ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590017-01-2021-000023-62 от 12.05.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

УИД № 59RS0017-01-2021-000023-62

Дело № 2-171/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 12 мая 2021 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Ануфриевой С.В., при секретаре Амахановой Е.Ю., с участием истца Бурганова М.М., его представителя Яковлевой З.Н., представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации Подсобляева С.В., представителя ответчика ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю и третьего лица ГУФСИН по Пермскому краю Дмитриенко О.А., третьего лица <ФИО>2, рассмотрев гражданское дело по иску Бурганова ________________ действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей <ФИО>4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <ФИО>3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю о возложении обязанности выдать его семье из трех человек жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в порядке очередности,

третьи лица – Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>, <ФИО>2,

У С Т А Н О В И Л:

Бурганов М.М. действующий в своих интересах и в интересах своих детей <ФИО>4, <ФИО>3 обратился в суд с исковым заявлением (с учетом уточнений от 12.04.2021г.) к Министерству финансов РФ, Минстрою России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю (далее ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю) с требованием выдать его семье из трех человек жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в порядке очередности.

Требования мотивированы тем, что с 09.01.2013 он и его двое детей зарегистрированы по адресу: <адрес>, общежитие. Являются участниками основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» от 21.03.2006 №153.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений, с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее – поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в основном мероприятии намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по предоставлению Министерства юстиции Российской Федерации.

Согласно п.6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступных и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 в рамках основного мероприятия получить социальную выплату, удостоверенную сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в п.5 Правил и изъявившие такое желание.

Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 № 2065-р утвержден перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, в настоящий перечень входит <адрес>.

Переселению из поселков с особыми условиям хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы подлежат граждане, постоянно зарегистрированные и проживающие на территории данных поселков к коим относится истец и его двое несовершеннолетних детей. Он составом семьи из троих человек, совместно с двумя детьми, включен в Список на получение жилищного сертификата.

В соответствии с Постановлением администрации Губахинского муниципального района от 19.09.2016 № 288 «О приеме в муниципальную собственность жилых домов, зданий и объектов инфраструктуры от ГУП учреждения УТ-389/12 ГУИН Минюста России», жилое помещение по адресу: <адрес>, в списке не значится. Данный дом снесен в 1998 году. У него и его детей какого-либо жилья не имеется. Он сам с 1995 года зарегистрирован в снесенном <адрес>. Мать его детей – <ФИО>2 имеет в собственности 1/3 доли в квартире по адресу: <адрес>, где проживают ее родители. В настоящее время его семья проживает в съемном жилье. В очереди на получение сертификата состоит 9 лет, очередь продвинулась незначительно.

В судебном заседании Бурганов М.М. и его представитель Яковлева З.Н. на иске настаивали по доводам заявления, пояснили, что требования предъявляют к Министерству финансов России которое финансирует Программу, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ которое выпускает сертификаты по Программе и ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю которое непосредственно вручает жилищные сертификаты участникам Программы, указанных лиц считают надлежащими ответчиками.

Представитель ответчика Министерства Финансов РФ Подсобляев С.В., не оспаривая право истца на получение жилищного сертификата в порядке установленной очередности, просил в иске к Министерству Финансов РФ отказать поскольку является ненадлежащим ответчиком. Министерство финансов не занимается выпуском, оформлением и выдачей сертификатов, не осуществляет прямое финансирование данной ведомственной программы. Эти деньги в рамках закона о федеральном бюджете предусмотрены у Министерства строительства которое при выдаче сертификата перечисляет деньги на банковский счет гражданина, с этого счета деньги уходят продавцу жилья или застройщику. Полагает надлежащими ответчиками Министерство строительства как ответственный исполнитель данной программы и Федеральная служба исполнения наказаний как орган который оформляет сертификаты на конкретное имя.

В своем письменном возражении указывает, что Постановлением правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ, Паспорт которой определяет ответственным исполнителем государственной программы Минстрой России.

Согласно Приложению №1 к государственной программе в ее структуру входит Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая, в свою очередь, включает Ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (далее – ведомственная целевая программа), которая утверждена Минстроем России 09.09.2019 (№17-П/05) с общим объемом финансового обеспечения 630 689 331,1 тыс. руб. (из них бюджетных ассигнований федерального бюджета – 480 719 475,1 тыс. руб.). Ведомственная целевая программа предусматривает среди прочих целей оказание гражданам в 2019-2025 г. государственной поддержки в обеспечении жильем 267,13 тыс. семей, в том числе с задачей выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п.1 раздела 3 Паспорта ведомственной целевой программы: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться путем предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов либо в рамках мероприятий, реализуемых субъектами РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета ; государственные жилищные сертификаты будут предоставляться гражданам, категории которых установлены Правилами №153; такой категорией являются и граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории указанных поселков.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 21.03.20066 №153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы государственной программы является предоставление гражданам за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Согласно Правилам № 153 нормативный правовой акт устанавливает порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы государственной программы; сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения; сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством РФ, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Подпунктом «б» пункта 5 Правил № 153 установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном Правилами № 153, имеют граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории указанных поселков.

