ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590017-01-2021-000204-04 от 03.06.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

УИД № 59RS0017-01-2021-000204-04

Дело № 2-291/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 3 июня 2021 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Карецкой Е.В., с участием помощника прокурора Иконникова А.В., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора города Губахи в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Губахинская энергоснабжающая компания», Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СервисМастерСтрой» о возложении обязанности, третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Публичное акционерное общество «Пермэнергосбыт», Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора города Губахи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «СервисМастерСтрой», Обществу с ограниченной ответственностью «Губахинская энергоснабжающая компания» (далее – ООО «ГЭКОМ») о возложении обязанности произвести начисление платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес> исходя из утвержденных нормативов потребления по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов со стенами из панелей (для жилых помещений №), из кирпича (для жилых помещений №) с ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города на основании обращения <ФИО>1, проживающей в МКД по <адрес> в <адрес> проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. По результатам проверки было установлено следующее. Согласно реестру лицензий на управление МКД, который ведет ИГЖН Пермского края, МКД по вышеуказанному адресу находится в управлении ООО УК «СервисМастерСтрой» с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией по обеспечению потребителей города Губахи тепловой энергией является ОООТ «ГЭКОМ». Установлено, что МКД по адресу <адрес> не оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии, в связи с чем, размер платы за коммунальную услугу по отоплению необходимо определять расчетным путем, исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16.12.2019 года № СЭД-24-02-46-149 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов на территории Пермского края, в т.ч. Губахинского городского округа (раздел № 13). При начислении платы за отопление потребителям указанного дома ООО «ГЭКОМ» с ДД.ММ.ГГГГ применяет норматив потребления – 0,0283 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, установленный для МКД до 1999 года постройки, этажностью 5-9, со стенами из дерева, смешанных и других материалов. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на запрос прокуратуры ООО «ГЭКОМ» сообщило, что начисление платы за отопление производят исходя из норматива потребления 0,0283 Гкал, в соответствии с письмом Министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому многоквартирные дома, имеющие стены из нескольких материалов стен (панели и кирпич), относятся к категории домов со стенами из смешанных материалов. Вместе с тем, прокурор полагает, что данные доводы не соответствуют действующему законодательству. Из информационного письма от ДД.ММ.ГГГГ Губахинского филиала «ЦТИ Пермского края», технических паспортов на строения (литер А, литер А1) по адресу: <адрес> следует, что указанный МКД является сложным сооружением, состоящим из двух зданий, вплотную пристроенных друг к другу, имеющих самостоятельные основные конструктивные элементы: 1. здание лит.А – наружные и внутренние стены выполнены из крупных панелей; 2. задние лит.А1 – наружные и внутренние стены выполнены из кирпича. Таким образом, установлено фактическое наличие двух зданий с одним адресом – <адрес>. Кроме того, ГУП «ЦТИ» в своем письме пояснили, что в соответствии со Сборником УПВС № 28, утвержденным Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 1970 года, здания лит. А, А1 по <адрес> относятся к зданиям 1 группы капитальности, в то время как к зданиям со смешанной конструкцией относятся к 4 группе капитальности. Определяющим фактором здания со смешанной конструкцией является вид стенового материала – сочетание стен зданий, выполненных из дерева и кирпича, или из дерева и железобетона, т.е. обязательное присутствие стен здания, выполненных из дерева. Исходя из системного анализа норм жилищного законодательства (ст. 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 29 Правил ) гражданин обязан оплатить лишь те услуги, которые он реально потребил. Таким образом, начисление платы собственникам и нанимателям жилых помещений, расположенных в двух зданиях со стенами из разного материала исходя из единого норматива потребления, установленного для многоквартирных домов со стенами из смешанных материалов нельзя признать правомерными, в то время как Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16.12.2019 года № СЭД-24-02-46-149 утверждены нормативы потребления по отоплению в жилых помещениях МКД со стенами из кирпича, из панелей. Выявленные нарушения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на законное и обоснованное начисление платы за коммунальные услуги, а также неправомерное увеличение размера платы за отопление. Установление норматива потребления коммунальных услуг в МКД производится, в т.ч. по инициативе управляющих компаний, поэтому ответчик ООО УК «СервисМастерСтрой» является ответственным за правильность и обоснованность начисления платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в МКД, находящемся в его управлении.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было представлено уточненное исковое заявление, согласно которого прокурор просит обязать ответчиков произвести начисление платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном <адрес>, исходя из утвержденного норматива потребления по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов со стенами из панелей с ДД.ММ.ГГГГ. В качестве мотивов уточненного иска ссылается на то обстоятельство, что при определении норматива потребления коммунальной услуги по отоплению учитываются конструктивные и технические параметры дома в целом, в данном же доме преобладающее большинство материала стен спорного многоквартирного дома состоит из крупных панелей.

