УИД № 59RS0017-01-2020-001637-543
Дело № 2-33/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Губаха 03 февраля 2021 года
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре Амахановой Е.Ю., с участием истца ФИО1, ее представителя ФИО2, представителя ответчика ПКГУП «Теплоэнерго» ФИО3, представителя третьего лица Администрации городского округа «Город Губаха» ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 ________________ к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о возложении обязанности произвести перерасчет за непредоставленную услугу по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года в размере 1609,68 руб., возложении обязанности не производить начисления за услугу по обращению с ТКО, взыскании неустойки за просрочку выполнения требования потребителя, штрафа, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО>1 обратилась в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (с последующим уточнением) с требованием о возложении обязанности произвести перерасчет за непредоставленную услугу по обращению с ТКО в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 года в размере 1609,68 руб., возложении обязанности не производить начисления за услугу по обращению с ТКО с 01.01.2021 года, взыскании неустойки за просрочку выполнения требования потребителя в размере 1609,68 руб., взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.
Свои требования мотивирует тем, что является собственником жилого дома в частном секторе по адресу: <адрес>. ПКГУП «Теплоэнерго» является исполнителем услуги по обращению с ТКО в связи с чем обязан предоставить истцу указанную услугу в соответствии с требованиями законодательства. Однако, в месте ее жительства отсутствует контейнер для сбора мусора и вывоз мусора с территории близ жилого дома № не производится. Договор на оказание услуг по ТКО с «Теплоэнерго» не заключала, письма с предложением о заключении договора на оказание услуг по ТКО не приходили. Бытовой мусор она сжигает, а остатки пищи потребляет скотина. Машины мусоровоза на улицу, где расположен ее дом, не заезжали так как нет возможности, мусорные баки не установлены, скопление мусора отсутствует. 04.06.2020 года предъявила претензию ответчику о перерасчете в связи с фактическим неоказанием услуги, в чем ответчик отказал.
Впоследствии истица отказалась от требования о взыскании неустойки. Определением Губахинского городского суда Пермского края от 03.02.2021 года производство по иску в данной части прекращено.
В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме по доводам искового заявления. Пояснили также, что обращались по данному вопросу в прокуратуру и Администрацию города Губахи, была произведена проверка, в адрес ответчика вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО. Бытовой мусор истица уничтожает путем сожжения в печи, пищевые отходы отдает скотине. Ее дом находится в километре от ближайшей контейнерной площадки в связи с чем она не может пользоваться услугами Теплоэнерго, поскольку проще утилизировать мусор самостоятельно. Никакими иными способами ответчик вывоз мусора от ее дома не производит, в том числе и путем вывоза мусора в определенные дни недели от ее дома. Оплаты по квитанциям за услугу «Обращение с ТКО» истица не оплачивала ни разу ввиду отсутствия услуги. Уточнила, что оплачивать данную коммунальную услугу она согласна только с момента ее надлежащего оказания ответчиком, установления контейнерных площадок в соответствии с действующим законодательством и осуществлением ответчиком регулярного вывоза мусора.
Представитель ответчика ПК ГУП «Теплоэнерго» в судебном заседании с иском не согласился, представил возражения в которых указал, что предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте Регионального оператора 19.11.2018 года, следовательно, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с 11.12.2018 года на основании пункта 8 (17) Правил обращения с ТКО. Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. В Пермском крае услуга по обращению с ТКО оказывается с 01.01.2019г. Предельный единый тариф регионального оператора установлен с 01.01.2019 постановлением РСТ от 20.12.2018 № 53-о. В соответствии с Правилами обращения с ТКО потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. Утилизация ТКО путем сжигания является незаконной (ст.8.2 КоАП РФ). На собственнике как на потребителе лежит обязанность обеспечивать обращение с ТКО путем заключения договора с региональным оператором. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест накопления ТКО. Органы местного самоуправления создают места накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. То есть определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, осуществление реестра площадок является обязанностью Губахинского городского округа, а не регионального оператора. Вывоз мусора в <адрес>, а также с ближайшей к истице контейнерной площадки на <адрес>, осуществляется регулярно, о чем представлен реестр выезда спец.техники по указанному адресу за все периоды начисления платы истице. Никакими иными способами забор ТКО в данном районе ответчиком не осуществляется.
