ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590022-01-2023-001799-30 от 23.01.2024 Кизеловского городского суда (Пермский край)

УИД № 59RS0022-01-2023-001799-30

Дело № 2а-15/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года город Кизел

Кизеловский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коваль А.А.,

при секретаре судебного заседания Качуриной Н.В.,

с участием представителя ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю и ГУФСИН России по Пермскому краю, Бартова К.В.,

представителя Кизеловской прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и прокуратуры Пермского края - заместителя Кизеловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Ивакина А.Н.,

заинтересованного лица Демченко О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-15/2024 по административным исковым заявлениям ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю к Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях) о признании незаконным представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01 ноября 2023 года №4-11-2023/Прдп128-23-20570056

установил:

в Кизеловский городской суд Пермского края с административным исковым заявлением обратилось Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Пермскому краю (Далее - ГУФСИН России по Пермскому краю) к Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов и исправительных учреждениях (заинтересованное лицо Федеральное казенное лечебно-профилактическому учреждение «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (Далее - ФКЛПУ КТБ-7) о признании незаконным представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01 ноября 2023 года №4-11-2023/Прдп128-23-20570056.

Определением судьи Кизеловского городского суда Пермского края от 14 декабря 2023 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Прокуратура Пермского края.

В обоснование требования в административном исковом заявлении указано, что Кизеловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКЛПУ КТБ-7 внесено представление от 1 ноября 2023 года № 4-11-2023//Прдп128-23-20570056 в связи с реализацией в магазине на территории указанного учреждения, осужденным, отбывающих наказание реализуются скоропортящиеся и особо скоропортящиеся продукты питания. Администрация ФКЛПУ КТБ-7 не осуществляла должного контроля, за ассортиментом реализуемых продуктов питания, и не приняла мер к запрету на их реализацию, что способствует поступлению в исправительное учреждение запрещенных к хранению продуктов питания и может послужить причиной нарушения прав осужденных, предусмотренных ст.101 УИК РФ. Кроме того, администрацией ФКЛПУ КТБ-7 отсутствовал должный контроль за поступлением осужденным в посылках и передачах скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов питания. С указанным представлением ГУФСИН России по Пермскому краю не согласно, поскольку действующие Правила внутреннего распорядка, утвержденные Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года №110 не запрещают получать осужденными продукты питания в вакуумных упаковках промышленного изготовления с указанием даты изготовления и сроков хранения. Кроме того, в учреждении созданы условия для хранения осужденными продуктов питания, в том числе в холодильном оборудовании.

По аналогичным основаниям в Кизеловский городской суд Пермского края обратилось ФКЛПУ КТБ-7 ГУФСИН России по Пермскому краю с административным иском к Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконным представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01.11.2023 года №4-11-2023/Прдп128-23-20570056 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ.

Определением Кизеловского городского суда Пермского края от 10 января 2024 года указанные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения административные дела - № 2а-15/2024.

Определением Кизеловского городского суда Пермского края от 22 декабря 2024 года и от 10 января 2024 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Федеральное казенное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть №59 Федеральной службы исполнения наказаний»; Акционерное общество «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис»; начальник отдела безопасности ФКЛПУ КТБ-7 ФИО7, и инспектор отдела безопасности ФКЛПУ КТБ-7 Демченко О. П..

В судебном заседании представитель ФКЛПУ КТБ-7 и ГУФСИН России по Пермскому краю, настаивал на удовлетворении административных исков по доводам исковых заявлений.

Представитель Кизеловской прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и прокуратуры Пермского края не признав административные иски, указал, что ГУФСИН России по Пермскому краю не является надлежащим истцом, поскольку представлением его права не затронуты. Считает представление законным, поскольку осужденным содержащимся в исправительных учреждениях, к которым отнесено и ФКЛПУ КТБ-7 запрещено приобретать, хранить, получать в посылках и передачах любые скоропортящиеся продукты питания. Ответственность за исполнение и соблюдение требований уголовно-исполнительного законодательства на территории учреждения несет администрация ФКЛПУ КТБ-7. Поэтому они должны досматривать и не допускать на территорию учреждения запрещенных продуктов питания, причем, в установленной срок, администрацией ФКЛПУ КТБ-7 был дан ответ на представление, которым признано обоснованным, и были приняты меры к устранению нарушений. Виновные сотрудники были наказаны.

Заинтересованное лицо Демченко О.П. пояснила, что служит в ФКЛПУ КТБ-7 в должности инспектора, и осуществляет прием посылок и передач осужденным. Не отрицает, что принимала в посылках и передачах скоропортящиеся продукты питания, в том числе колбасные изделия. После прокурорской проверки в отношении нее было наложено дисциплинарное взыскание.