В судебном заседании пом.прокурора Иконников А.В. доводы уточненного иска поддержал.

Представители ответчиков с иском не согласны по доводам письменных возражений.

Представитель третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» в судебном заседании поддержал позицию ответчика ООО «ГЭКОМ».

Представитель третьего лица Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края в судебное заседание не явились, извещены, в пояснениях указали суду, что в их компетенцию не входит разъяснение действующего законодательства, по предмету иска разъяснения должно давать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Представитель третьего лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края в судебное заседание не явились, извещены, в пояснениях указали суду, что поддерживают позицию прокурора.

Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края в судебное заседание не явились, извещены, представили суду письменные возражения, в которых указали, что согласно сведениям Росреестра МКД по спорному адресу имеет 5 этажей, в т.ч. 1 подземный и введен в эксплуатацию в 1983 году, материал стен – крупнопанельные. Дата постановки на учет 26.05.2012 года. Ссылаясь на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, полагают, что для установления является ли многоквартирный дом по <адрес> разными зданиями необходимо достоверно установить наличие/отсутствие общих коммуникаций, крыши и иных характерных для многоквартирных домов характеристик, т.к. на сегодняшний день многоквартирный дом зарегистрирован как единый объект и имеет единый кадастровый номер. Наличие технического паспорта на спорный объект не может служить достаточным доказательством для вывода о существовании двух самостоятельных зданий.

Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены, возражений не представили.

Свидетель <ФИО>2 указала суду, что работает в ЦТИ с ДД.ММ.ГГГГ, ________________. ЦТИ занимается государственным учетом жилищного фонда, учетной единицей является домовладение. Про дом <адрес>, что это сложный строительный объект, состоящий из двух зданий. При техническом учете ЦТИ изготавливает технический паспорт дома, присваивает литеры. К данному дому присвоены две литеры: литера А и литера А1, т.к. это два здания, конструктивно отличающиеся друг от друга по строительному материалу, из которых построены эти дома. Литера А - материал стен состоит из крупных панелей, литера А1 состоит из кирпича. При оформлении технического паспорта домовладения специалисты ЦТИ руководствуются Сборником УПВС от 1970 года. Сначала необходимо определить капитальность здания. Органы технической инвентаризации используют именно этот Сборник при оформлении технической учетной документации на объект. ЦТИ использует данный документ, чтобы определить капитальность объекта, но для этого необходимо установить, из каких материалов выполнен объект. В этом Сборнике можно увидеть, что такое многоквартирный дом со смешанными конструкциями. Основной признак смешанных стен - это сочетание дома из кирпича и дерева. Например, если рассматривать данный многоквартирный дом, его нельзя отнести к категории домов со смешанными стенами. Стены выполнены прочностные, характеристики идентичны. Этот многоквартирный дом - это два здания, у каждой литеры свои конструктивные элементы. На дом заведено одно инвентарное дело, а технических паспортов три, на земельный участок и на литеры А и А1. Рядом с домом по <адрес> стоит <адрес>, построены они в разное время. Сначала ЦТИ завели инвентарное дело на дом по <адрес> потом на дом по <адрес> дома соединены между собой вставкой. Дом по адресу <адрес> состоит из двух объектов: один объект имеет 6 подъездов, а второе строение состоит из одного подъезда.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление) и требования к их формированию установлены Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее – Правила № 306).

В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

В соответствии с пунктами 10, 11 Правил N 306 нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома. Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением N 2 к данным правилам.