Представитель третьего лица Администрации города Губахи Пермского края ФИО4 в судебном заседании поддержала требования истца, ранее пояснила, что в представленном суду реестре размещения мест временного складирования твердых коммунальных отходов на территории Губахинского городского округа Пермского края, утвержденных Постановлением Администрации Губахинского городского округа 03.02.2020 №65, указаны места расположения контейнерных площадок с указанием адресов домов на которые распространяются данные площадки, адреса истицы в указанном реестре нет. Ближайшая контейнерная площадка от дома истицы находится далеко, возможность установки контейнерной площадки у дома истицы не имеется, поскольку отсутствует возможность проезда спец.автотранспорта к указанному дому ввиду его географического расположения. Ранее по обращению истицы они обращались к ПКГУП «Теплоэнерго» с просьбой о проведении перерасчета по коммунальной услуге «Вывоз ТКО» ввиду ее неоказания, однако ответчик в сторнировании отказал.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу пункта 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с ТКО.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается стоонами, Пермское краевое ГУП «Теплоэнерго» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО на территории Пермского края.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пункту 148 (22) Правил № 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и производить расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Согласно п.9 Правил от 12.11.2016 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае, если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления ТКО, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления ТКО в орган исполнительной власти субъекта РФ, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления ТКО.
Согласно п.10 Правил № 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:
а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах
б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках,
в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В силу п.148 (13) Правил от 06.05.2011 №354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должен включать информацию в графическом виде о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей.
Согласно п.148 (26) Правил от 06.05.2011 № 354 потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО не вправе складировать ТКО вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Требования к расположению контейнерных площадок установлены пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 №4690-88, согласно которым площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Порядок предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, их права и обязанности, определены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Пункт 6 Правил допускает предоставление коммунальных услуг как на основании письменного договора с исполнителем, так и путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). При совершении потребителем конклюдентных действий согласно пункту 7 Правил договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Истцом в рамках данного дела не доказано, что в течение 2019-2020 г. он осуществлял самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона «Об охране окружающей среды». Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истец не пользуется услугой по вывозу ТБО, предоставляемой ответчиком, суду не представлено. В процессе его жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы. Доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых бытовых отходов способом, не нарушающим санитарного законодательства, истцом не представлено.
То обстоятельство, что между сторонами фактически сложились правоотношения по оказанию (потреблению) услуги по обращению с ТКО с достоверностью подтверждается представленными в дело доказательствами, такими как, претензия ФИО1 в адрес ответчика от 04.06.2020. Обращение истца в Администрацию г.Губаха и в прокуратуру. Во всех обращениях истец ссылался на закон «О защите прав потребителей», и как потребитель заявляет об обнаружении недостатков оказанной услуги и о праве на перерасчет оплаты за ненадлежащее оказанную услугу.
При изложенных обстоятельствах сложившиеся между сторонами отношения признаются договорными.
Судом установлено, что ПК ГУП «Теплоэнерго» является исполнителем коммунальной услуги по обращению с ТКО для потребителей, проживающих <адрес>. Судом также установлено, что истице ответчиком начисляется ежемесячно с 01.01.2019 года задолженность по коммунальной услуге «Обращение с ТКО» которая на декабрь 2020г. составляет 1609,68 руб.
Установлено также, что в период с января 2019 года по 31.12.2020 года ответчик осуществлял забор мусора с контейнерной площадки по адресу: <адрес>. Указанное обстоятельство подтверждено представленными реестрами маршрутного журнала вывоза ТКО с контейнерной площадки по указанному адресу за 2019, 2020 годы.
Согласно постановлению Администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2020 № 65, утвержден реестр (приобщен к материалам дела) размещения мест временного складирования твердых коммунальных отходов на территории Губахинского округа Пермского края. Согласно указанному реестру, жилой дом по адресу: <адрес> не относится ни к одной размещенной в Губахинском округе контейнерной площадке. Согласно акту осмотра от 09.04.2020 года комиссией в составе инженера отдела благоустройства УС и ЖКХ и технического директора ООО «Экотрансстрой» проведен осмотр территории по адресу: <адрес> на предмет отсутствия контейнерной площадки. Осмотром установлено, что контейнерная площадка и мусорные баки отсутствуют, также выявлено отсутствие подъездных путей, возможности создания контейнерной площадки не имеется из-за неудовлетворительного состояния дороги в связи с чем начальник Управления строительства и ЖКХ Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ФИО6 обратился 10.04.2020 года к директору ПКГУП «Теплоэнерго» с просьбой о сторнировании счетов за услугу «вывоз ТКО» в отношении ФИО1 на что ответчиком дан ответ что услуга по обращению с ТКО региональным оператором оказывается по адресу: <адрес> полном объеме и в соответствии с действующим законодательством, оснований для перерасчета не имеется.
Согласно картографическим данным, минимальное расстояние от адреса: <адрес> до места расположения контейнерной площадки на <адрес> составляет 1 километр, пешком 12 минут. Указанное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.