Представители заинтересованных лиц, ФКУЗ «Медико-санитарная часть №59 Федеральной службы исполнения наказаний», Акционерного общества «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис», и заинтересованное лицо Жуков А.А., в судебное заседание не явились; о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом; их явка судом обязательной не признавалась.

Суд, признав в соответствии со ст.150 КАС РФ возможным рассмотрения дела при данной явке, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, изучив представленные суду доказательства, пришел к следующему.

Установлено, что ФКЛПУ КТБ-7 является учреждением исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.

В силу п. 81 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110, для продажи осужденным к лишению свободы продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости в ИУ организуется работа магазинов (интернет-магазинов) (по ежедневному графику, за исключением выходных и праздничных дней). Осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в ИУ, по безналичному расчету во время, отведенное их распорядком дня с учетом очередности (по отрядам и бригадам).

Во исполнение вышеприведенных требований, между ФКЛПУ КТБ-7 и ФГУП «Промсервис» (в последующем переименовано в АО «Промсервис») 15.03.2018 г. был заключен договор №7 безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, расположенным на территории ФКЛПУ КТБ-7 площадью 20 кв.м. (л.д.106).

В соответствии с п. 1.1. указанного договора он заключен в целях обеспечения прав осужденных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

01.11.2023 г. прокурором Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКЛПУ КТБ-7 было вынесено представление исх. №4-11-2023/Прдп128-23-20570056 об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ (л.д.29).

Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В судебном заседании установлено, что поводом для внесения указанного представления послужило выявленные проведенной проверкой факты нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Так прокурорской проверкой установлено, что в расположенном на территории ФКЛПУ КТБ-7 магазине осуществлялась торговая деятельность по реализации осужденным продуктов питания относящихся к категории скоропортящихся и особо скоропортящихся (сыры, колбасы, майонез и др.) При этом администрация ФКЛПУ КТБ-7 контроль за ассортиментом реализуемых продуктов питания не осуществляла, и мер к запрету на их реализацию не принимала.

Также установлено, что со стороны администрации ФКЛПУ КТБ-7 отсутствовал должный контроль за поступлением продуктов в посылках и передачах осужденным. Так 30.10.2023 г. осужденному были преданы: сыр, холодец, колбаса, карбонат, ветчина, сервелат, сосиски, сардельки, майонез, скумбрия, сметана, йогурт, кефир, а другому осужденному были преданы: ребра копченые, чебуреки, торт, майонез, мороженное. 26.10.2023 г. осужденному были переданы: сыр, колбаса, майонез, сметана и творог.

Кроме того в целях установления административного надзора в отношении одного из осужденных, администрацией учреждения не своевременно были сделаны необходимые запросы.

Не оспаривая вышеуказанных обстоятельств, административные истцы обратились в суд с настоящими административными исками.

Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Названная совокупность условий для удовлетворения административных исковых заявлений ФКЛПУ КТБ-7 и ГУФСИН России по Пермскому краю судом не установлена.

Согласно частям 3 и 8 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в исправительных учреждениях действуют правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которыми устанавливается перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 июля 2022 года N 110 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (далее - Правила).

Согласно подпункту 12.12 пункта 12 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, осужденным к лишению свободы запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться вещами, предметами и продуктами питания, включенными в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным к лишению свободы запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам).

В соответствии с пунктами 9, 10 приложения N 3 Правил в перечень продуктов питания, которые осужденными к лишению свободы запрещается получать в передаче, входят, в том числе, скоропортящиеся продукты питания; продукты питания без указания срока годности, даты изготовления либо продукты питания, дату изготовления которых установить не представляется возможным.

Приложением N 2 СанПин 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21 мая 2003 года и введенные в действие постановлением от 22 мая 2003 г. N 98, к скоропортящимся относятся продукты переработки мяса, птицы, яиц, молока, рыбы и нерыбных объектов промысла; мучные кремово-кондитерские изделия с массовой долей влаги более 13%; кремы и отделочные полуфабрикаты, в т.ч. на растительных маслах; напитки; продукты переработки овощей; жировые и жиросодержащие продукты, в т.ч. майонезы, маргарины; быстрозамороженные готовые блюда и полуфабрикаты; все виды пресервов; термизированные кисломолочные продукты и стерилизованные молочные продукты.

Особо скоропортящиеся продукты - продукты, которые не подлежат хранению без холода и предназначены для краткосрочной реализации: молоко, сливки пастеризованные; охлажденные полуфабрикаты из мяса, птицы, рыбы, морепродуктов, сырых и вареных овощей, все продукты и блюда общественного питания; свежеотжатые соки; кремово-кондитерские изделия, изготовленные с применением ручных операций; скоропортящиеся продукты во вскрытых в процессе реализации упаковках.

К нескоропортящимся относятся пищевые продукты, не нуждающиеся в специальных температурных режимах хранения при соблюдении др. установленных правил хранения (алкогольные напитки, уксус); сухие продукты с содержанием массовой доли влаги менее 13%; хлебобулочные изделия без отделок, сахаристые кондитерские изделия, пищевые концентраты.