Согласно таблице N 6 "Форма для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению" (приложение N 2 к Правилам N 306) норматив потребления коммунальной услуги по отоплению определяется с учетом этажности многоквартирного жилого дома, года постройки (до 1999г. и после 1999г.), материала стен (камень, кирпич, панели, блоки, дерево, смешанные и другие материалы).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16.12.2019 N СЭД-24-02-46-149 утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода".

Так, для Губахинского городского округа, относящегося к 13 климатическому району, для многоквартирных домов 5-9 этажности до 1999 года постройки включительно установлены следующие нормативы: многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича – 0,0267 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков – 0,0252 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов – 0,0283 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

Судом установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города на основании обращения <ФИО>1, проживающей в МКД <адрес> была проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по этому МКД. По результатам проверки было установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время управлением многоквартирным домом осуществляет ООО УК «СервисМастерСтрой». С ДД.ММ.ГГГГ ресурсоснабжающей организацией по обеспечению потребителей города Губахи тепловой энергией является ООО «ГЭКОМ». Ввиду прохождения транзитного трубопровода на <адрес> отсутствует техническая возможность установки прибора учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, в связи с чем, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется для собственников и нанимателей расчетным путем, исходя из норматива потребления коммунальной услуги, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-24-02-46-149. При начислении платы за отопление потребителям указанного дома ООО «ГЭКОМ» с ДД.ММ.ГГГГ применяет норматив потребления – 0,0283 Гкал на 1 кв.метр общей площади жилого помещения в месяц, установленный для МКД до 1999 года постройки, этажностью 5-9, со стенами из дерева, смешанных и других материалов. Согласно технических паспортов, спорный МКД состоит из двух сооружений, плотно прилегающих к друг другу, при этом, у здания лит.А – наружные и внутренние стены выполнены из крупных панелей, у здания лит.А1 – наружные и внутренние стены выполнены из кирпича.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружении" (далее - Закон N 384-ФЗ) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Указанное определение содержит четкие критерии, которым должен отвечать объект, чтобы являться зданием в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации. Объекты капитального строительства, не отвечающие вышеуказанным критериям, относятся к иным категориям.

Жилищный кодекс Российской Федерации к жилым помещениям относит жилой дом, часть жилого дома; квартиру, часть квартиры; комнату (часть 1 статьи 16).

Согласно части 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В силу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся самостоятельные целые вещи, такие как здание, сооружение, объекты незавершенного строительства, исключение предусмотрено только в отношении помещений и машино-мест (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Часть жилого дома не поименована в гражданском законодательстве в качестве объекта недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации.

При этом, сведения о части объекта недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости только в связи с установленным (устанавливаемым) ограничением прав, обременением объекта недвижимости (пункт 4 части 3, пункт 3 части 5 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).

Таким образом, часть жилого дома представляет собой не что иное, как помещение (совокупность помещений - комнат и подсобных помещений в жилом доме), являющееся конструктивной частью здания (его неотъемлемой частью).

При этом отнесение такого помещения к части здания не влияет на изменение его характеристик в качестве такового и не наделяет его признаками отдельно стоящего здания.

Однако, следует учитывать, что согласно части 7 статьи 41 Закона N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) не допускаются.

Положениями Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции до 1 января 2017г.) также не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей индивидуального жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

В силу положений Закона N 218-ФЗ при разделе объекта недвижимости образуются объекты недвижимости того же вида, что был исходный объект недвижимости, но с собственными характеристиками, отличными от характеристик исходного объекта недвижимости, исходный объект недвижимости прекращает свое существование. При этом образованные объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образованных в результате такого раздела объектов. Образованные объекты недвижимости после их постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации права собственности на них становятся самостоятельными объектами гражданских прав.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016г., часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

В пункте 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. N 47, закреплено понятие многоквартирного дома, согласно которому таковым признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе, наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

В свою очередь, согласно пункту 3 той же статьи объект адресации - один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

Главой 2 "Правил присвоения изменения и аннулирования адресов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1221 от 19 ноября 2014 года, установлен Порядок присвоения объекту адресации адреса, изменения и аннулирования такого адреса.

