ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590017-01-2021-001140-09 от 26.10.2021 Губахинского городского суда (Пермский край)

УИД № 59RS0017-01-2021-001140-09

Дело № 2-848/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Губаха 26 октября 2021 года

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Мухтаровой И.А., при секретаре Карецкой Е.В., с участием прокурора Иконникова А.В., представителя ответчика Маркеловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Губаха в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности организовать работу по оказанию населению услуги по выдаче справок, третьи лица: Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ИГЖН по Пермскому краю, «КРЦ-Прикамье», Управление Роскомнадзора по Пермскому краю, Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Губаха в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по оказанию населению Губахинского городского округа услуги по выдаче справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой города Губахи проведена проверка организации на территории Губахинского городского округа работы по оказанию гражданам услуги по выдаче справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях. В ходе проверки установлено, что органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями Губахинского городского округа, а также иными организациями вышеуказанная услуга не оказывается. В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017г. N 984, с 17 апреля 2018г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Вместо форм 9, 10, 11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3). Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. N 713 (далее - Постановление N 713) утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила). Органы местного самоуправления поименованы в Постановлении N 713 в качестве лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. В их компетенцию входит предоставление органу регистрационного учета (многофункциональному центру) сведений о договоре социального найма жилого помещения, на основании которого заявитель становится на регистрационный учет (п. 9 Правил). При этом в целом ряде подзаконных актов содержатся указания на то, что для получения отдельных государственных услуг либо социального обеспечения или мер социальной поддержки заявитель должен представить справку о составе семьи, выданную жилищно-эксплуатационными органами или органами местного самоуправления (например, п. 2.5 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005г. N 258; абз. 1 п/п. «а» п. 36 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014г. N 59н; П. 91 Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 14 февраля 2017г. N 87; П. 1.2.5 Перечня документов, утвержденного письмом Рострудинспекции и Фонда социального страхования РФ от 30 июня 1998г. NN 25101-12-1716, 02-08/09-1279 «О проверке хранения личных дел потерпевших у работодателей» и др.). О том, что такие справки действительно запрашиваются различными уполномоченными органами и организациями при оказании тех или иных услуг, в том числе государственных, что данные справки действительно требуются гражданам постоянно, говорит и значительное количество обращений граждан по данному вопросу в прокуратуру города (только за период с июня по август 2021 года поступило три таких жалобы). То есть отсутствие на территории Губахинского городского округа организованной и регламентированной процедуры выдачи справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях является препятствием для реализации жителями города Губахи своих прав в сфере пенсионного и социального обеспечения, жилищной сфере, при получении мер социальной поддержки. Полагают, что поскольку целью деятельности органа местного самоуправления является защита прав и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, для чего ОМС наделяются определенными правами, то они, в свою очередь, должны реализовываться исключительно в публичных интересах. Кроме того, считают, что выдача гражданам справок о составе семьи прямо не исключена из компетенции органов местного самоуправления, поэтому они вправе самостоятельно решить вопрос об отнесении выдачи таких справок к собственным полномочиям, а также самостоятельно регламентировать данную деятельность. Непринятие органом местного самоуправления мер по реализации своего права по отнесению к своим полномочиям вопроса о выдаче справок о составе семьи препятствует в реализации жителями округа своих прав по целому ряду вопросов и сфер жизни, ставит под угрозу обязательный для всех органов конституционный принцип приоритета прав и свобод граждан, то есть противоречит принципам деятельности органов местного самоуправления.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю, ИГЖН по Пермскому краю, «КРЦ-Прикамье», Управление Роскомнадзора по Пермскому краю, Министерство ЖКХ и благоустройства Пермского края.

В судебном заседании прокурор Иконников А.В. на иске настаивал.

Представитель ответчика Маркелова Н.С. с иском не согласна по доводам письменных возражений.

