ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 590035-01-2022-001760-24 от 06.07.2022 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1489 /2022

УИД №59RS0035-01-2022-001760-24

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Соликамск06 июля 2022 года

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьиБобровой С.Н.,

с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Гиберт Ж.Г., действующей на основании доверенности,

представителей ответчиков администрации Соликамского городского округа Тонких О.И., действующей на основании письменной доверенности,

МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» Акулова В.А., действующего на основании письменной доверенности,

при ведении протокола судебного заседания помощником Малтабар И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседаниив городе Соликамске гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю Северный территориальный отдел к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева», администрации Соликамского городского округа об устранении нарушения санитарного законодательства,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Коммунальное хозяйство Тохтуева» (МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева), администрации Соликамского городского округа о прекращении нарушения санитарного законодательства, указав в обоснование исковых требований следующее. В ходе проведения анализа реестра санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации, должностным лицом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю установлено, что у администрации Соликамского городского округа на эксплуатирующий источник водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в селе Родники, поселке Геологоразведка, поселке Усовский отсутствуют санитарно–эпидемиологическое заключения на проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводы и санитарно–эпидемиологические заключения на использование источников для целей питьевого водоснабжения.

В соответствие с открытыми данными, размещенными в сети Интернет на официальном сайте администрации Соликамского городского округа, реестра со сведениями о муниципальном недвижимом имуществе в собственности Соликамского городского округа, в частности, находятся:

- артезианская скважина , здание над артезианской скважиной , по адресу: , ;

- артезианская скважина , здание над артезианской скважиной , ;

- здание водонапорной башни, артезианская скважина ,, , , ;

- водонапорная башня с артезианской скважиной , , ,

Администрацией Соликамского городского округа данные объекты переданы в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева».

Согласно представленной МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» информации (исх. от проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (артезианских скважин) в указанных выше населенных пунктах отсутствуют.

МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации города Соликамска от

Согласно Уставу МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» одними из основных видов деятельности являются забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд (п.п. 2.4.4, 2.4.5 Устава).

В соответствии с п. 1.8 Устава МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является орган местного самоуправления Соликамского городского округа – администрация .

Учредителем и собственником имущества Учреждения также является муниципальное образование «Соликамский городской округ».

В соответствие со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа входит, в том числе:

- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;

- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные функции изложены в ст. 6 Устава Соликамского городского округа.

Кроме того, пунктом 5.2 части 1 статьи 7 Устава к полномочиям администрации Соликамского городского округа относятся, в частности, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствие с ст. 53 Устава Соликамского городской округ имеет собственный бюджет (местный бюджет), предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, а также осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета устанавливается нормативным правовым актом Думы Соликамского городского округа о бюджетном процессе в Соликамском городском округе в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и настоящим Уставом.

Поскольку указанные выше нарушения санитарного законодательства не устранены в течение длительного времени, в настоящее время имеются все основания считать, что нарушения не будут устранены в ближайшее время в связи с отсутствием финансовых средств.

Данное исковое заявление обосновано тем, что грубые нарушения ответчиками - администрацией Соликамского городского округа, МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» действующего санитарно-эпидемиологического законодательства создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, а продолжение осуществления деятельности с нарушением требований санитарного законодательства РФ может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.

В целях прекращения нарушений санитарного законодательства РФ, восстановления нарушенных прав граждан Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю вынуждено прибегнуть к судебной защите прав граждан на благоприятную среду обитания.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Аналогичные полномочия прописаны в Положении об Управлении Роспотребнадзора (п.п. 8.1.1, 8.1.7, 8.40).

Руководствуясь ст. 51 Федерального Закона РФ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит возложить на ответчика МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанность в течение со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: разработать и согласовать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в с планом мероприятий для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 для следующих объектов:

- артезианской скважины (

- артезианской скважины ();

- артезианской скважины (, );

- артезианской скважины (, );

получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для следующих объектов:

- артезианской скважины (

- артезианской скважины ();

- артезианской скважины (, );

- артезианской скважины (, );

обязать Ответчика администрацию Соликамского городского округа в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанностей, а именно: по разработке и согласованию в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в с планом мероприятий для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.-02 для следующих объектов:

- артезианской скважины (адрес: , );

- артезианской скважины (адрес: );

- артезианской скважины (адрес: , );

- артезианской скважины (адрес: , ); по получению санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для следующих объектов:

- артезианской скважины (, );

- артезианской скважины , );

- артезианской скважины (адрес: , );

- артезианской скважины (адрес: , );

Срок- г

обязать ответчиков МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева», администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение 1-го месяца со дня истечения срока его исполнения.