Суд, анализируя вышеприведенные положения частей 3 и 8 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, СанПин 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", считает верными доводы прокурора, изложенные в спорном представлении, что реализация осужденным в магазине сыров, колбас, майонеза, а равно передача осужденным в посылках и передачах: сыра, холодца, колбас, карбоната, ветчины, сосисок, сарделек, майонеза, скумбрии, сметаны, йогурта, кефира, копченых ребер, чебурек, тортов, мороженного, сметаны и творога, поскольку перечисленные продукты питания отнесены к скоропортящимся, либо особо скоропортящимся.

Доводы стороны административных истцов о реализации магазином осужденным, и приемом для них в посылках и передачах скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов в герметичной упаковке, с указанием даты их изготовления и срока хранения, в невскрытой заводской упаковке, и их дальнее хранение в холодильном оборудовании, не опровергает вышеприведенных выводов суда.

Отнесение продуктов питания к скоропортящимся и особо скоропортящимся, обусловлено необходимостью соблюдения специальных температурных и/или иных режимов и правил, без обеспечения которых они могут привести к вреду для здоровья человека, а не общим сроком годности продукта, установленного изготовителем (п. 1.5 СанПин 2.3.2.1324-03).

При этом требования пункта 9 приложения N 3 Правил внутреннего распорядка, устанавливая запрет осужденным к лишению свободы изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего приготовления и консервирования, дрожжи, скоропортящиеся продукты питания, спортивное питание, не содержат исключений к продуктам хранящимся в герметичной, в невскрытой заводской упаковке, с указанием на упаковке даты их изготовления и срока хранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 88 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.

В силу п. 81 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110, для продажи осужденным к лишению свободы продуктов питания, вещей и предметов первой необходимости в ИУ организуется работа магазинов (интернет-магазинов) (по ежедневному графику, за исключением выходных и праздничных дней). Осужденные к лишению свободы вправе пользоваться магазинами (интернет-магазинами), находящимися в ИУ, по безналичному расчету во время, отведенное их распорядком дня с учетом очередности (по отрядам и бригадам).

В соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях.

Исходя из приведенных норм, администрация ФКЛПУ КТБ-7 должна обеспечивать не только возможность приобретения осужденными, отбывающими наказание в данном учреждении, приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости, но и осуществлять контроль за деятельностью расположенного на территории учреждения магазина, и принятии мер к запрету на реализацию в магазине скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов питания осужденным.

Поэтому суд отвергает доводы стороны административного истца, что указанным представлением на ФКЛПУ КТБ-7 незаконно возлагается обязанность по контролю, за деятельностью магазина, и принятию мер к запрету на реализацию в магазине запрещенных продуктов питания.

При этом суд соглашается с доводами представителя административных истцов, что спорным представлением затронуты права и законные интересы ГУФСИН России по Пермскому краю.

Так, 10.11.2011 г. ГУФСИН России по Пермскому краю утвержден Минимальный перечень продуктов питания, разрешенных к продаже через магазины АО «Предприятие уголовно-исполнительной системы «Промсервис» для лиц, содержащихся в исправительных учреждений и следственных изоляторов, в котором поименованы, в том числе и продукты питания которые согласно представлению запрещены к приобретению осужденными к лишению свободы содержащимися в исправительных колониях.

Кроме того, из пояснений представителя административного истца, следует, что должностные лица ГУФСИН России по Пермскому краю также наделены функциями по надзору и контролю, за деятельностью магазина, расположенного на территории ФКЛПУ КТБ-7.

Выводы спорного представления о допущенном нарушении администрацией ФКЛПУ КТБ-7 о не своевременно направленном запросе в отношении осужденного в целях установления административного надзора, суд считает верным, и административными истцами не оспаривается.

Поскольку изложенные в представлении выводы об установленных, в ходе прокурорской проверки, нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства со стороны администрации ФКЛПУ КТБ-7, судом признаны законными и обоснованными, прав и законных интересов административных истцов нарушать не могут, поэтому оснований для признания незаконным спорного представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не имеется.

На основании изложенного суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исков ГУФСИН России по Пермскому краю и ФКЛПУ КТБ-7 о признании незаконным представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01 ноября 2023 года №4-11-2023/Прдп128-23-20570056.

Руководствуясь ст.175-181 КАС РФ, суд

решил:

Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю, Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница №7 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» отказать в удовлетворении административных исковых заявлений к Кизеловской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях), прокуратуре Пермского края о признании незаконным представления Кизеловской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 01 ноября 2023 года №4-11-2023/Прдп128-23-20570056.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кизеловский городской суд Пермского края в течение месяца со дня вынесения судебного решения в окончательной форме 31 января 2024 года.

Судья: