ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-103/2022 от 14.07.2022 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5/1-103/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

город Нерюнгри 14 июля 2022 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Михайлова А.А, с участием защитника АО ГОК «Инаглинский» Б., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» Ч. на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по (Якутия) С от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении:

Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский», ИНН , адрес местонахождения: , стр. 1,

установил:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды по (Якутия) С от ДД.ММ.ГГГГ АО «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» (далее АО «ГОК «Инаглинский» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник АО «ГОК «Инаглинский» подала жалобу, в которой указала, что постановление о привлечении АО «ГОК «Инаглинский» к административной ответственности подлежит отмене, а административное дело прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Состав административного правонарушения является материальным, и, для его наличия требуется наступление определенного рода вредных последствий. Объективная сторона правонарушения представляется собой действия (бездействие) и выражается в уничтожении плодородного слоя почвы, а равно в порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. При производстве по делу о совершении указанного правонарушения подлежит доказыванию факт наступления вредных последствий, выраженных в уничтожении или порче плодородного слоя почвы вследствие несоблюдения правил обращения с опасными веществами и отходами. В рамках проверки в отношении АО «ГОК «Инаглинский» административным органом не подтвержден факт порчи земель, так как отбор проб почвы на территории участка Восточный Чульмаканского месторождения ЯКУ 04639 ТЭ не производился, равно как и исследование грунта на данной территории. Согласно протокола взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ/С-от, отбор проб почвы земель на участке Восточный Чульмаканского месторождения ЯКУ 04639 ТЭ не производился, были отобраны пробы отходов пород при обогащении рядового угля. На предприятии образуется вторичное сырье в виде отходов породы образующейся при обогащении угля в соответствии с техническими условиями ТУ 38.32.2021 и сертификатом соответствия № РОСС RU.НВ65.Н02805/21, выданным органом по сертификации ООО «Сертификация и качество» сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В заключении протокола испытаний от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что представленный на испытание образец «Вторичное сырье. Отходы породы при обогащении угля» соответствуют техническим условиям ТУ 38.32.2021 «Вторичное сырье. Отходы породы при обогащении рядового угля. Технические условия» и могут быть использованы без дополнительной обработки в соответствии с ТУ. Экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, представленным административным органом установлено, что отходы породы при обогащении рядового угля относятся в V классу опасности и не оказывают токсического действия. Также, на используемом земельном участке осуществляется временное накопление вторичного сырья (на срок не более 11 месяцев), для последующего использования для дорожного покрытия. Общество не владеет объектом размещения отходов, правовые основания для постановки объекта в государственный реестр размещения отходов отсутствуют. Указывает, то в рамках плановой выездной проверки были составлены протокол взятия проб и образцов от ДД.ММ.ГГГГ2 года /С-от и протокол осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Видеосъемка и фотофиксация отбора проб проведена на сотовом телефоне РОСО, Honor, Samsung A51опредедение координат проведено с помощью сотового телефона РОСО. В материалах дела об административном правонарушении отсутствует свидетельство о средствах измерения. В протоколе осмотра от ДД.ММ.ГГГГ указано о захоронении обществом отходов производства потребления, между тем, надлежащих доказательств, свидетельствующих о выявленном факте не представлено. Кроме того, отбор проб отходов пород при обогащении угля проведен с нарушениями ПНД Ф 12.1:2:2:2:2:3:3.2-03. Просит постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу прекратить.

Защитник АО «ГОК «Инаглинский» Б. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просит удовлетворить, постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Государственный инспектор в области охраны окружающей среду по (Якутия) С в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки судье не сообщил.

Изучив доводы жалобы, представленные материалы, заслушав представителя, привлеченного к административной ответственности лица, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ).

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрено, что уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (п. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ, земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Из положений ст. 12 ЗК РФ следует, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Обязанности собственником земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков закреплены в ст. 42 ЗК РФ.

Статей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов, в соответствии с которыми объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, а также запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и утверждены Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

Так, из материалов дела следует, что АО «ГОК «Инаглинский» на основании заключенного договора аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит лесной участок, расположенный по

В период с 14 февраля по ДД.ММ.ГГГГ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в связи с наступлением срока проведения контрольного (надзорного) мероприятия, включенного в план проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Управления Росприроднадзора по (Якутия) на 2022 года, утвержденного в ЕРКНМ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решениями Управления Росприроднадзора по (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «ГОК «Инаглинский» проведена плановая выездная проверка в сфере природопользования и окружающей среды.