Согласно абзацу 4 подпункта «а» п.18 Правил № 153 подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности гражданам, указанным в подпункте «б» п.5 Правил № 153, выдача сертификатов осуществляется федеральным органом, в сфере ведения которого находится поселок, из которого подлежат переселению указанные граждане.

Правилами № 153 также предусматривается, что порядок и сроки формирования списков граждан, являющихся участниками ведомственной целевой программы, состоящих на учете в федеральных органах и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, устанавливаются федеральными органами. При этом порядок учета граждан, указанных в подпункте «б» пункта 5 Правил № 153, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся соответствующие военные городки и поселки (п.31); порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов (п.32); приказ о выпуске сертификатов издается ответственным исполнителем государственной программы (п.35).

Исходя из положений пункта 36 Правил № 153, применительно к гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, указанным в подпункте «б» пункта 5 Правил № 153, оформление сертификатов на имя граждан осуществляется ФСИН России, которая затем передает данные сертификаты в подчиненные ей организации и учреждения, в которых граждане состоят на учете как участники ведомственной целевой программы, для вручения гражданам.

Согласно пункту 57 Правил № 153 перечисление денежных средств на банковский счет гражданина, являющегося участником ведомственной целевой программы, в целях оплаты договора приобретения жилого помещения за счет средств социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, осуществляется ответственным исполнителем государственной программы через органы Федерального казначейства.

Таким образом Министерство финансов РФ не наделено какими-либо полномочиями в сфере реализации ведомственной целевой программы, в том числе связанными с учетом граждан, являющихся участниками ведомственной целевой программы, формированием списков указанных граждан, принятием решения о выпуске сертификатов, об их выдаче, вручении гражданам, перечислением денежных средств.

В силу вышеуказанных нормативных положений, применительно к существу исковых требований Бурганова М.М. полномочиями по выпуску сертификатов и перечислению денежных средств наделен ответственный исполнитель государственной программы – Минстрой России, полномочиями по оформлению и выдаче сертификатов – федеральный орган уголовно-исполнительной системы – ФСИН России, полномочиями по вручению сертификатов – учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором граждане состоят на учете как участники ведомственной целевой программы.

В соответствии с Приложением 12 к Федеральному закону от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Минстрою России предусмотрены бюджетные ассигнования из федерального бюджета на приобретение жилья военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащими увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами (социальное обеспечение и иные выплаты населению) в рамках ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2021 год – в размере 1 397 912,5 тыс. руб., на 2022 год – в размере 1 564 323,4 тыс. руб., на 2023 год – в размере 1 564 323,4 тыс. руб.

Следовательно, государство в лице Минфина России обязательства по выделению из федерального бюджета денежных средств на реализацию государственной программы и, в том числе, ведомственной целевой программы выполняет. При данных обстоятельствах Минфин России является ненадлежащим ответчиком по иску Бурганова М.М.

Представитель ответчика ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, а также третьего лица ГУФСИН по Пермскому краю Дмитриенко О.А. пояснила, что не оспаривают право истца и его семьи на получение жилищного сертификата, Бурганов М.М. с 1995 года зарегистрирован в пос.20 километр что послужило основанием для постановки его в очередь на получение сертификата. Его двое детей включены в состав членов семьи Бурганова М.М. Просила отказать в удовлетворении требований, поскольку права Бурганова М.М. в настоящее время не нарушены, сертификат истцу будет выдан в порядке очереди.

Дополнила, что ФСИН России обладает полномочиями по оформлению и выдаче сертификатов, но именно в пределах тех бюджетных ассигнований которые выделены Минстроем РФ. Полагают что Министерство финансов РФ являются надлежащими ответчиками поскольку распределением денежных средств занимается Минфин РФ.

Третье лицо <ФИО>2 исковые требования Бурганова М.М. поддержала в полном объеме.

Представители ответчика Минстрой России и третьего лица – Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, ходатайств и возражений в суд на уточненное исковое заявление не направили.

