ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590017-01-2022-000894-84 от 18.08.2022 Губахинского городского суда (Пермский край)

№ 59RS0017-01-2022-000894- 84

Дело № 2-716/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,

с участием прокурора Иконникова А.В.,

представителя ответчика ФИО1,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора г.Губахи в защиту законных прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности провести автомобильную дорогу до земельных участков, представленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, включении автомобильной дороги в реестр муниципального имущества, проведении паспортизации автомобильной дороги

установил:

Прокурор г.Губахи Пермского края, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором просил возложить на администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г.Губаха» до земельных участков, представленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, включении автомобильной дороги в реестр муниципального имущества, проведении паспортизации автомобильной дороги свои требования мотивировав тем, что Прокуратурой города проведена проверка законодательства о дорожной деятельности и местном самоуправлении. В ходе проверки установлено следующее. Постановлением администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2022 № 88 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования (далее - Перечень), в который среди прочих за № 51 включена автодорога «переулок Тихий», в грунтовом исполнении, идентификационный номер 57 415 550 ОП МП 570-51. Согласно информации администрации Губахинского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом и Управления -строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа от № 09.06.2022, переулок Тихий, г. Губаха, в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа и в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» не включался, его паспортизация не проводилась. Какие-либо правоустанавливающие документы, техническая документация на данную автодорогу отсутствуют. При этом постановлением администрации от 17.12.2015 № 1428 по пер. Тихий многодетным семьям предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 59:05:0101017:5 04-511. Данные участки территориально расположены по пер. Тихий, при этом в настоящее время проезд имеется только до переулка Тихий по пр. Свердлова от пр. Ленина в восточном направлении. То есть дальнейшее движение по пер. Тихий невозможно, дорога не сформирована, проезжая ее часть, дорожное полотно отсутствуют. Переулок Тихий, г. Губаха, не включен в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства», то есть администрацией Губахинского городского округа не реализованы полномочия, предоставленные и. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ, и не выполнены обязанности, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 16 того же Федерального закона. Полученные в ходе проверки данные указывают на то, что автомобильная дорога «переулок Тихий» является дорогой общего пользования и единственным проездом к земельным участкам, предоставленным гражданам, в том числе и многодетным семьям, для индивидуального жилищного строительства, по своему назначению должна использоваться для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к указанным земельным участкам в порядке реализации прав на их использование по целевому назначению, то есть для строительства и дальнейшей эксплуатации жилых домов.

Кроме того, данная автодорога также необходима для проезда транспортных средств и специальной техники экстренных и специальных служб к указанным участкам.

При этом как показывают результаты осмотра, земельный участок с кадастровым номером , с адресом «<...>, по которому должна проходить данная автодорога, не пригоден для движения транспорта, грунтовое покрытие как дорожное полотно отсутствует, территория захламлена поваленным деревьями и пнями, не снят верхний слой почвы (дёрн), планировка грунтового покрытия не проведена. То есть переулок Тихий не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017.

Кроме того, обслуживание данной автодороги не организовано, в муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» она не включена, соответственно, муниципальные контракты, договоры на выполнение работ по ее содержанию, ремонту, не заключаются.

Данная автодорога является единственным подъездным, путем к земельным участкам, предоставленным гражданам для индивидуального жилищного строительства (ИЖС).

Отсутствие автодороги в Реестре муниципального имущества делает невозможным включение ее в муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» в части обслуживания, содержания, а любые расходы бюджетных средств по ее содержанию или ремонту - незаконными. В свою очередь, несоответствие автодороги требованиям ГОСТ при отсутствии надлежаще организованного ее содержания, обслуживания делает невозможным передвижение по ней личного автотранспорта граждан, транспортных средств и спецтехники экстренных и специальных служб.

Отсутствие паспортизации данной автодороги означает отсутствие данных о ее протяженности и техническом состоянии, вследствие чего рациональное планирование работ по ее реконструкции, ремонту и содержанию, надлежащее их проведение также невозможны.

На основании указанных выше обстоятельств требуется привести автодорогу «переулок Тихий, г. Губаха», в соответствие с требованиями ГОСТ, создав дорожное покрытие до земельных участков, предоставленных гражданам, организовать учет указанной автодороги, ее содержание и обслуживание, включив в Реестр муниципального имущества, в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» и осуществив ее паспортизацию.