Изложенное подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08.05.2015 №АА26348, № АА26347, заявлением ФИО1 в прокуратуру от 24.03.2020, ответом прокуратуры г.Губахи от 22.04.2020, претензией ФИО1 в адрес ПКГУП «Теплоэнерго» от 04.06.2020, письмом ПКГУП «Теплоэнерго» от 23.06.2020 №5089, квитанциями о начислении собственнику дома по адресу: <адрес> счетов за коммунальную услугу «Обращение с ТКО», маршрутным журналом вывоза ТКО с контейнерной площадки по адресу: <адрес> за спорные периоды; постановлением Администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2020 № 65 «Об утверждении реестра размещения мест временного складирования твердых коммунальных отходов на территории Губахинского городского округа Пермского края, самим реестром, письмом начальника Управления строительства и ЖКХ Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 10.04.2020, актом осмотра от 09.04.2020 года, письмом «Об оказании услуги» от 27.04.2020 № 3387 ПКГУП «Теплоэнерго», скриншотами о размещении информации о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО на сайте ПКГУП «Теплоэнерго», картографическими данными района <адрес>.
Также судом установлено, что по обращению ФИО7 прокуратурой города Губаха проведена проверка об исполнении законодательства в сфере ТКО, проверкой установлено, что контейнерная площадка с контейнерами, накопление в которые должна была осуществлять собственник жилого дома по адресу: <адрес>, с января 2019 года отсутствует в связи с чем ФИО7 услуга по обращению с ТКО не оказывается. При таких обстоятельствах взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением законодательства: п.п. «а», «г» п.148 (22) Правил от 06.05.2011 №354. По итогам проверки в адрес и.о. директора ПКГУП «Теплоэнерго» 04.06.2020 года направлено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства (приобщено).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что на территории, прилегающей к жилому дому № по <адрес>, отсутствует контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не более 100 м от жилого дома. При этом установлено, что минимальное расстояние от жилого <адрес> (место расположения ближайшей контейнерной площадки) составляет 1 км. В связи с чем, вопреки позиции ответчика, суд делает вывод о том, что собственнику жилого <адрес> горка не оказывается услуга по обращению с ТКО. При таких обстоятельствах, взимание платы за данную коммунальную услугу является нарушением подпункта «а», «г» пункта 148(22) Правил № 354. Факт отсутствия в районе дома истца контейнерных площадок для сбора ТКО удовлетворяющих требованиям Правил подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут. Факт реального оказания истице спорной услуги ответчиком не подтвержден и опровергается поступившим в прокуратуру и Администрацию г.Губаха обращением ФИО7
Довод представителя ответчика о том, что истица фактически пользуется услугами ПКГУП «Теплоэнерго» по обращению с ТКО поскольку производит складирование ТКО в близлежащие контейнерные площадки, а именно по <адрес>, либо в иные места складирования противоречит изложенным выше нормам права. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств предоставления ПКГУП «Теплоэнерго» коммунальной услуги по ТКО собственнице жилого дома № № по ул. <адрес>. При таких обстоятельствах, начисление платы за коммунальную услугу с ТКО, является неправомерным.
Неправомерное начисление ответчиком платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отсутствии самой услуги причинило истице моральный вред, так как она за разрешением данного спора обращалась к ответчику за произведением перерасчета, в прокуратуру, в Администрацию города г.Губахи и в суд, в связи с чем подлежат удовлетворению требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда, размер которого, с учетом требований разумности и справедливости, с учетом фактических обстоятельств дела, суд определяет в размере 500 рублей.
Поскольку в добровольном порядке требования истицы не были удовлетворены ответчиком по собственной вине, то суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя: 500 х 50% = 250 рублей.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 600 рублей: в счет требований о взыскании морального вреда 300 рублей и 300 рублей по требованиям о возложении обязанности провести перерасчет за непредоставленную услугу и неначислении сумм за непредоставленную услугу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования ФИО5 ________________.
Возложить обязанность на Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» произвести списание счета выставленного ФИО5 ________________ за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> период с 01.01.2019 по 31.12.2020 года в размере 1609 рублей 68 копеек, прекратить начисление этой платы с 01 января 2021 года до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: <адрес> в соответствии с установленными требованиями.
Взыскать с Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» в пользу ФИО5 ________________ компенсацию морального вреда в сумме 500 (пятьсот) рублей, штраф в размере 250 (двести пятьдесят) рублей.
Взыскать с Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 февраля 2021 года.
Судья: подпись С.В.Ануфриева
________________
________________
________________
________________
________________