Третьи лица представителей в суд не направили, извещены надлежащим образом. В суд представлены письменные отзывы на иск.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, жилищное законодательство, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (пункт 1 статьи 2 Закона N 210-ФЗ).

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административным регламентом - нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, разработка проекта которого осуществляется органом, предоставляющим государственную услугу, или органом, предоставляющим муниципальную услугу (пункт 4 статьи 2, часть 1 статьи 12, часть 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ).

Согласно пункту 1 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011г. N 373, регламентом является нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти или государственной корпорации, наделенной в соответствии с федеральным законом полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности (далее - государственная корпорация), устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации и органа государственного внебюджетного фонда, осуществляемых по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей (далее - заявитель) в пределах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий, в соответствии с требованиями Закона N 210-ФЗ. Регламент также устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации и органа государственного внебюджетного фонда, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации и органа государственного внебюджетного фонда с заявителями, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при предоставлении государственной услуги.

Порядок передачи данных по регистрационному учету граждан в органы регистрационного учета до 17.04.2018 регулировался Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной миграционной службы от 11.09.2012 N 288 (далее - Регламент N 288).

Обязанность хранения карточек регистрации и поквартирных карточек возлагалась на лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, которыми являлись управляющие организации и товарищества собственников жилья (пункт 84 Регламента N 288).

Согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2018 N АКПИ 17-1007 положение пункта 84 Регламента N 288, по которому управляющие организации и ТСЖ обязаны были хранить карточки регистрации и поквартирные карточки, передавать информацию в органы регистрационного учета (отдел по вопросам миграции отдела полиции), выдавать выписки из домовых книг, признано недействующим.

С 17.04.2018 Регламент N 288 утратил силу.

С указанной даты действует Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31.12.2017 N 984 (далее - Регламент N 984).

В связи с отменой Регламента N 288, утратили силу и следующие поименованные в нем формы документов: поквартирная карточка (форма N 10); домовая (поквартирная) книга (форма N 11); карточка регистрации (форма N 9).

Таким образом, с 17.04.2018 управляющие организации не являются организациями, оказывающими государственные услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства.

Во исполнение положений статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" Постановлением N 713 от 17 июля 1995г. Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации), согласно пункту 4 которых ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Перечень).

Перечнем к таким лицам отнесены: должностные лица органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (1), собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими жилыми помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей жилищным фондом организации (2), уполномоченные лица органов управления жилищными и жилищно-строительными кооперативами (3), уполномоченные должностные лица многофункциональных центров оказания государственных (муниципальных) услуг (4).

Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – это государственная услуга, которая предоставляется территориальными органами МВД РФ (п. 23 Регламента № 984, п. 2 Правил регистрации N 713).

Вместе с тем, перечисленные выше нормативно-правовые акты подтверждают, что законодатель на органы регистрационного учета (подразделения по вопросам миграции МВД России), а равно и на органы местного самоуправления обязанность по хранению и ведению карточек регистрации и поквартирных карточек не возложил.

Таким образом, в данный момент не существует нормативно-правового регулирования порядка предоставления справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, соответственно, вопреки доводам прокурора, организация деятельности по предоставлению таких справок является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, при чем, при условии обязательной разработки соответствующего административного регламента, который, как установлено, в настоящем судебном заседании, ответчиком не разрабатывался.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 17 того же закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Пунктом 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее - нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных. Такие акты не могут содержать положения, ограничивающие права субъектов персональных данных, устанавливающие не предусмотренные федеральными законами ограничения деятельности операторов или возлагающие на операторов не предусмотренные федеральными законами обязанности, и подлежат официальному опубликованию.

Вместе с тем, обработка персональных данных rpаждан в указанных целях будет соответствовать условиям обработки персональных данных, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", если она необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.

