ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-104/18 от 10.08.2018 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5/1-104/2018

Мировой судья

судебного участка № 38

г. Нерюнгри РС(Я)

Николаев Э.Н.

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Нерюнгри 10 августа 2018 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутии) Илларионов П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рыпакова С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 17 мая 2018 года в отношении:

должностного лица Рыпакова С.В., <данные изъяты>, ранее не привлекаемого к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС(Я) от 17.05.2018 г., должностное лицо Рыпаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Рыпаков С.В. подал жалобу, в которой указал, что постановление судьи считает необоснованным и незаконным, так как согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ не предоставленные в адрес Межрайонной ИФНС России по КН по РС(Я) документы (Расшифровки оборотов по счетам 10, 19 с поквартальной разбивкой) необходимы для проверки причин допущенных ошибок, достоверности учета хозяйственных операций, связанных с исчислением НДС в книгах покупок и продаж, налоговой декларации. Однако, НК РФ не содержит положений об обязанности налогоплательщика подтверждать правильность исчисления и уплаты налогов операциями по счетам бухгалтерского учета.

Подтверждением неправомерности истребования таких документов являются разъяснения, изложенные в письме ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами. Все первичные документы и счета-фактуры, являющиеся основанием для исчисления НДС и применения налоговых вычетов, были предоставлены в Межрайонную ИФНС России по РС (Я) в рамках мероприятий налогового контроля. ООО «Нерюнгри-металлик» не использовало истребуемые «расшифровки» для исчисления НДС и применения налоговых вычетов в силу положений НК РФ, правил заполнения книг продаж и покупок и положений учетных политик для целей налогообложения.

На основании изложенного просит постановление мирового судьи судебного участка № 338 г. Нерюнгри РС(Я) от 17.05.2018 г. отменить, а дело прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

Лицо, в отношении которого вынесено постановление Рыпаков С.В., в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, заявлений об отложении заседания, либо о рассмотрении жалобы с его участием не направил.

Представитель Межрайонного ИФНС России по КН по РС(Я) в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, суд принимает решение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц, на основании имеющихся материалов дела.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьей 30.6 КоАП РФ, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Рыпаков С.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ ООО «Нерюнгри-Металлик» уполномочен представлять интересы Общества во всех государственных, муниципальных органах и учреждениях. В том числе совершать любые действия направленные на предоставление и получения исполнения по сделкам Общества, правом подписи финансовых документов, правом представления, получения и подписания от имени Общества всех необходимых документов.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ руководителя межрайонной ИФНС РФ по КН РС (Я) постановлено провести выездную налоговую проверку в отношении ООО «Нерюнгри-Металлик» с предметом проверки (вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) конкретных налогов и сборов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (налоги на прибыль организаций; на добавленную стоимость; на добычу полезных ископаемых; на доходы физических лиц; на имущество организаций, транспортный налог).

ДД.ММ.ГГГГ межрайонной ИФНС РФ по КН РС(Я) в адрес ООО «Нерюнгри-Металлик» было направлено требование о предоставлении документов, а именно: документов за 2014 г., 2015 г., 2016 г. с расшифровкой оборотов по счетам с поквартальной разбивкой.

Ответом ООО «Нерюнгри-Металлик» от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении запрашиваемых налоговым органом документов было отказано, мотивируя тем, что данные документы не являются документами для расчета налогов, а также расшифровки по 1 и 3 требованиям ранее направлялись ДД.ММ.ГГГГ.

Из письменного заявления - отзыва Рыпакова С.В. следует, что в силу п.2 ст.87 НК РФ проверка достоверности учета сведений на счетах бухгалтерского учета (10, 19) не может являться целью налоговой проверки и регулируется законодательством о бухгалтерском учете, поэтому истребуемые документы не имеют отношения к предмету налоговой проверки. Также данные документы не отвечают и требованиям для исчисления и уплаты налогов и сборов и их правильности по правилам пп.1 п. 1 ст. 31 НК РФ. А потому налоговый орган не праве требовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения) не являющиеся первичными бухгалтерскими документами.

По факту представления сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в неполном объеме заместителем начальника отдела выездных налоговых проверок Межрайонной ИФНС России по КН по РС(Я) в отношении должностного лица ООО «Нерюнгри-Металлик» Рыпакова С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ.

17.05.2018 г. мировым судьей судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС(Я), должностное лицо Рыпаков С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, исходил из того, что требования налогового органа о представлении ООО «Нерюнгри-Металлик» соответствующих документов являются законными и обоснованными.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии со ст.ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений п.1 ч.1 ст.31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Согласно п.6 ч.1 ст.23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Из системного анализа приведенных выше норм следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, образует непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в соответствующие органы только необходимых для исчисления и уплаты налогов документов, обязанность представления которых возложена на налогоплательщика нормами налогового законодательства.

Кроме того, в силу разъяснений Федеральной налоговой службы России налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ «О налоговых проверках»).

В ходе производства по данному делу об административном правонарушении вопросы о том, необходимы ли истребованные у ООО Нерюнгри-Металлик» документы для исчисления и уплаты налогов, а также о том, возложена ли на налогоплательщика нормами налогового законодательства обязанность представлять данные документы, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ исследованы не были.

При этом «Расшифровки оборотов по счетам 10, 19 с поквартальной разбивкой» не отнесены федеральным законодательством к числу первичных бухгалтерских документов. Доказательств того, что эти документы необходимы для исчисления и уплаты налогов, материалы дела не содержат.

В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, в постановлении мирового судьи указано о правомерности требования налогового органа о предоставлении подробных сведений по счетам «Готовая продукция», а также то, что отказ в их предоставлении незаконен.

Однако, согласно протоколу об административном правонарушении, непредставление расшифровки оборотов по счету , не вменяется в вину должностному лицу Рыпакову С.В.

В данной части, постановление мирового судьи не основывается на материалах дела.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья отменяет постановления и прекращает производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Тогда как согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС(Я) от 17.05.2018 г., вынесенное в отношении должностного лица Рыпакова С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица Рыпакова С.В. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Жалобу Рыпакова С.В. удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 17 августа 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица Рыпакова С.В., отменить, и производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствии состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС(Я): п/п П.А. Илларионов