Дело № 5/1-123/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Нерюнгри 13 августа 2018 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием защитника Курбанова Р.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы Нерюнгринской районной администрации на постановления заместителя Министра финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ,
в отношении администрации муниципального образования «Нерюнгринский район», расположенной по адресу: <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ АМО «Нерюнгринский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 48 942 руб.
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ АМО «Нерюнгринский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 56 310 руб.
Не согласившись с указанными постановлениями, Глава Нерюнгринского района Станиловский В.Н. обратился в суд с жалобами, в которых просит постановления отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях АМО «Нерюнгринский район» составов административных правонарушений.
Определением судьи Нерюнгринского городского суда РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ жалобы АМО «Нерюнгринский район» соединены в одно производство.
В судебном заседании защитник Курбанов Р.В., доводы жалоб поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что целевым назначением выделенных денежных средств являлось патриотическое воспитание молодежи. Денежные средства были выделены на основании согласованных с Министерством финансов РС (Я) заявок; все виды и направления расходов были предварительно согласованы. В дальнейшем все полученные средства израсходованы именно на те цели, для которых они выделялись и которые согласовывались с Министерством финансов РС (Я), о чем был сдан соответствующий отчет. При этом, защитник признает, что при осуществлении расходования бюджетных средств АМО «Нерюнгринский район» был нарушен установленный порядок расходования, что выразилось в не проведении конкурса при осуществлении расходования денежных средств.
Выслушав объяснения защитника, изучив доводы жалоб и возражений Министерства финансов Республики Саха (Якутия), проверив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств ассигнований.
В соответствии со статьей 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (далее Порядок № 55 от 14.03.2015 года).
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка АМО «Нерюнгринский район» в рамках проведения выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период с 2016-2017 гг.
В акте отражено, что в нарушение статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2.1 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года, пункта 1.1 и пункта 2.2.5 Соглашения № от 19.05.2016средства субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в размере <данные изъяты> руб. расходованы на проведение мероприятий согласно Плану по патриотическому воспитанию молодежи, а не на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении АМО «Нерюнгринский район» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление от №, которым АМО «Нерюнгринский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
Также в акте отражено, что в нарушение вышеперечисленных нормативно-правовых актов и пунктов 1.1, 2.2.5 Соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ средства субсидии из государственного бюджета РС(Я) в размере <данные изъяты> руб. расходованы на проведение мероприятий согласно Плану по патриотическому воспитанию молодежи, а не на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении АМО «Нерюнгринский район» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено постановление от №, которым АМО «Нерюнгринский район» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
При этом, суд приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанных постановлений с прекращением производства по делу в связи со следующим.
Так, позиция должностного лица, составившего протоколы по делу административном правонарушении, а также должностного лица, вынесшего постановления о назначении наказания, по сути, сводится к тому, что целевым назначением выделенных АМО «Нерюнгринский район» из регионального бюджета денежных средств являлась организация и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи. При этом, АМО «Нерюнгринский район» конкурс не организовала и не провела, а израсходовала денежные средства на выполнение мероприятий, перечисленных в муниципальном плане по патриотическому воспитанию молодежи без проведения какого-либо конкурса. По мнению должностных лиц такое расходование денежных средств без проведения конкурса является нецелевым.
Однако с такой позицией нельзя согласиться в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы». В разделе II данной Программы отражено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 года № 1675-р утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017-2019 годы. Данный План содержит конкретный перечень мероприятий, которые надлежит выполнить соответствующим министерствам и ведомствам, перечисленным в Плане.
В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальный образованиях Республики Саха (Якутия) указано, что данный Порядок утверждается в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 2.1 Порядка целью предоставления и расходования Субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка условиями предоставления и расходования субсидии является а) наличие нормативного правового акта муниципального района и городского округа, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия; б) наличие в местном бюджете муниципального района и городского округа бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере не менее 20% от общего объема субсидии или гарантийное письмо муниципального района и городского округа о софинансировании субсидии на очередной год; в) наличие соглашения между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами и городскими округами о предоставлении и расходовании субсидии; г) наличие муниципальной программы (подпрограммы) в области молодежной политики; д) обязательство по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидии, определенных соглашением между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 2.3 Порядка критериями для предоставления и расходования субсидии являются: а) наличие заявки на предоставление Субсидии; б) потребность в софинансировании расходных обязательств, возникающих на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); в) наличие информационной карты участника отбора; г) доля молодежи от общей численности молодежи в муниципальных районах (городских округах) в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной мероприятиями по патриотическому воспитанию молодежи.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка расходование средств субсидий осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление субсидии, форма которого утверждается Министерством.