Согласно п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года N 1221 "Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов" объектом адресации являются:

а) здание (строение, за исключением некапитального строения), в том числе строительство которого не завершено;

б) сооружение (за исключением некапитального сооружения и линейного объекта), в том числе строительство которого не завершено;

в) земельный участок (за исключением земельного участка, не относящегося к землям населенных пунктов и не предназначенного для размещения на них объектов капитального строительства);

г) помещение, являющееся частью объекта капитального строительства;

д) машино-место (за исключением машино-места, являющегося частью некапитального здания или сооружения).

Пунктом 3 названных Правил установлено, что к адресу, присвоенному объекту адресации, предъявляются требования уникальности (один и тот же адрес не может быть присвоен более чем одному объекту адресации), обязательности (каждому объекту адресации должен быть присвоен адрес) и легитимности.

Из совокупности вышеприведенных правовых норм следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно ч. 1 ст. 36 этого же Кодекса входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Кроме того, многоквартирному дому присваивается уникальный адрес, отличающий его от других схожих объектов недвижимости.

Аналогичные разъяснения даны в п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания".

Таким образом, при соблюдении совокупности вышеперечисленных критериев, отличающих многоквартирный дом от иных объектов, этот объект будет считаться единым объектом недвижимости.

Применимо к настоящему случаю, суд приходит к выводу, что индивидуальная кирпичная вставка МКД по <адрес> (квартиры с по ) по факту не что иное, как часть этого жилого дома, являющееся его неотъемлемой частью.

К такому выводу суд приходит, исходя из изученной проектной документации на спорный МКД, имеющейся в материалах дела, согласно которой при проектировке, в т.ч. дома по <адрес> кирпичный пристрой позиционировался именно как индивидуальная кирпичная вставка МКД со сквозным проходом, а не отдельный объект недвижимости.

При этом, как указано выше, положениями Федерального закона от 24 июля 2007г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (в редакции до 1 января 2017г., т.е. в редакции, действующей и в период даты постановки спорного МКД на кадастровый учет – 26.05.2012 года) не предусматривалась возможность государственного кадастрового учета частей жилого дома или квартир (помещений, комнат) в таких домах.

Однако, судом установлено, что в нарушение указанных правовых норм, согласно сведениям, внесенным в ЕГРН относительно спорного МКД, ему присвоены два кадастровых номера: – на основное здание с крупнопанельным материалом стен, площадью ________________ кв.м. (квартиры с по ) и – на вставку с кирпичным материалом стен, площадью ________________ кв.м. (квартиры с по ). Оба объекта с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ, год завершения строительства обоих – 1983 год, объектам присвоен один инвентарный номер – 110.

Одновременно, из исследованных судом документов следует, что МКД по адресу: <адрес> является сложным сооружением, состоящим из двух объектов плотно пристроенных (прилегающих) к друг другу, имеющих самостоятельные основные конструктивные элементы: объект с лит.А – наружные и внутренние стены выполнены из крупных панелей, объект с лит.А1 – наружные и внутренние стены выполнены из кирпича. При этом, объект с лит.А1 не является самостоятельным и изолированным, поскольку с объектом с лит.А у них имеются общие инженерные коммуникации (центральное тепло-, водо-, газоснабжение), общий сквозной подвал с транзитным проходом.

Принимая во внимание, что обслуживание спорного МКД осуществляет одна управляющая компания - ООО УК «СервисМастерСтрой»; у жильцов МКД и жильцов индивидуальной вставки общее на оба объекта имущество многоквартирного дома; нумерация квартир в МКД последовательная, в т.ч. продолжается в индивидуальной кирпичной вставке; земельный участок под МКД и вставкой единый; индивидуальная кирпичная вставка в силу закона не подлежала постановке на отдельный кадастровый учет в качестве объекта – многоквартирный дом; МКД присвоен один единый адрес; МКД и индивидуальная вставка к МКД имеют общие инженерные коммуникации (центральное тепло-, водо-, газоснабжение), общий сквозной подвал с транзитным проходом; в деле отсутствуют доказательства того, что индивидуальная вставка к МКД (квартиры с ________________ по ________________) может функционировать как самостоятельный объект, т.е. отдельно от основной части МКД (квартиры с ________________ по ________________), суд приходит к выводу, что многоквартирный дом с индивидуальной кирпичной вставкой, расположенный по адресу: <адрес> с точки зрения жилищного законодательства является единым объектом - многоквартирным (жилым) домом.