Ранее, на первоначальное исковое заявление Минстрой России представлял возражения в которых указали, что истец соответствует категории «б» пункта 5 Правил №153, а именно подлежит переселению из поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности. Возражали против внеочередного предоставления истцу социальной выплаты. Однако требование истцом заявлено преждевременно, при наличии сведений о номере в очереди на предоставление сертификата, с учетом категории, которой соответствует Бурганов М.М., предусматривающей право на внеочередное или первоочередное предоставление социальной выплаты, поскольку нарушение отсутствует. Считают, что не являются надлежащим ответчиком по спору, поскольку не выступают главным администратором средств бюджета, наделенным полномочиями, закрепленными в статье 165 Бюджетного кодекса РФ и реализует свои полномочия исключительно в пределах перечисленных ему на реализацию полномочий целевых денежных средств. Законодательно не установлено право главного распорядителя средств федерального бюджета на принятие самостоятельного решения об изменении объема перечисляемых денежных средств. В силу чего в отсутствие волеизъявления федерального законодателя, а также главного администратора бюджетных средств, Минстрой России не имеет оснований, полномочий и денежных средств для самостоятельного предоставления субвенций. По смыслу ч.1 ст.242.2 БК РФ с федерального Министерства непосредственно в пользу гражданина можно взыскать средства федерального бюджета лишь по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами РФ актов не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны РФ, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета. Иных случаев взыскания в пользу непосредственно граждан денежных средств из федерального бюджета БК РФ не предусмотрено ввиду установленного порядка межбюджетного взаимодействия между органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления.

Выслушав пояснения истца, его представителя, представителей ответчиков и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд установил.

Бурганов М.М. состоит в очереди как гражданин – участник ведомственной программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с даты постановки 09.01.2013 года. В сводном списке ГУФСИН России по Пермскому краю на 2021 год состоит под номером 111 с составом семьи 3 человека.

Указанное обстоятельство участниками дела не оспаривается и подтверждается следующим документами: письмом ФКУ база материально-технического и военного снабжения от 12.05.2021 № 1443; письмом Минстроя России от 01.10.2020 № АБ/02-01-2113 адресованным Бурганову М.М.; письмом ФСИН ГУ по Пермскому краю от 04.12.2020 № 60/ТО/56-3436; письмом Минфина России от 24.09.2020 №19-06-13/83838; обязательством Бурганова М.М. от 30.06.2016 года о снятии с регистрации в квартире по адресу: <адрес>, в течении 2 месяцев с момента получения Государственного жилищного сертификата-свидетельства о выделении субсидии на приобретение жилья; Согласно выписке из протокола № 3 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от 31.12.2019 года, в результате представленных Бургановым М.М. документов комиссия решила признать несовершеннолетних детей Бурганова М.М.: дочери <ФИО>4 и сына – <ФИО>3 участниками основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Какого-либо недвижимого имущества у Бурганова М.М. <ФИО>4 и <ФИО>3 не имеется, что подтверждается выписками из ЕГРП о правах отдельного лица на объекты от 30.10.2019, 29.10.2019 года; ответом ПБУ «ЦТИ и кадастровой оценки Пермского края» от 04.03.2021 № 177; из ответа Федеральной службы исполнения наказаний Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта от 21.04.2020 № 01-20-17632, следует, что выдача гражданам сертификатов осуществляется на основании представляемых территориальными органами ФСИН России сводных списков граждан – участников программы, планируемых к получению сертификатов, в пределах средств социальных выплат, предусмотренных графиком выпуска и распределения сертификатов, ежегодно утверждаемым распоряжением Правительства Российской Федерации. Данный список формируется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой заявления граждан – участников программы были зарегистрированы. В сводный список граждан – участников программы по ГУФСИН России по Пермскому краю на 2020 год Бурганов М.М. был включен под номером 173 согласно дате регистрации заявления 09.01.2013. Бюджетные ассигнования, предусмотренные для ФСИН России, не позволяют удовлетворить заявки территориальных органов ФСИН России на получение сертификатов в полном объеме.

Согласно выписке из домовой книги от 29.10.2019 №92, справке ТУ по решению вопросов поселка Широковский администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края от 28.10.2019 № 367, свидетельству № 1174 о регистрации по месту жительства от 09.09.2019, свидетельству №1175 о регистрации по месту жительства от 09.09.2019, свидетельствам о рождении от 08.08.2016 №3-ВГ 697569 и от 08.08.2016 №1-ВГ 687771, свидетельству об установлении отцовства от 28.05.2018 № 1-ВГ 694577, справке МУП ЖКХ Тепловодосервис от 30.06.2016 № 208, Бурганов М.М. и его дети <ФИО>3ДД.ММ.ГГГГ г.р. и <ФИО>4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированы по адресу: <адрес>. Жилой дом по адресу: <адрес> в настоящее время разрушен, что подтверждается распоряжением главы администрации Губахинского муниципального района Пермского края от 19.09.2006 №288р; ответом ГУП ЦТИ Пермского края от 31.08.2012 №268 согласно которому дом по <адрес>, снят с государственного технического учета ввиду его разрушения; информацией предоставленной Широковским сельским поселением Губахинского муниципального района Пермского края Администрации Широковского сельского поселения от 02.07.2012 №506; справкой ГУП ЦТИ от 06.06.2016 №264; справкой МУП «ЖКХ Тепловодосервис» от 30.06.2016 б/н.