Представитель истца Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю Гиберт Ж.Г., действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по доводам и основаниям искового заявления. Против установления срока для выполнения указанных в иске мероприятий до возражений не имела.

Представитель ответчика МБУ « Коммунальное хозяйство Тохтуева» Акулов В.А., действующий на основании письменной доверенности, в судебном заседании исковые требования признавал частично, пояснило, что для выполнения мероприятий МБУ потребуются денежные средства примерно в размере 500 000 руб., в настоящее время денежные средства на указанные мероприятия не выделены, для выполнения указанных в иске мероприятий, с учетом отсутствия финансирования в 2022 году, срока и периодичности забора проб воды для исследований () реальным сроком будет окончание , в настоящее время пробы питьевой воды в населенных пунктах городского округа соответствуют установленным требованиям.

Представитель административного соответчика администрации Соликамского городского округа Тонких О.И., действующая на основании письменной доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что финансирование на на указанные в иске мероприятия отсутствует, при выделении в денежных средств, срок, установленный истцом, для выполнения мероприятий, является не реальным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации гарантируют гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. ст. 2, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района на межселенных территориях относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

В соответствии ст. 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, проводить работы по критерию безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания.

Согласно статье 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В силу ст. 19 Федерального Закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Пункт 1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" устанавливает, что настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.

В силу п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 разъясняет, что ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

В соответствии с пунктом 1.9 СанПиН 2.1.4.1110-02 принципиальное решение о возможности организации ЗСО принимается на стадии проекта районной планировки или генерального плана, когда выбирается источник водоснабжения. В генеральных планах застройки населенных мест зоны санитарной охраны источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно - питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

В силу ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон с особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ЗСО).

Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ под понятием «зоны с особыми условиями использования территорий» понимаются - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления, которые осуществляют полномочия собственника в отношении таких объектов в соответствии со ст. 27 Водного кодекса и ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Согласно пунктам 1-3 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом подпункт 14 пункта 5 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствие со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа входит, в том числе:

- составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа;

- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа;

- организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные функции изложены в ст. 6 Устава Соликамского городского округа.

Кроме того, пунктом 5.2 части 1 статьи 7 Устава к полномочиям администрации Соликамского городского округа относятся, в частности, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствие с ст. 53 Устава Соликамского городской округ имеет собственный бюджет (местный бюджет), предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, а также осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета устанавливается нормативным правовым актом Думы Соликамского городского округа о бюджетном процессе в Соликамском городском округе в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и настоящим Уставом.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится:

1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;

3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;

4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;

5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;

6) согласование инвестиционных программ;

7) согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

8) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

9) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона. Органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 36 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении» по соглашению об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет эксплуатацию, строительство, реконструкцию и модернизацию объектов системы горячего водоснабжения, централизованной системы холодного водоснабжения и (или) системы водоотведения в соответствии с плановыми значениями показателей надежности, качества, энергетической эффективности, утвержденными инвестиционной и производственной программами, а уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления обеспечивают условия для осуществления соответствующей деятельности, в том числе учитывают в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении тарифов такой организации долгосрочные параметры регулирования тарифов и расходы на реализацию мероприятий, предусмотренных производственными и инвестиционными программами, обязательство по выполнению которых предусмотрено соглашением. В случае, если организация осуществляет эксплуатацию объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения на основании концессионного соглашения, соглашение об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения не заключается.

В соответствие с открытыми данными, размещенными в сети Интернет на официальном сайте администрации Соликамского городского округа, реестра со сведениями о муниципальном недвижимом имуществе в собственности Соликамского городского округа, в частности, находятся:

- артезианская скважина , здание над артезианской скважиной , по адресу: , ,

- артезианская скважина , здание над артезианской скважиной , СГО, , ;

- здание водонапорной башни, артезианская скважина ,, ,

- водонапорная башня с артезианской скважиной , , , ,

В свою очередь, администрацией Соликамского городского округа данные объекты переданы в оперативное управление МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева».

