ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 58Д от 08.06.2022 Октябрьского районного суда (Ростовская область)

61RS0-58 Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года п.Каменоломни

Октябрьский районный суд Ростовской области

в составе судьи: Дыбаль Н.О.,

при секретаре: Скляровой Н.Н.,

с участием помощника прокурора Горбунковой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице вагоноремонтного завода Каменоломни – филиала ООО «НВК», третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Ростовский транспортный прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой в деятельности вагоноремонтного завода Каменоломни - филиала ООО «НВК» (далее - ВРЗ Каменоломни) выявлены нарушения. Установлено, что ВРЗ Каменоломни эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемая хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. На государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, поставлен эксплуатируемый ВРЗ Каменоломни площадной объект, расположенный по адресу: <...>, имеющий 53 источника выбросов загрязняющих веществ атмосферного воздуха (свидетельство № BB1QY402 от 06.02.2017, код объекта 60-0161-002376-П), II категория негативного воздействия на окружающую среду. Согласно договору аренды имущества, находящегося в собственности АО «ВРК-2» от 13.12.2021 №1502-НВК, заключенному между АО «Вагоноремонтная компания-2» и ООО «Новая вагоноремонтная компания» арендодатель передает в аренду недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки арендатору. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в отношении объекта, эксплуатируемого ВРЗ Каменоломни, не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, что не соответствует принципам, установленным ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3, а равно нарушает требования ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, п. 4, 19 Требований. В результате выявленных нарушений прокуратурой 03.03.2022 директору ВРЗ Каменоломни внесено представление об устранении выявленных нарушений. Согласно информации директора ВРЗ Каменоломни от 14.03.2022 № 26-03 выявленные нарушения в части разработки и согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий не устранены. Осуществление ВРЗ Каменоломни хозяйственной указанными нарушениями законодательства деятельности бездействие ООО «Новая вагоноремонтная компания», выражающееся в непринятии мер к их устранению, нарушает основные принципы охраны окружающей среды, такие как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3). Отсутствие плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий может повлечь необратимые последствия в виде загрязнения атмосферного воздуха и как следствие представлять угрозу для здоровья неопределенного круга лиц. От ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала - ВРЗ Каменоломни требуется принятие неотложных мер по должному обеспечению на указанных объектах требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха. Таким образом, ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала ВРЗ Каменоломни нарушаются права на здоровье и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

На основании изложенного просит суд обязать ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала вагоноремонтного завода Каменоломни в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований федерального законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздух, а именно разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вред (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществление регионального государственного экологического надзора отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. эксплуатируемого вагоноремонтным заводом Каменоломни, расположенного по адресу: <...> (свидетельство № BB1QY4Q2 от 06.02.2017, код объекта 60-0161-002376-11), II категория негативного воздействия на окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Горбункова О.А. поддержала исковые требования, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, не возражал против их удовлетворения.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть заявленные требования в отсутствие надлежаще извещённых сторон.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Ростовской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды и атмосферного воздуха, исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления, санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой в деятельности вагоноремонтного завода Каменоломни - филиала ООО «НВК» (далее - ВРЗ Каменоломни) выявлены нарушения.

Установлено, что ВРЗ Каменоломни эксплуатирует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляемая хозяйственная деятельность оказывает негативное воздействие на окружающую среду. На государственный учет в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду, поставлен эксплуатируемый ВРЗ Каменоломни площадной объект, расположенный по адресу: <...>, имеющий 53 источника выбросов загрязняющих веществ атмосферного воздуха (свидетельство № BB1QY402 от 06.02.2017, код объекта 60-0161-002376-П), II категория негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811 утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (начало действия документа 27.06.2020) (далее - Требования).

В соответствии с п. 4 Требований хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов, разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых неблагоприятных метеорологических условий, определяемых соответствии с приказом Минприроды России от 17.11.2011 № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Пунктом 9 Требований определено, что на основании сведений, указанных в пунктах 6 и 7 данных Требований, хозяйствующим субъектом осуществляется: определение перечня загрязняющих веществ для неблагоприятных метеорологических условий 1, 2 и 3 степеней опасности, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, в отношении которых необходимо уменьшение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий; определение перечня источников, на которых проводится уменьшение выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий; разработка мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий для выбранных источников выбросов; определение перечня организационных мероприятий против неблагоприятных метеорологических условий, указанных пункте 17 Требований, проведение которых направлено на снижение загрязнения атмосферного воздуха в периоды неблагоприятных метеорологических условий 2 и 3 степеней опасности; расчет приземных концентраций загрязняющих веществ в штатном режиме работы предприятия, в том числе на период неблагоприятных метеорологических условий, и с учетом реализации разработанных мероприятий при неблагоприятных метеорологических условий; оценка мероприятий, проведенных на объекте негативного воздействия в период неблагоприятных метеорологических условий.

П. 19 Требований установлено, что мероприятия при неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно договору аренды имущества, находящегося в собственности АО «ВРК-2» от 13.12.2021 №1502-НВК, заключенному между АО «Вагоноремонтная компания-2» и ООО «Новая вагоноремонтная компания» арендодатель передает в аренду недвижимое и движимое имущество, а также земельные участки арендатору.

Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в отношении объекта, эксплуатируемого ВРЗ Каменоломни, не разработан и не согласован план мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, что не соответствует принципам, установленным ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3, а равно нарушает требования ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, п. 4, 19 Требований.

В результате выявленных нарушений прокуратурой 03.03.2022 директору ВРЗ Каменоломни внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Согласно информации директора ВРЗ Каменоломни от 14.03.2022 № 26-03 выявленные нарушения в части разработки и согласования плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий не устранены.

Осуществление ВРЗ Каменоломни хозяйственной указанными нарушениями законодательства деятельности бездействие ООО «Новая вагоноремонтная компания», выражающееся в непринятии мер к их устранению, нарушает основные принципы охраны окружающей среды, такие как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-Ф3).

Отсутствие плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий может повлечь необратимые последствия в виде загрязнения атмосферного воздуха и как следствие представлять угрозу для здоровья неопределенного круга лиц.

От ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала - ВРЗ Каменоломни требуется принятие неотложных мер по должному обеспечению на указанных объектах требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха.

Таким образом, ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала ВРЗ Каменоломни нарушаются права на здоровье и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Ростовского транспортного прокурора законны и обоснованы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Ростовского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице вагоноремонтного завода Каменоломни – филиала ООО «НВК», третье лицо Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области об обязании устранить нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха - удовлетворить.

Обязать ООО «Новая вагоноремонтная компания» в лице его филиала вагоноремонтного завода Каменоломни разработать план мероприятий по уменьшению выбросов вред (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при наступлении неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществление регионального государственного экологического надзора отношении объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду эксплуатируемого вагоноремонтным заводом Каменоломни, расположенного по адресу: <...> (свидетельство № BB1QY4Q2 от 06.02.2017, код объекта 60-0161-002376-11), II категория негативного воздействия на окружающую среду, в течение 3 ( трех) месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Октябрьский районный суд Ростовской области п.Каменоломни в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с 16.06.2022.

Судья: Н.О. Дыбаль