Помощник прокурора Иконников А.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа Пермского края ФИО1 с иском была не согласна, представила отзыв на исковое заявление согласно которому расходные материалы по приведению автомобильной дороги «Переулок Тихий, г.Губаха» не были предусмотрены в бюджете Губахинского городского округа на 2022 год. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется, планируется и утверждается на очередной год. Расходная часть бюджета Губахинского городского округа не предусматривает финансовые средства в отношении дороги «пер. Тихий» на 2022г. Расходы на проведение технической инвентаризации и проведения кадастровых работ, необходимых для постановки на кадастровый учет также не были включены в расходы бюджета. В 2022году провести паспортизацию, и как следствие включить спорную дорогу в реестр муниципальной собственности Губахинского ГО не представляется возможным, в связи с отсутствием финансовых средств. Кроме того, обязанность по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения возможна только в отношении муниципального имущества, содержащегося в реестре муниципального имущества. По состоянию на 06.07 2022года в реестре муниципального имущества Губахинского городского округа ПК сведений о дороге переулок Тихий г.Губаха не содержится. В случае удовлетворения судом исковых требований прокуратуры и возложении обязанности по приведению данной автомобильной дороги в соответствие с требованиями ГОСТ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, у Администрации Губахинского городского округа не будет возможности исполнить решение в указанные сроки, тат как для его исполнения необходимы дополнительные финансовые средства, которые в бюджете Губахинского городского округа отсутствуют. Сроки, указанные в исковом заявлении являются неразумными, т.к. осуществление строительства дороги в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу не представляется возможным. Приведение автомобильной дороги «переулок Тихий» в соответствии с требованиями ГОС Р 50597-93 не представляется возможным ввиду признания данного документа утратившим силу. Не согласны с последовательностью исполнения исковых требований. Утверждение бюджета Губахинского городского округа на очередной финансовый год и плановые периоды рассматриваются в присутствии представителей прокуратуры г.Губахи. Проект решения в обязательном порядке направляется в прокуратуру города для согласования. В определенный период предложений о включении расходных обязательств в бюджет Губахинского городского округа по приведению автомобильной дороги «переулок Тихий, г.Губаха» в соответствии с требованиями ГОСТ от прокуратуры не поступало. Исковые требования в представленном виде не соответствуют требованию исполнимости, т.к. очевидно требуют существенных материальных и временных затрат и не могут быть исполнены за счет средств бюджета округа на 2022г.

Представитель третьего лица МБУ «Комбинат благоустройства» ФИО2 доводы возражений ответчика поддержал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему решению.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Губаха Пермского края обратился С.В.А. с заявлением о проведении проверки на наличие нарушений Администрацией г.Губаха Закона Пермского края -ПК от 01.12.2011г. «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» касательно требований, которые предъявляются к участкам, подлежащим выдаче в собственность. С.В.А. указал, является собственником земельного участка (для индивидуального жилищного строительства) расположенного по адресу <...> з/у , кадастровый . К данному участку отсутствует автодорога, использовать участок по целевому назначению, а также выполнять требования правил противопожарного режима РФ невозможно. Земельный участок, на котором должна располагаться автодорога, не очищен от пней, поваленных деревьев, кустарника и т.д. Земельные участки по адресу <...> были распределены между многодетными семьями 08.12.2015г. «Протокол заседания комиссии по бесплатному предоставлению в собственность земельных участков многодетным семьям на территории городского округа «город Губаха». С момента распределения земельных участков по настоящее время Администрация города к строительству дороги не приступала. Также Администрация отказала организовать временный проезд к земельному участку «по вырубке» для лыжных трасс в управлении строительством и ЖКХ г.Губаха. Считает, отсутствие проезда, а также отказ в организации временного проезда к земельным участкам является нарушением его прав со стороны Администрации.

Из Постановления Администрации городского округа «город Губаха» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участок с кадастровым номером был предоставлен для индивидуального жилищного строительства многодетной семье П.О.В., П.В.В., П.В.В., П.В.В. в общую долевую собственность в равных долях предоставлен площадью 1434 кв. м, местоположение: Российская Федерация, Пермский край, г.Губаха, северо-западнее перекрестка ул. Восточная - пр. Свердлова (участок ).

Из ответа Администрации Губахинского городского округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что по вопросу данных о предоставлении земельных участков по пер. Тихий многодетным семьям, сообщает, что земельные участки с кадастровыми номерами ( з/у) территориально расположены по пер. Тихий и были предоставлены многодетным семьям. Автомобильная дорога пер. Тихий включена в перечень автомобильных дорог на основании постановления администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2022г. «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования Губахинского городского округа». Идентификационный номер автомобильной дороги – 57415550 ОПМП570-51, протяженность дороги составляет 234,0 м в грунтовом исполнении.

Согласно выписке из ЕГРН по состоянию на 24.08.2021г. земельный участок с кадастровым номером 59:05:0101017:507 принадлежал на праве общей совместной собственности С.М.В., С.В.А., адрес участка, пер.Тихий, з/у 7.

Установлено, что дорога к данному земельному участку отсутствует, что не оспаривается сторонами по делу.

В соответствии с актом осмотра от 05.08.2022г. территории восточнее край, отведенной под ИЖС переулок Тихий (кадастровый ) на указанном участке вырублены деревья грунт освобожден от растительности и травяного покрова, снят дерн, Переулок Тихий как автодорога не сформированы, проезжая часть (дорожное полотно), иные элементы автодороги отсутствуют. Проезд автотранспорта невозможен, что подтверждается приложенной к акту фототаблицей.