Согласно представленной МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» информации проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения (артезианских скважин) в указанных выше населенных пунктах отсутствуют.

МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» действует на основании Устава, утвержденного постановлением администрации от

Согласно Уставу МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» одними из основных видов деятельности являются забор, очистка и распределение воды; распределение воды для питьевых и промышленных нужд (п.п. 2.4.4, 2.4.5 Устава).

В соответствии с п. 1.8 Устава МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» органом, осуществляющим функции и полномочия Учредителя, является орган местного самоуправления Соликамского городского округа – администрация города Соликамска.

Учредителем и собственником имущества Учреждения также является муниципальное образование «Соликамский городской округ».

Аналогичные функции изложены в ст. 6 Устава Соликамского городского округа.

Кроме того, пунктом 5.2 части 1 статьи 7 Устава к полномочиям администрации Соликамского городского округа относятся, в частности, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренном Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

В соответствие с ст. 53 Устава Соликамского городской округ имеет собственный бюджет (местный бюджет), предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Порядок составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, а также осуществления контроля за исполнением местного бюджета и утверждения отчета об исполнении местного бюджета устанавливается нормативным правовым актом Думы Соликамского городского округа о бюджетном процессе в Соликамском городском округе в соответствие с Бюджетным кодексом РФ и настоящим Уставом.

Судом установлено, что согласно реестру санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации у администрации Соликамского городского округа на эксплуатирующий источник водоснабжения и сети централизованного водоснабжения в селе Родники, поселке Геологоразведка, поселке Усовский отсутствуют санитарно–эпидемиологические заключения на проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводы и санитарно–эпидемиологические заключения на использование источников для целей питьевого водоснабжения.

Указанные выше нарушения с учетом приведенных ранее положений санитарного законодательства не устранены в течение длительного времени, в связи с чем суд считает исковые требования Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю в части возложения обязанности на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» разработать и согласовать проекты зон санитарной охраны источников центральзованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводовпитьевогоУправление блаподлежащими удовлетворению в полном объеме.

Распределяя обязанности ответчиков по устранению нарушений закона, суд исходит из положений правовых актов в сфере соблюдения требований санитарного законодательства, об организации местного самоуправления, которыми на органы местного самоуправления возложены обязанности в данной сфере правоотношений. Орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

Возложение обязанности совершить какие-либо действия в силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предполагает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Исполнение решения в срок до , с которым согласился истец, по мнению суда, является разумным.

Требование Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю об обязании ответчиков МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева», администрацию Соликамского городского округа представить в Северный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю информацию (с подтверждающими документами) об исполнении решения суда в течение 1-го месяца со дня истечения срока его исполнения заявлено излишне, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю удовлетворить.

Возложить на МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанность в срок до устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения: разработать и согласовать в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в с планом мероприятий для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 для следующих объектов:

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, , , );

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, );

- артезианской скважины (адрес: , );

- артезианской скважины (адрес: , , );

получить санитарно-эпидемиологические заключения на использование водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона от № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для следующих объектов:

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, , );

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, );

- артезианской скважины (адрес: , , );

- артезианской скважины (адрес: , , ).

Обязать администрацию Соликамского городского округа в рамках имеющихся полномочий учредителя и главного распорядителя бюджетных средств обеспечить финансирование возложенных на ответчика МБУ «Коммунальное хозяйство Тохтуева» обязанностей в срок до , а именно: по разработке и согласованию в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и водопроводов питьевого назначения в с планом мероприятий для источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствие с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 1.4, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 для следующих объектов:

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, , , );

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, );

- артезианской скважины (адрес: , , );

- артезианской скважины (адрес: , , ); по получению санитарно-эпидемиологических заключений на использование водных объектов в в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в соответствие с требованиями ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» для следующих объектов:

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, , , );

- артезианской скважины (адрес: Соликамский городской округ, );

- артезианской скважины (адрес: , , );

- артезианской скважины (адрес: , , ).

Срок- г

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с 12.07.2022 года.

Судья С.Н. Боброва