УИД № 59RS0033-01-2023-000977-45
Дело № 2- 903/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 ноября 2023 года г. Гремячинск
Губахинский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Козель Н.Ю., при секретаре судебного заседания Галлямовой В.С., с участием истца <ФИО>1, представителя ответчика <ФИО>7 на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к <ФИО>2 о признании недействительными результаты межевания при образовании земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170 в части включения в его границы проезда к смежному земельному участку с кадастровым номером 59:04:0201007:7 территории общего пользования <адрес> края, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, внесении изменений в описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170, установив их по координатам характерных точек, соответствующих границам территорий общего пользования, исключая наложение на проезд к земельному участку с кадастровым номером 59:04:0201007:7,
у с т а н о в и л:
<ФИО>1 (далее истец) обратился в суд с иском к <ФИО>2 (далее ответчик), в котором просил:
- признать недействительными результаты межевания, выполненного кадастровым инженером <ФИО>6 при образовании земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170 в части включения в его границы проезда (длиной 12,75 метров и шириной от 3, 75 метров до 5, 9 метров к смежному земельному участку с кадастровым номером 59:04:0201007:7. с территории общего пользования <адрес> края); исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка, принадлежащего <ФИО>2, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 646 кв.м., с присвоением кадастрового номера 59:04:0201007:170;
- внести изменения в описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170, установив их по координатам характерных точек, соответствующих границам территорий общего пользования, исключая наложение на проезд к земельному участку с кадастровым номером 59:04:0201007:7. о признании недействительными результаты межевания,
- исключить из государственного кадастра недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, внесении изменений в описание местоположения границ земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 961 кв.м, кадастровый №. В 2022 году кадастровым инженером <ФИО>5 по заказу ответчика была составлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на основании которого был осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 646 кв.м, с присвоением кадастрового номера 59:04:0201007:170. Граница земельного участка истца в части является смежной с земельным участком, принадлежащим на праве собственности ответчику.
При формировании земельного участка ответчика кадастровый инженер не учел, что на протяжении длительного времени (не менее 40 лет) к участку истца существовал проход (проезд) длинной 12,75 метров и шириной от 3. 75 метров (со стороны участка истца) до 5. 9 метров с выходом на территорию общего пользования на <адрес> порядок землепользования предусматривал проход на участок истца, а также использовался для завоза дров, угля, стройматериалов для личных нужд прежних собственников домовладения, расположенного на земельном участке. Иным способом осуществить доступ к земельному участку истца не представляется возможным. Сложившийся порядок землепользования подтверждается документами инвентаризации земель поселка <адрес> за 1995 год (страница 95 книги), исполнитель работ организация ПГЗПИП "ПЕРМГИПРОЗЕМ", а также цифровым ортофотоснимком района домов, расположенных по <адрес>. 43, 39 в поселке <адрес>. Кадастровый инженер <ФИО>6 обязана была учесть при формировании земельного участка, в том числе ортофотоснимок указанного района, поскольку данный документ является основой при проведении землеустроительных работ и служит ориентацией в системе координат на конкретной местности. Кроме того, при составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастровый инженер не учел положения приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/0148.
Так, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В результате указанных действий ответчика нарушен сложившийся порядок землепользования, а также права истца, поскольку делает невозможным проезд к его земельному участку.
Приведенные выше нормы не допускают самовольного занятия земель или земельных участков в рамках уточнения местоположения границ или образования новых земельных участков. При выполнении кадастровых работ по образованию нового земельного участка, кадастровый инженер должен руководствоваться документами, указанными в законе, либо сведениями о фактическом местоположении уточняемых границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, редакция от ДД.ММ.ГГГГ) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал.
Представитель ответчика <ФИО>7 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что земельный участок его доверитель приобретал по аукционной процедуре у администрации, органами местного самоуправления была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Процедура была соблюдена.