По результатам проведенной проверки, на объекте НВОС Участок Восточный Чульмаканского месторождения (ЯКУ 04639 ТЭ), код объекта П были выявлены следующие нарушения. АО «ГОК «Инаглинский» использует земельный участков с кадастровым номером 14:19:206002:1523 под объект размещения отходов ( далее ОРО), образующихся от эксплуатации обогатительных фабрик, а именно, размещает отходы породы образованных от обогащения рядового угля. Данный ОРО не включен в установленном порядке в государственный реестр ОРО (ГРОРО) в связи с чем, возникает угроза деградации земель вследствие загрязнения отходами производства. АО «ГОК «Инаглинский» на земельном участке с кадастровым номером 14:19:206002:812 допускает захламление земельного участка отходами производства и потребления: использованные бочки, кабины автотранспортных средств, покрышки пневматических шин, металлолом. Осмотром ДД.ММ.ГГГГ установлено, что АО «ГОК «Инаглинский» на земельном участке Восточный Чульмаканского месторождения ЯКУ 04639 ТЭ (кадастровый ), осуществляет размещение отходов, образующихся от обогатительных фабрик. По проектной документации, обогатительной фабрикой «Инаглинская-2» отвал отходов обогащения размещается на лицензионном участке «Западный» Чульмаканского месторождения ЯКУ 05093 ТЭ, согласно п. 11.2.4 технического проекта разработки Чульмаканского каменноугольного месторождения ЯКУ 05093 ТЭ на данном участке к хранению подлежит вскрышная порода и осадок отстойников очистных сооружений карьерных вод.

С целью определения компонентного состава отходов и отнесения к ФККО, в рамках плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ на месте размещения выше упомянутых отходов, произведен отбор проб для определения класса опасности отходов. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений, испытаний, отходы производства «Отходы породы при обогащении рядового угля», соответствуют V классу опасности. Согласно имеющейся информации, у АО «ГОК «Инаглинский» отсутствуют объекты размещения отходов, состоящие в государственном реестре объектов размещения отходов. Также, в ходе осмотра установлено, что на породном отвале помимо размещения отходов породы образованных при обогащении рядового угля зафиксировано захоронение отходов производства и потребления, таких как: использованные воздушные фильтра, металлические бочки и так далее. Из представленной маркшейдерской съемки следует, что на породном отвале размещено отходов от обогащения рядового угля в объеме 330 650 куб. м.

По итогам проведенной проверки и рассмотрения материалов дела о нарушении требований в сфере природопользования и окружающей среды, государственным инспектором в области охраны окружающей среды по (Якутия) СДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о назначении административного наказания о привлечении АО «ГОК «Инаглинский» к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Факт совершения юридическим лицом АО «ГОК «Инаглинский» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и его виновность, подтверждены исследованными в судебном заседании доказательствами, в том числе: протоколом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом взятия проб и образцов /С-от от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ, актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, относимость, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает и совокупность которых является достаточной для рассмотрения дела по существу.

Какие-либо доказательства объективной невозможности соблюдения со стороны АО «ГОК «Инаглинский» требований в сфере природопользования, окружающей среды, а также требований, предъявляемых к размещению отходов потребления на территории Восточный Чульмаканского месторождения (ЯКУ 04639 ТЭ) в материалах дела отсутствуют, а также иные обстоятельства, исключающие его вину не установлены.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Порядок и срок давности привлечения АО «ГОК «Инаглинский» к административной ответственности соблюдены.

Постановление вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, в нем содержатся все необходимые сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу о доказанности виновности АО «ГОК «Инаглинский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) С доказательства были исследованы в полном объеме и им дана соответствующая правовая оценка, существенного нарушения норм процессуального и материального права не допущено, поэтому, обжалуемое постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) С от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника АО «ГОК «Инаглинский» без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что вынесенное должностным лицом постановление является законным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Республике Саха (Якутия) С от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» оставить без изменения, а жалобу защитника Акционерного общества «Горно-обогатительный комплекс «Инаглинский» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: А.А. Михайлова