ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590017-01-2020-001263-12 от 29.09.2020 Губахинского городского суда (Пермский край)

УИД № 59RS0017-01-2020-001263-12

Дело № 2-758/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 29 сентября 2020 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре Кухтиной Н.В., с участием ст.помощника прокурора г.Губахи Кулакова М.Н., представителя ответчика ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Губаха гражданское дело по иску прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильных дорог,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Губахи, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации городского округа «Город Губаха» о возложении обязанности в срок до 31.12.2021 г. изготовить технические паспорта на следующие автомобильные дороги: по ул. Радищева г. Губаха, Пермский край; по ул. Пархоменко, г. Губаха, Пермский край; по ул. Ломоносова, г. Губаха, Пермский край; проезд Гагарина, г. Губаха, Пермский край; по ул. Парковая, рп. Широковский, г. Губаха, Пермский край; по пр. Свердлова, г. Губаха, Пермский край. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой города Губахи при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что на поднадзорной территории имеются ряд автомобильных дорог, в отношении которых не произведена паспортизация автомобильных дорог, а именно отсутствует паспортизация в отношении следующих объектов: дорога по ул. Радищева, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Пархоменко, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Ломоносова, г. Губаха, Пермский край; дорога проезд Гагарина, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Парковая, рп. Широковский, г. Губаха, Пермский край; дорога по пр. Свердлова, г. Губаха, Пермский край. Согласно Уставу Губахинского городского округа, утвержденного Решением Губахинской городской Думы от 16.12.2013 № 147, к вопросам местного значения Губахинского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края. Указанные автомобильные дороги являются дорогами местного значения, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, что влияет на безопасность дорожного движения и затрагивает интересы граждан. Отсутствие технического паспорта создает неопределенность при использовании прилегающих к дороге земельных участков, не позволяет объективно оценивать состояние дороги и дорожных сооружений. Отсутствие паспортов на автомобильные дороги, являющиеся муниципальной собственностью, является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Кулаков М.Н. на исковых требованиях настаивал по доводам искового заявления.

Представитель ответчика администрации Губахинского городского округа Маркелова Н.С. в судебном заседании оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснила, что в настоящее время Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» и ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края» заключен договор на выполнение первичной технической инвентаризации объектов капитального строительства - указанных в исковом заявлении дорог с изготовлением технических паспортов.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) закреплено право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ) к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Согласно ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 8 Устава Губахинского городского округа, утвержденного Решением Губахинской городской Думы от 16.12.2013 № 147, к вопросам местного значения Губахинского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 31 Устава Губахинского городского округа администрация является исполнительно-распорядительным органом городского округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.

В силу абз. 10 п. 1 ст. 32 Устава Губахинского городского округа к полномочиям администрации относится, в том числе, управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пп. 4 п. 9 р. IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 в прочие работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

В соответствии с п. 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР (далее по тексту – ВСН 1-83), определено, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.

Согласно пункту 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В силу п. 3.1 ВСН 1-83 при техническом учете автомобильных дорог общего пользования (кроме грунтовых участков дорог местного значения) составляется технический паспорт с линейным графиком.

Согласно разделу 5 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 технический паспорт автомобильной дороги содержит в себе схему автомобильной дороги, общие данные о ней, экономическую и техническую характеристики, денежные затраты и основные объемы выполненных работ, линейный график, в том числе данные, характеризующие наличие и состояние отдельных сооружений и конструктивных элементов автомобильных дорог (земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения и т.д.), границыучастков дороги, обслуживаемых первичными дорожными организациями, а также участков дороги, находящихся в ведении городов и совмещенных с другими автомобильными дорогами, участки с уклонами более допустимых для дороги данной категории согласно СНиП, границы участков с радиусами кривых в плане менее допустимых для данной категории дороги согласно действующим СНиПам, ширину обочины, проезжей части и обочины, конструкции дорожной одежды, оценки качества покрытия проезжей части и прочие сведения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности установлено, что на поднадзорной территории имеются ряд автомобильных дорог, в отношении которых не произведена паспортизация автомобильных дорог, а именно отсутствует паспортизация в отношении следующих объектов: дорога по ул. Радищева, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Пархоменко, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Ломоносова, г. Губаха, Пермский край; дорога проезд Гагарина, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Парковая, рп. Широковский, г. Губаха, Пермский край; дорога по пр. Свердлова, г. Губаха, Пермский край.

Согласно выписке из Реестра муниципального имущества Губахинского городского округа от 22.05.2020 № 10в дорога по ул. Радищева, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Пархоменко, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Ломоносова, г. Губаха, Пермский край; дорога проезд Гагарина, г. Губаха, Пермский край; дорога по ул. Парковая, рп. Широковский, г. Губаха, Пермский край; дорога по пр. Свердлова, г. Губаха, Пермский край, являются собственностью Губахинского городского округа. Указанные объекты являются автомобильными дорогами местного значения, технических паспортов на указанные дороги не имеется.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами: представлением заместителя прокурора г.Губахи от 14.07.2020 № 2-21-141-2020; ответом администрации Губахинского городского округао результатах рассмотрения представления от 18.08.2020 № 153; информацией Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа от 25.05.220 № 355; выпиской из реестра муниципального имущества по состоянию на 22.05.2020; Уставом Губахинского городского округа, договором № 08/Г/417 на выполнение работ по проведению технической инвентаризации и/или подготовке технического плана, акта обследования от 28.09.2020 года и стороной ответчика не оспариваются.

Фактические обстоятельства, указывающие на отсутствие технических паспортов, а также на необходимость их наличия на указанные выше автомобильные дороги, сторонами не оспорены и подтверждены письменными доказательствами.

Анализ приведенных выше положений законодательства, регулирующих правоотношения в данной сфере позволяет сделать вывод, что технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, а отсутствие паспортизации указанных автомобильных дорог создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд также учитывает, что в настоящее время администрацией проводятся соответствующие мероприятия по предмету иска, что также следует из пояснений представителя ответчика, а также подтверждается представленным договором, заключенным между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Губаха» и ГБУ Пермского края «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», что само по себе свидетельствует о фактическом признании ответчиком допущенных нарушений.

Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен указать в решении срок, в течение которого эти действия должны быть совершены.

Указанный прокурором срок до 31 декабря 2021 года для исполнения возлагаемых на ответчика обязанностей, суд полагает обоснованным, разумным и достаточным. Более того, разумность и достаточность данного срока стороной ответчика не оспаривалась. Таким образом, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Губаха удовлетворить полностью.

Возложить на Администрацию городского округа «Город Губаха» Пермского края обязанность в срок до 31 декабря 2021 года изготовить технические паспорта на следующие автомобильные дороги - по ул. Радищева, г. Губаха, Пермский край; по ул. Пархоменко, г. Губаха, Пермский край; по ул. Ломоносова, г. Губаха, Пермский край; проезд Гагарина, г. Губаха, Пермский край; по ул. Парковая, рп. Широковский, г. Губаха, Пермский край; по пр. Свердлова, г. Губаха, Пермский край.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 2 октября 2020 года.

Председательствующий: подпись С.В. Ануфриева

Копия верна. Судья

подлинный документ подшит в деле № 2-758/2020

дело находится в производстве

Губахинского городского суда Пермского края