При этом, поскольку согласно Правил N 306 для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению расчетной единицей является именно многоквартирный (жилой) дом, постольку с учетом того, что собственники жилых помещений в МКД имеют равные права в отношении общего имущества многоквартирного дома пропорционально своей доле в нем, а также принципа равенства всех перед законом, гарантированного статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации и означающего, в том числе, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении в одинаковых или сходных ситуациях, а в настоящем случае жильцы одного многоквартирного дома, оплачивая коммунальные услуги, не должны иметь преимущества друг перед другом, суд приходит к выводу, что в многоквартирном доме по <адрес> для всех жильцов следует применять один единый норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.

Определяя вид этого норматива, суд не соглашается с позицией ответчика ООО «ГЭКОМ» о необходимости его применения, исходя из стен многоквартирного дома из смешанных материалов по следующим основаниям.

В силу подпункта "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.

Исходя из того, что в доме ________________ квартиры, ________________ из которых, а также основная часть общих коммуникаций дома располагаются в части многоквартирного дома, тип стен которого определен как крупные панели, а это более 87,5% от общей площади многоквартирного дома, т.е. преобладающее большинство, суд приходит к выводу, что правомерным будет применять при расчете платы за отопление утвержденный норматив потребления по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов со стенами из панелей, а поскольку ООО «ГЭКОМ» приступило к исполнению своих обязанностей ресурсоснабжающей организации на территории Губахинского района с ДД.ММ.ГГГГ, то именно с этой даты и необходимо обязать указанного ответчика произвести начисление платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме <адрес>

Как указано выше, Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 16.12.2019 N СЭД-24-02-46-149 утвержден норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирных (жилых) домов на территории Пермского края, рассчитанных на 8 месяцев отопительного периода".

Для Губахинского городского округа, относящегося к 13 климатическому району, для многоквартирных домов 5-9 этажности до 1999 года постройки включительно установлены следующие нормативы: многоквартирные и жилые дома со стенами из камня, кирпича – 0,0267 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; многоквартирные и жилые дома со стенами из панелей, блоков – 0,0252 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц; многоквартирные и жилые дома со стенами из дерева, смешанных и других материалов – 0,0283 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.

При этом в указанном нормативном документе, материал стен многоквартирного дома, служащий критерием для установления норматива, абсолютно конкретизирован, не содержит не точностей и неопределенностей.

Аналогичная ситуация и в спорном многоквартирном доме: с 1 по 6 подъезд материал наружных и внутренних капитальных стен абсолютно четко определен как крупные панели, в 7 подъезде эти стены из кирпича.

Ни в одном документе, имеющемся в материалах дела, относительно характеристик спорного МКД, а именно наружных и внутренних капитальных стен, не содержится информация о том, что он состоит из смешанных материалов. В проектной документации на дом, которая была исследована судом, объект – 7 подъезд, именуется как индивидуальная кирпичная вставка к многоквартирному дому.

Суд не в полной мере соглашается с доводами прокурора, а также утверждениями свидетеля со ссылкой на Сборник УПВС № 28, утвержденный Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 1970 года, о том, что определяющим фактором здания со смешанной конструкцией является сочетание стен зданий, выполненных из дерева и кирпича, или из дерева и железобетона, т.е. обязательное присутствие стен здания, выполненных из дерева, поскольку, согласно нормативных документов, регулирующих деятельность тех же органов (бюро) технической инвентаризации (БТИ) в разные последующие периоды, жилищный фонд распределяется по материалу стен иным способом.