Например, органы государственной власти в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления rpажданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют rpажданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда, определяют категории rpаждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а также определяют порядок предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям rpаждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 2, пункты 4 и 5 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Одновременно с этим, следует учитывать положения статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006г. N 152-ФЗ "О персональных данных", которой определено, что лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В настоящем случае данное требование необходимо рассматривать с той точки зрения, что выдаваемые заявителю справки, испрашиваемые прокурором, будут содержать не только персональные данные обратившегося лица, но и сведения об иных лицах, т.е. лицо, выдающее справку, должно убедиться в том, что имеет право раскрыть заявителю персональные данные иных лиц (им получено согласие от таких лиц на раскрытие сведений о них, либо иной порядок предусмотрен федеральным законом). Вместе с тем, прокурором не указано, каким образом орган местного самоуправления может получить такое согласие, дабы в последующем избежать ответственности за разглашение персональной информации.

Учитывая, что таких документов как выписка из домовой книги и карточка регистрации, под которой принято понимать справку о составе семьи, с 17.04.2018 года уже не существует, то органы и организации, предоставляющие соответствующие государственные услуги обязаны были после этой даты исключить случаи истребования у граждан справок о составе семьи, выписок из домовых книг, копий финансово-лицевых счетов и аналогичных документов, а существующий в настоящий момент пробел в законодательстве и ненадлежащая организация работы по актуализации нормативных правовых актов в части обязательного представления справок и документов о составе семьи не может служить основанием для возложения такой обязанности на орган местного самоуправления.

Довод прокурора о наличии обращений граждан, которым по той или иной причине отказано в предоставлении государственной услуги в связи с непредставлением справки о составе семьи, в настоящем случае не может служить основанием для удовлетворения исковых требований, а может служить лишь основанием для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования в отношении организаций, требующих предоставление указанных справок.

Кроме того, подзаконные акты, указанные в иске прокурора, содержащие якобы требования о необходимости справки о составе семьи в качестве основания для предоставления отдельных видов государственных услуг либо признаны утратившими силу, как то, Приказ Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" – утратил силу с 13.06.2021 года, либо допускают предоставление обратившимися альтернативных таким справкам документов ("Перечень документов, которые должны быть в деле потерпевшего от трудового увечья в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием" (утв. Рострудинспекцией 26.06.1998 N 25/01-12-1716, ФСС РФ 30.06.1998 N 02-08/09-1279), Приказ ФСБ России от 14.02.2017 N 87 (ред. от 05.04.2021) "Об утверждении Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей").

Более того, жалоб граждан, мотивированных именно отказом в предоставлении государственных услуг перечисленными в иске прокурора нормативными документами, не приложено.

Так, из обращения <ФИО>1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ей требуется документ, подтверждающий ее регистрацию на территории Пермского края за последние пять лет, а не справка о составе семьи или о лицах, зарегистрированных в жилом помещении. Аналогичный документ требовался и обратившейся <ФИО>2, что прямо следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ________________ об отказе в предоставлении ей государственной услуги.

Из обращения <ФИО>3 от ДД.ММ.ГГГГ также прямо не следует, что единственно возможным документом, который с него требует ПАО «Сбербанк» для предоставления услуги является справка о зарегистрированных лицах, напротив, из буквального текста заявления следует, что обратившемуся предложен целый перечень альтернативных документов.

Кроме прочего, при принятии решения суд учитывает, что суд не является ни законодательным, ни исполнительным органом власти и не вправе подменять их деятельность, иное бы означало нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации), поэтому суд, принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий. Поскольку нормативно-правового регулирования, обязывающего орган местного самоуправления организовать населению оказание услуги по выдаче справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, в настоящее время не существует, постольку судебное решение не может подменить право органа местного самоуправления соответствующей обязанностью.

По изложенным основаниям, суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заместителю прокурора г. Губаха, действующему в защиту прав и законных интересах неопределенного круга лиц в иске к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работу по оказанию населению Губахинского городского округа услуги по выдаче справок о составе семьи, о лицах, зарегистрированных в жилых помещениях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 октября 2021 года.

Председательствующий И.А. Мухтарова