Согласно Указу Президента РФ от 07 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе (подпункт "а" пункта 2).

Согласно п. 17 Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утв. приказом Минрегиона России от 09.09.2013 года N 372) в целях отбора земельных участков (гражданам, имеющим трех и более детей) рекомендуется использовать, помимо прочего, критерий транспортной доступности.

Статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) закреплено право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).

В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Исходя из требований п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с п. 9 ст. 6 названного закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно абз. 5 п. 1 ст. 8 Устава Губахинского городского округа, утвержденного Решением Губахинской городской Думы от 16.12.2013 № 147, к вопросам местного значения Губахинского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные расходные обязательства муниципального образования отражаются в бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год.

Порядок формирования, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования определен Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В силу ст. 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Таким образом, администрация является исполнительно-распорядительным органом Губахинскогогородского округа, к полномочиям которого относится разработка проекта бюджета городского округа, при которой ответчик вправе заложить расходы на содержание дорог и объектов дорожного движения в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

В соответствии с п. 1.2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Полученные в ходе проверки данные указывают на то, что автомобильная дорога «переулок Тихий» является дорогой общего пользования и единственным проездом к земельным участкам, предоставленным гражданам, в том числе и многодетным семьям, для индивидуального жилищного строительства, по своему назначению должна использоваться для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к указанным земельным участкам в порядке реализации прав на их использование по целевому назначению, то есть для строительства и дальнейшей эксплуатации жилых домов.

Материалами дела установлено, что доступ транспорта по дороге непосредственно на земельные участки невозможен, т.е. транспортная доступность к земельным участкам отсутствует с момента предоставления земельного участка в октябре 2015 года

Автодорога также необходима для проезда транспортных средств и специальной техники экстренных и специальных служб к указанным участкам.

При этом организация подъезда к участку относится к ведению администрации городского округа.

С момента представления многодетным семьям земельного участка прошло более шести лет, указанный срок, по мнению суда, являлся достаточным для самостоятельного выполнения органом местного самоуправления обязанности по строительству дороги местного значения с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 5 апреля 2013 год N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 09 ноября 2017 года N 2516-О, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей, как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.

Согласно ст. 3 Закона Пермского края от 01.12.2011 № 871-ПК «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Пермском крае» земельные участки для индивидуального жилищного строительства, подлежащие включению в Перечень, предназначенных для предоставления многодетным семьям, должны иметь инженерную инфраструктуру применительно к условиям соответствующего муниципального образования.

Постановлением администрации Губахинского городского округа от 17.12.2015 № 1428 «О предоставлении многодетным семьям в общую долевую собственность бесплатно без торгов земельных участков на территории Губахинского городского округа» по пер. Тихий многодетным семьям предоставлены 15 земельных участков, при этом строительство на них жилых домов не представляется возможным из-за отсутствия подъездных путей, невозможности подъезда техники, подвоза строительных материалов.

Принимая во внимание совокупность обстоятельств дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанности провести автомобильную дорогу «переулок Тихий, г.Губаха» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда дорогу местного значения, соответствующую строительным нормам и правилам, и обеспечивающую проезд к предоставленным земельным участкам.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст (ред. от 29.04.2019) "Об утверждении национального стандарта Российской Федерации" взамен ГОСТ Р50597-93 утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", с датой введения в действие 1 сентября 2018 г. за исключением пунктов 5.1.1. 6.1.1 и 7.1 в части рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.

По информации Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Губахинского городского округа, предоставленной письмом N 148-0122-2 от 09.06.2022, сведений о дороге переулок «Тихий» в реестре муниципальной собственности Губахинского городского округа не содержится, правоустанавливающие документы и технические документы отсутствуют.

Отсутствие автодороги в Реестре муниципального имущества делает невозможным включение ее в муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» в части обслуживания, содержания, а любые расходы бюджетных средств по ее содержанию или ремонту - незаконными. В свою очередь, несоответствие автодороги требованиям ГОСТ при отсутствии надлежаще организованного ее содержания, обслуживания делает невозможным передвижение по ней личного автотранспорта граждан, транспортных средств и спецтехники экстренных и специальных служб.

В силу пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.

Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.

Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Следовательно, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по рациональному планированию работ по ее реконструкции, ремонту и содержанию.

На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд, учитывая все обстоятельства дела, считает срок для устранения недостатков, указанный прокурором, три месяца со дня вступления решения в законную силу является достаточным и разумным для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данный срок для исполнения решения суда.

При наличии обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора г.Губахи, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края удовлетворить.

Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» до земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность включить автомобильную дорогу «Переулок Тихий, г. Губаха» в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа и в Муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства», - в течение 10 (десяти) дней со дня окончания работ по ее строительству.

Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность провести паспортизацию автомобильной дороги «Переулок Тихий, г. Губаха», - в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 24.08.2022г.

Судья Я.А. Кремер