадастровая стоимость земельных участков сельскохозяйственного назначения в Пензенской области утверждена Постановлением Правительства Пензенской области от 07 сентября 2012 года № 645-пП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Пензенской области», то есть, ранее чем за пять лет, как до даты вынесения судебного решения об изъятии у ФИО1 земельных участков, так и до даты принятия решения о проведении публичных торгов по их продаже.

При этом, суд не принимает доводы истца ФИО1 о том, что по состоянию на 22 сентября 2020 года все заинтересованные стороны продолжали использовать для осуществления своих прав и обязанностей кадастровую оценку участков сельскохозяйственного назначения, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области 645-пП, следовательно, кадастровая оценка была автоматически пролонгирована, поскольку при изложенных обстоятельствах применение кадастровой стоимости земельного участка для определения цены, изъятого земельного участка, на торгах прямо запрещено п. 10 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

При таких обстоятельствах действиями ответчика не были нарушены права истца ФИО1.

07 декабря 2020 года между Департаментом государственного имущества Пензенской области и ООО «КАФ «Эксперт-Аудит» заключен Государственный контракт № 64 на оказание услуг по оценке, изъятых у ФИО1 земельных участков.

Начальная цена земельных участков была определена на основании отчета ООО «КАФ «Эксперт-Аудит» № 130-20 от 18 декабря 2020 года об определении рыночной стоимости указанных шести земельных участков сельскохозяйственного назначения, согласно которому их рыночная стоимость составляет:

- земельного участка с кадастровым номером площадью 27143 кв. метров – 42 320 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером площадью 195942 кв. метров – 313 310 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером площадью 456912 кв. метров – 730 600 рубля;

- земельного участка с кадастровым номером площадью 209485 кв. метров – 334 970 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером площадью 622447 кв. метров – 995 290 рубля;

- земельного участка с кадастровым номером , площадью 140213 кв. метров – 224 200 рублей.

Согласно пункту 56 Положения, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 26.01.2012 № 35-пП, Ответчик, руководствуясь статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» статьей 39.11 Земельного кодекса РФ на основании распоряжения Правительства Пензенской области от 27 января 2021 года № 15-рП «О проведении аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» объявил аукцион по продаже указанных земельных участков.

В соответствии с протоколом № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 19 марта 2021 года аукцион по продажам земельных участков, изъятых у ФИО1, признан несостоявшимся на основании п. 14 ст.39.12 Земельного кодекса РФ: по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

На основании распоряжения Правительства Пензенской области от 22.04.2021 № 188-рП «О проведении повторного аукциона по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения», Департаментом государственного имущества Пензенской области организованы торги в форме открытого аукциона.

Протоколом № 1 рассмотрения заявок на участие в аукционе от 04 июня 2021 года аукцион по продажам земельных участков признан несостоявшимся на основании п. 14 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ: по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной заявки на участие в аукционе.

На основании распоряжения Правительства Пензенской области от 15 июня 2021 года № 286-рП «О проведении публичных торгов по продаже земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения посредством публичного предложения», Департаментом государственного имущества Пензенской области организованы торги по продаже земельных участков в форме публичного предложения, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования изъятых у ФИО1, в связи с неиспользованием по целевому назначению.

Согласно Протоколу № 1 о признании претендентов участниками продажи посредством публичного предложения от 30 июля 2021 года предметом продажи являлись земельные участки, изъятые у ФИО1 под лотами № № 1,2,3,4,5,6. Продажа посредством публичного предложения по лотам № 1,2,3,6 признана несостоявшейся по причине отсутствия заявок.

Согласно протоколу № 2 об итогах продажи посредством публичного предложения от 02 августа 2021 года победителем продажи посредством публичного предложения по лоту № 4 с ценой продажи – 136 667,76 и лоту №5 с ценой продажи – 406 078,32 признана ФИО3, которая впоследствии зарегистрировала право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами и

Департаментом государственного имущества Пензенской области в адрес Администрации сельского поселения Шейнский сельсовет Пачелмского района Пензенской области было направлено письмо по вопросу приобретения выставленных на продажу земельных участков сельскохозяйственных назначений с кадастровыми номерами: , , , .

Согласно письму Администрации сельского поселения Шейнский сельсовет Пачелмского района Пензенской области от 06 августа 2021 № 261 Администрация Шейнского сельсовета Пачелмского района Пензенской области отказалась от их покупки в связи с отсутствием финансовой возможности для их приобретения.

Согласно ч. 14 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", если земельный участок не продан на торгах посредством публичного предложения, в течение одного месяца со дня признания данных торгов несостоявшимися такой земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность поселения или городского округа, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного месяца с даты истечения срока, в течение которого земельный участок может быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

11 ноября 2021 года принято Распоряжение правительства Пензенской области № 636-рП «О приобретении в собственность Пензенской области земельных участков сельскохозяйственного назначения», а именно земельных участков изъятых у ФИО1 в связи с неиспользованием по целевому назначению и не проданные на торгах посредством публичного предложения, проводимых 30 июля 2021 года, с кадастровыми номерами: по цене 16 928 рублей, по цене 125 324 рублей, по цене 292 240 рублей, по цене 89 680 рублей, т.е. по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.

Как следует объяснений представителя ответчика и не оспаривается истцом, во исполнение положений пунктов 19 и 20 статьи 39.11 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона, повторного аукциона и о продаже земельных участков с публичных торгов посредством пyбличного предложения размещалось на официальном сайте Российской Федерации в информационно ‑ телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (www.torgi.gov.ru), а также на сайте Ответчика, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение было доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Организатором аукциона было также обеспечено опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения по месту нахождения земельных участков не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что торги по продаже земельных участков, изъятых у ФИО1, и продажа земельных участков проведены в соответствии с требованиями статьи 39 Земельного кодекса РФ и статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 1 01-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Каких либо нарушений при подготовке и проведении торгов не допущено, доводы истца ФИО1 также не содержат данных о нарушении порядка проведения торгов, за исключением способа определения начальной цены земельных участков.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству государственного имущества Пензенской области о признании недействительными торгов по продаже земельных участков, признании недействительными договоров, заключенных с покупателями земельных участков посредством публичного предложения, принятии решения об определении начальной цены для проведения публичных торгов в размере рыночной стоимости земельных участков на 22 сентября 2020 года, совпадающей с кадастровой стоимостью, возложении обязанности проведения новых публичных торгов по начальной цене определенной судом, с информированием об этом путем допуска к ознакомлению со всеми документами по организации торгов, и взыскании государственной пошлины, – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Пачелмский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2022 года.

Судья: Горячев А.А.