Постановлением правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена «Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" согласно которой сроки и этапы программы – 2018 - 2025 годы, ответственный исполнитель программы - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Согласно Приложению №1 к данной государственной программе в ее структуру входит Подпрограмма 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», которая, в свою очередь, включает Ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» (далее – ведомственная целевая программа), которая утверждена Минстроем России 09.09.2019 (№17-П/05) и предусматривает оказание гражданам в 2019-2025 г. государственной поддержки в обеспечении жильем, в том числе с задачей выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с п.1 раздела 3 Паспорта ведомственной целевой программы: выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, будет осуществляться путем предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов либо в рамках мероприятий, реализуемых субъектами РФ за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; государственные жилищные сертификаты будут предоставляться гражданам, категории которых установлены Правилами №153; такой категорией являются и граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ, не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории указанных поселков.

В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 21.03.20066 №153 "Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее – Правила №153), формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Этим же постановлением установлено, что разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; государственный заказчик основного мероприятия вправе осуществлять в порядке, установленном пунктами 41 - 41(5) Правил, утвержденных настоящим постановлением, дополнительные выпуски государственных жилищных сертификатов за счет средств социальных выплат на приобретение жилых помещений, перечисленных в 2011 - 2014 годах в порядке, установленном пунктом 40(1) Правил, утвержденных настоящим постановлением, с лицевого счета получателя бюджетных средств на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, которые не использованы на оплату государственных жилищных сертификатов, исключенных из единого реестра выданных сертификатов; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вправе издавать в порядке, установленном пунктом 41(5) Правил, утвержденных настоящим постановлением, приказы о выпуске сертификатов в пределах определенного в соответствии с пунктом 41(2) Правил, утвержденных настоящим постановлением, остатка средств социальных выплат для приобретения жилых помещений, перечисленных в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы в порядке, установленном пунктом 40(1) Правил, утвержденных настоящим постановлением, с лицевого счета получателя бюджетных средств на балансовый счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений. При этом остаток средств социальных выплат для приобретения жилых помещений, который не обеспечен заявками, предусмотренными пунктом 41(3) Правил, утвержденных настоящим постановлением, распределяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации между гражданами, указанными в подпунктах "а", "б", "е", "ж" и "к" пункта 5 Правил, утвержденных настоящим постановлением.

Согласно Правилам № 153 (пункт 3) сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Форма сертификата и требования к его заполнению утверждаются ответственным исполнителем государственной программы.

Согласно подпункту «б» п.5 Правил № 153 установлено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации;

Как следует из выписки из протокола № 3 заседания жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-12 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю, Бурганов М.М. с составом семьи три человека являются участниками основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» и состоит в очереди на получение жилищного сертификата по пункту «б» п.5 Правил № 153 от 21.03.2006г.

Распоряжением Правительства РФ от 03.11.2012 №2065-р утвержден перечень поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, переселение из которых осуществляется в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, в настоящий перечень входит поселок 20 километр. Переселению из поселков с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы подлежат граждане, постоянно зарегистрированные и проживающие на территории данных поселков.

При таких обстоятельствах Бурганов М.М. с составом семьи из 3 человек (двое детей) имеет безусловное право на получение государственного жилищного сертификата в порядке очередности, выдача сертификата в порядке установленной очереди не повлечет нарушение прав иных граждан - участников подпрограммы на получение сертификатов в порядке очереди.

Согласно подпункту «а» п.18 Правил № 153 выдача сертификатов осуществляется в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц ведомственной целевой программы: гражданам, указанным в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральным органом, в сфере ведения которого находится закрытый военный городок или поселок (находился населенный пункт, исключенный из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков), из которого подлежат переселению указанные граждане.

Согласно п.31 Правил № 153, порядок и сроки формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы, состоящих на учете в федеральных органах и подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, устанавливаются федеральными органами.