Третье лицо – Управление Росреестра представителя в судебное заседание не направил, согласно письменному отзыву, представленному в суд, просили рассмотреть дело в его отсутствие, также пояснили, что границы земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170 установлены на основании заявления Муниципального образования Гремячинский городской округ <адрес> и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером <ФИО>6 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, Гремячинский г.о., р.<адрес> земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:7 установлены на основании заявления Муниципального образования Гремячинский городской округ <адрес> и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером <ФИО>8 в результате выполнения кадастровых работ в связи уточнением местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:7, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Усьва, <адрес> (заказчик работ - <ФИО>9). Нормы земельного законодательства не предусматривают возможности отмены межевого плана. Согласно положениям действующего законодательства, межевание, и как результат произведенной работы по межеванию - межевой план, является техническим, а не юридическим действием. Установление границ земельного участка на местности не приводит к правовым последствиям, межеванием непосредственно не создаются и не прекращаются гражданские права и обязанности. Данный вывод также содержится в определении <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №. Изменение сведений о границах и площади земельного участка может быть осуществлено только при наличии в судебном акте новых сведений о границах и площади земельного акта, а также сведений о границах и площади смежного земельного участка, у которого данные характеристики подлежат изменению. В ином случае судебный акт будет неисполнимым. Таким образом, требования истца, изложенные в исковом заявлении об установлении границ земельного участка, не соответствуют положениям ст.58 Закона № 218-ФЗ в связи с тем, что отсутствуют сведения о методе определения координат, погрешность определения координат, система координат, описание закрепления на местности.
Изучив материалы дела, заслушав пояснение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Требования к межевому плану установлены в статье 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 указанной статьи межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3 статьи 22).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22).
Статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании пункта 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение. Такой иск подлежит удовлетворению и в том случае, когда истец докажет, что имеется реальная угроза нарушения его права собственности или законного владения со стороны ответчика.
Судом установлено, что <ФИО>1 является собственником земельного участка, общей площадью 961 кв.м., с кадастровым номером 59:04:0201007:7, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Усьва, <адрес>, о чем в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, ранее присвоенный кадастровый номер У59:04602 01 007:0014, отнесен к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Границы земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:7 установлены на основании заявления Муниципального образования Гремячинский городской округ <адрес> и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером <ФИО>8 в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170, расположенного по адресу: <адрес>, Гремячинский г.о., р.<адрес>, принадлежащего на праве собственности <ФИО>2, сведения о границе земельного участка и его площади уточнены и внесены следующие сведения: площадь земельного участка 646+/-5,1 кв. м (раздел 1 выписки из ЕГРН); сведения о характерных точках отражены в разделе 3.1 выписки из ЕГРН, в разделе 3.2 установлены координаты.
Границы указанного земельного участка установлены на основании заявления Муниципального образования Гремячинский городской округ <адрес> и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером <ФИО>6 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 40 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Частью 3 ст. 39 указанного Федерального закона определено, что согласование местоположения границ проводится, в том числе, с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Истец, обращаясь в суд с иском о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170 и возложении обязанности совершить определенные действия, обосновывал требования неверным определением кадастровым инженером местоположения границы земельного участка со ссылкой на документы инвентаризации земель поселка <адрес> за 1995 год, а также цифровым ортофотоснимком района домов, расположенных по <адрес>. 43, 39 в поселке <адрес>, согласно которым установить наличие общего проезда не представляется возможным
Иных доводов в иске не заявлено.
Таким образом, судом установлено, что сведения кадастра недвижимости о местоположении границ спорного земельного участка соответствуют действительному местоположению границ земельного участка и сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, учитывая, что межевание земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170 проведено в строгом соответствии с действующим земельным законодательством РФ, результаты межевания земельного участка каким-либо образом на права и законные интересы истца не влияют и не ограничивают, поэтому оснований для признания результатов межевания земельного участка с кадастровым номером 59:04:0201007:170, расположенного по адресу: <адрес>, пгт.Усьва, <адрес>, недействительными не имеется.
В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае злоупотребления правом суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
При установленных выше обстоятельствах, поскольку сведения о местоположении границы земельного участка ответчика внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании результатов межевания, которые соответствуют действительному местоположению границы земельного участка, учитывая, что нарушений действующего законодательства при его межевании не допущено, оснований для признания результатов межевания недействительными не имеется.
Поскольку требования истца об исключении из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ земельного участка, внесении изменений в описание местоположения границ земельного участка, являются производными от требований о признании результатов межевания земельного участка недействительным, то суд приходит к выводу о том, что исковые требования и в этой части являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Суд, оценивая доказательства, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что исковые требования истца удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований <ФИО>1 к <ФИО>2 отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца, начиная с 10.11.2023г.
Судья Н. Ю. Козель