Так, в Постановлении Госкомстата РФ от 05.11.2001 N 81 "Об утверждении Инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом", которое действовало в период с 2001 года и утратило силу с отчета за 2006 год в связи с изданием Постановления Росстата от 26.07.2006 N 39, т.е. действовало в период, когда спорный МКД уже был возведен, функционировал и, соответственно, учитывался как объект жилищного фонда, приведено распределение жилищного фонда по следующему материалу стен многоквартирных домов: панельный, блочный и смешанный. К смешанным относятся дома, материал стен которых выполнен из эффективных конструкций (монолит, бетонные, кирпичные, утеплитель, наружный и внутренний слои изготовлены из листовых материалов).

В Постановлении Росстата от 28.11.2005 N 86 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за жилищно-коммунальным хозяйством на 2006 год" приведено распределение жилищного фонда по следующему материалу стен многоквартирных домов: каменные, кирпичные, панельные, блочные, смешанные, деревянные, прочие. При этом, к каменным и кирпичным домом относятся дома, построенные из кирпича, естественного или искусственного камня (II раздел технического паспорта здания, строения), к панельным, блочным и смешанным домам относятся дома панельные, блочные и смешанные, т.е. сочетающие в себе разные виды материалов, к деревянным домом относятся дома из дерева (брусчатые и рубленные) или полносборные из древесины, к прочим домам относятся жилые дома, не вошедшие в перечисленные выше группы по материалу стен.

Совокупность указанных правовых норм позволяет суду прийти к выводу, что вопреки доводам ответчиков, в зданиях с конструкциями (материалами) смешанного типа наружные капитальные стены могут быть, например, каменные, блочные, панельные и пр., а внутренние могут быть деревянными, кирпичными и пр., т.е. смесь строительных материалов происходит в одной строительной плоскости, поскольку, смешанной называется кладка, которую выполняют из двух различных строительных материалов. Такой же формат смешанного материала можно отнести к этажности зданий, например, первый этаж (половина или часть дома) кирпичный или каменный и пр., а второй этаж (половина или часть дома) деревянный и пр.

В настоящем случае таких характеристик стен многоквартирного дома не прослеживается, материалы стен спорного многоквартирного дома, не сочетают в себе разные виды материалов.

Суд полагает возможным в настоящем случае руководствоваться именно нормативными документами, регламентирующими деятельность органов учета жилищного фонда, поскольку, во-первых, иные нормативные документы, регулирующие этот вопрос отсутствуют, не ссылались на таковые ответчики и третьи лица по делу, напротив, указав, что таких нормативно-правовых документов не существует, во-вторых, в частности, тот же Сборник УПВС № 28, утвержденный Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства от 1970 года (п. 7 Общих указаний), который не отменен, является действующим по настоящее время, в своем содержании помимо таких показателей как группа капитальности здания, раскрывает понятия и характеристики конструкций здания и элементов его благоустройства, которые и позволяют в совокупности определить материал стен многоквартирного дома, что и необходимо в настоящем случае для установления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: <адрес> и не позволяет отнести указанный многоквартирный дом к дому из смешанных материалов стен.

При этом довод представителя третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» о том, что Правила № 306 не предусматривают возможности начисления платы, исходя из норматива, определяемого по преобладающему материалу стен МКД, суд находит не имеющим определяющего значения в настоящем случае, поскольку достоверно установлено, что МКД по адресу: <адрес> является сложным сооружением, состоящим из двух объектов плотно пристроенных (прилегающих) к друг другу, имеющих самостоятельные основные конструктивные элементы, т.е. по существу объектом, имеющим конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении N 2 к Правилам N 306, поэтому ООО «ГЭКОМ», как лицо заинтересованное, являясь ресурсоснабжающей организацией, вправе обратиться в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, представив соответствующий пакет документов, для дополнения категории многоквартирных домов и изменения норматива в последующем, представив соответствующее обоснование (п. 9, 11 Правил N 306), не перекладывая бремя несения дополнительных расходов на жильцов многоквартирного дома, поскольку последние являются наиболее юридически незащищенной стороной в настоящих правоотношениях.

Таким образом, ООО «ГЭКОМ» в последующем не лишено права урегулировать вопрос по начислению норматива жильцам спорного МКД иным способом.

Между тем необходимо отметить, что в силу пункта 11 тех же Правил, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях.

Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> имеет абсолютно идентичные многоквартирному дому по адресу: <адрес><адрес> конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположен в аналогичных климатических условиях, т.е. имеет такую же индивидуальную кирпичную вставку, те же общие на весь дом инженерные коммуникации, тот же год постройки и пр., что следует из представленных суду документов, в частности, технических паспортов, однако, в счетах-извещениях при начислении платы за услугу отопление ООО «ГЭКОМ» самостоятельно и добровольно указывает норматив, установленный для многоквартирных домов со стенами из панелей (норматив указан – 0,0252), что ставит жителей этого МКД в неравное положение с жителями спорного МКД.

При этом, довод представителя ответчика о том, что на доме по адресу: <адрес> установлен общедомовой прибор учета тепла, правового значения в этом вопросе не имеет, поскольку жильцы многоквартирных домов по адресам: <адрес> и <адрес> вынужденно не имеют технической возможности для установления прибора учета тепла, т.к. между домами по <адрес><адрес> и <адрес>, между которыми имеется индивидуальная кирпичная вставка, проходит транзитный трубопровод, все инженерные коммуникации между этими домами общие, тогда как дому по <адрес> являющемуся абсолютно схожим с ними строением, присвоен один адрес, он изначально поставлен на кадастровый учет как один цельный единый объект, что и позволило установить прибор учета.,

Довод представителя третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» о том, что жильцы части дома, состоящей из кирпича, могут предъявить претензии ООО «ГЭКОМ» о неверном начислении им норматива по отоплению, исходя из стен МКД из панелей, суд находит неубедительными, поскольку норматив для многоквартирных домов со стенами из кирпича значительно выше, чем со стенами из панелей: 0,0267 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц против - 0,0252 Гкал на 1 кв.

Тот факт, что в регистрационных данных квартир некоторых жильцов спорного МКД указаны различные характеристики многоквартирного дома, как то: кирпичный (<адрес>, <адрес>), панельный (<адрес>, <адрес>), кирпично-панельный (<адрес>) на выводы суда об обоснованности заявленных требований также не влияет, поскольку расчетной единицей для установления норматива является именно многоквартирный (жилой) дом, а не жилое помещение. Кроме того, само по себе обязание ООО «ГЭКОМ» производить начисления жильцам спорного МКД, исходя из утвержденного норматива потребления по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов со стенами из панелей, не влечет изменение технических характеристик многоквартирного дома и не требует внесения изменений в Единый государственный реестр прав недвижимости собственниками.

Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования к ответчику ООО «ГЭКОМ», суд находит необоснованными требования истца к ненадлежащему ответчику ООО УК «СервисМастерСтрой», поскольку последний коммунальный ресурс по отоплению и горячему водоснабжению потребителям г. Губахи, в т.ч. собственникам и нанимателям спорного МКД не поставляет, начисление, выставление платежных документов потребителям, сбор денежных средств за поставленные ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы, не производит, ввиду расторжения с сентября 2016 года договоров теплоснабжения и горячего водоснабжения с ресурсонабжающей организацией.

С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Суд отклоняет довод представителя ответчика ООО «ГЭКОМ» и третьего лица ПАО «Пермэнергосбыт» об отсутствии у прокурора полномочий для обращения в суд с настоящим иском, поскольку на основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Таким образом, и.о. прокурора города Губахи в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, предъявлен иск в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – нынешних собственников и нанимателей, а также аналогичных лиц, которые приобретут в будущем права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями спорного МКД, круг которых в настоящее время определить не представляется возможным.

На основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «ГЭКОМ» в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 300,00 руб. по требования неимущественного характера заявленных прокурором в интересах неопределенного круга лиц – граждан.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора г. Губаха удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Губахинская энергоснабжающая компания» произвести начисление платы за отопление собственникам и нанимателям помещений в многоквартирном доме по <адрес>, исходя из утвержденного норматива потребления по отоплению в жилых помещениях многоквартирных домов со стенами из панелей с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Губахинская энергоснабжающая компания» в бюджет городского округа «Город Губаха» Пермского края государственную пошлину в сумме 300,00 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 июня 2021 года.

Председательствующий: И.А. Мухтарова