Порядок учета граждан, указанных в подпункте "б" пункта 5 настоящих Правил, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан (за исключением лиц, указанных в абзаце третьем настоящего пункта) определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и поселки (находились населенные пункты, исключенные из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков).

Согласно п.32 Правил, порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов. Ответственный исполнитель государственной программы в месячный срок после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год представляет в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект графика выпуска и распределения сертификатов по категориям граждан - участников ведомственной целевой программы (п.32). Ответственный исполнитель государственной программы на основании графика выпуска и распределения сертификатов издает приказ о выпуске сертификатов и в течение 5 рабочих дней после издания такого приказа направляет в органы исполнительной власти перечень серий и номеров сертификатов, используемых ими для выдачи гражданам - участникам ведомственной целевой программы в соответствии с указанным приказом.

Согласно п. 36 Правил, органы исполнительной власти до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41(5) настоящих Правил приказ о выпуске сертификатов, производят их оформление на имя граждан - участников ведомственной целевой программы. Сертификаты, оформленные гражданам, указанным в подпунктах "а", "б" и "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, передаются федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соответственно подразделениям и органам местного самоуправления для вручения таким гражданам.

Согласно п.48 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

Согласно п.57 Правил, ответственный исполнитель государственной программы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные документы и заверенную им копию заявки банка для осуществления в установленном порядке операции по перечислению средств социальной выплаты с балансового счета, открытого территориальному органу Федерального казначейства для учета средств, поступающих во временное распоряжение казенных учреждений, на счет владельца сертификата, открытый ему в банке.

При таких обстоятельствах суд соглашается с доводом представителя Министерства финансов РФ Подсобляева С.В. о том, что Министерство финансов РФ не наделено полномочиями в сфере реализации указанной ведомственной целевой программы, не производит учет граждан участников программы, не формирует списки граждан-участников программы, не принимает решения о выпуске сертификатов и их вручении гражданам, не занимается перечислением денежных средств по сертификатам. С учетом заявленных истцом требований о возложении обязанности выдать в порядке очередности жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» РФ, суд отказывает Бурганову М.М. в удовлетворении заявленных им требований к Министерству финансов РФ.

При этом суд приходит к выводу, что указанными выше полномочиями в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, наделено именно Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ввиду чего суд отклоняет довод представителя Минстроя России о том, что он надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку данный вывод противоречит установленным Правилами № 153 обязанностям данного ответчика. Ссылка на то, что Минстрой России не выступает главным администратором средств бюджета, наделенным полномочиями, закрепленными в ст.165 БК РФ, реализует свои полномочия в пределах перечисленных ему денежных средств, сослался на положения ст.242,2 БК РФ, суд во внимание при решении спора не принимает, поскольку истцом заявлено требование именно о предоставлении ему жилищного сертификата, требование о возложении обязанности профинансировать выдачу сертификата, либо о взыскании из средств бюджета денежных средств, истцом не ставится.

Учитывая изложенные положения Правил, полномочиями по выпуску сертификатов и перечислению денежных средств наделен ответственный исполнитель государственной программы – Минстрой России, полномочиями по оформлению и выдаче сертификатов – федеральный орган уголовно-исполнительной системы – ФСИН России, полномочиями по вручению сертификатов – учреждение уголовно-исполнительной системы, в котором граждане состоят на учете как участники ведомственной целевой программы.

Вместе с тем, истцом не заявлено исковых требований непосредственно к ГУФСИН России и ГУФСИН по Пермскому краю которые являются по делу третьими лицами.

Однако, имея целью не только оформление жилищного сертификата, но и его фактическое получение на руки, истец обратился в суд с соответствующим требованием, поэтому по отношению к ФКУ ИК-12 ОУХД России по Пермскому краю иск также подлежит удовлетворению, так как именно на указанное подразделение Правилами №153 возложена обязанность по выдаче оформленного жилищного сертификата гражданину – участнику подпрограммы, а также членам его семьи (пункт 36 Правил).

Принимая решение суд не принимает во внимание доводы ответчиков об отсутствии нарушений прав истца, поскольку обязанность по предоставлению жилищного сертификата в порядке очереди в период действия государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» возникает независимо от наличия или отсутствия финансирования программы.

Определением Губахинского городского суда от 12 мая 2021 года разрешен вопрос о взыскании судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Бурганова ________________ к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №12 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю выдать Бурганову ________________ и членам его семьи: <ФИО>4, <ФИО>3, жилищный сертификат в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» Российской Федерации» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153, в порядке очереди.

В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации Бурганову М.М. отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Губахинский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 19 мая 2021 года.

Судья: подпись С.В.Ануфриева

________________

________________

________________

________________

________________