ДД.ММ.ГГГГ главой МО «Нерюнгринский район Фитисовым А.В. согласован План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «Нерюнгринский район» на 2016 год, в соответствии с которым предполагаемый охват молодежи для участия в мероприятиях по патриотическому воспитанию составил 15 580 чел. В план включены, в том числе следующие мероприятия: проведение «Дней воинской славы РФ»; приобретение материально-технического оборудования для обеспечения деятельности структур но молодежной политике; проведение мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, Дню памяти Войнов-интернационалистов; Другим историческим и юбилейным датам; встречи ветеранов локальных войн и военных конфликтов с молодежью и патриотическими объединениями и клубами; участие в организации и проведении зимней и летней спартакиады призывной и допризывной молодежи; участие в проведении Дней призывника; проведение конкурсов творческих работ молодых ученых, студентов, учащихся СОШ патриотической направленности; выпуск полиграфической продукции в целях пропаганды патриотизма государственных символов РФ и PC (Я); организация добровольческого (волонтерского) движения по оказанию помощи ветеранам и вдовам погибших и умерших участников Великой отечественной Войны, локальных войн и конфликтов; подготовка и размещение и средствах массовой информации материалов по гражданско-патриотическому воспитанию; участие в организации и проведении районного фестиваля военно-патриотической песни и др.
Согласно отчету «Об использовании средств субсидий из государственного бюджета РС(Я) местными бюджетами на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО РС(Я) и по оценке эффективности использования субсидий на 2016 год МО «<адрес>» план мероприятий исполнен на 100%.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. главы МО «<адрес>» утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «<адрес>» на 2017 год, содержащий, в частности следующие мероприятия: проведение Дней воинской славы РФ; проведение мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, Дню памяти Воинов-интернационалистов; Другим историческим и юбилейным датам; встречи ветеранов локальных войн и военных конфликтов с молодежью и патриотическими объединениями и клубами; участие в организации и проведении зимней и летней спартакиады призывной и допризывной молодежи; проведение Дней призывника; проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию взаимодействия молодежных и ветеранских организаций; проведение 1-го и 2-го этапов детско-юношеской игры «Зарница»; конкурс социальной рекламы «Наша Победа!»; конкурс среди фотографов «Фотокросс», посвященный 72 годовщине Победы и ВОВ; соревнование фотографов «Мой край», «Нерюнгринский фотокросс»; соревнования по интеллектуальным играм «Я гражданин своей страны»; волонтерская работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам ВОВ и др.
В соответствии с Планом мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «Нерюнгринский район» на 2017 год предполагаемый охват молодежи составил 14 436 чел.
Согласно отчету «Об использовании средств субсидий из государственного бюджета РС (Я) местными бюджетами на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО РС(Я) и по оценке эффективности использования субсидий на 2017 год МО «Нерюнгринский район» план мероприятий был исполнен на 100%.
Из содержания приведенных правовых норм можно сделать вывод о том, что целью предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рассматриваемой ситуации является обеспечение выполнения конкретных мероприятийпо патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия), закрепленных в соответствующих муниципальных планах мероприятий.
При этом, проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, само по себе, является не целью осуществляемого софинансирования, а способом (средством) достижения основной цели.
Таким образом, АМО «Нерюнгринский район» не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, так как все полученные из регионального бюджета денежные средства были израсходованы на проведение мероприятий, связанных с патриотическим воспитание молодежи.
То обстоятельство, что АМО «Нерюнгринский район» не был проведен соответствующий конкурс, о котором указано в Порядке № 55 от 14.03.2015 года, может свидетельствовать о нарушении данным лицом, являющимся получателем субсидий, условий предоставления таких субсидий. Однако такое нарушение не влечет за собой наступление административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 КоАП РФ, а переквалификация действий получателя субсидий на другую статью КоАП РФ (в частности ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ) на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении недопустима.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях АМО «Нерюнгринский район» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобы Нерюнгринской районной администрации удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) № от ДД.ММ.ГГГГ по делам об административном правонарушении, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья В.Г. Ткачев