ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-139/20 от 14.10.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Мировой судья судебного участка № 38

г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия)

Николаев Э.Н.

5/1-139/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 14 октября 2020 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, начальника правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1, а также пом. прокурора г. Нерюнгри Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым

ФИО1, <данные изъяты> ранее не привлекавшийся к административной ответственности, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л :

Начальник правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1 постановлением мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ признан виновным в совершении административного правонарушения по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения, поскольку полагает, что им, как начальником правового управления Нерюнгринской районной администрации в рамках полномочий, установленных должностной инструкцией, был подготовлен своевременно и на законных основаниях ответ на обращение работников МБУК Нерюнгринская ЦБС Х. и О. от ДД.ММ.ГГГГ. Нарушений Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» им не допущено.

В судебном заседании начальник правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1 доводы жалобы поддержал, просит постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу об административном правонарушении по ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Заслушав пояснения начальника правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1 относительно доводов жалобы, мнение помощника прокурора г. Нерюнгри РС (Якутия) Л., полагавшей постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ оставлению без изменения, а жалобу ФИО1, - без удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Федеральным законом Российской Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» (далее-Закон о порядке рассмотрения обращений граждан) регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1 указанного Закона).

Обращением гражданина в соответствии со статьей 4 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан признаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Под заявлением для целей этого Закона понимается просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц (статья 4 Закона).

Частью 1 статьи 10 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, регламентирующей рассмотрение обращений, определено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; 2) запаршивеет, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ заведующий СА ИБО Д. и заведующая ОКиО МБУК <данные изъяты>Х. обратились к Главе МО «Нерюнгринский район» с заявлением о перерасчете и начислении премиальных выплат за выполнение особо важных и срочных работ в абсолютном размере за работу по реализации Национального проекта «Культура» Российской Федерации по созданию модельной библиотеки <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГО. и Х. дан ответ (исх. ) за подписью первого заместителя Главы района П., где исполнителем, в том числе являлся, начальник парового управления Нерюнгринской районной администрации, ФИО1, о том, что ранее была проведена прокурорская проверка и выявленные нарушения устранены, рекомендовано обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

По результатам проверки прокуратуры г. Нерюнгри РС (Якутия) по жалобе О. и Х. от ДД.ММ.ГГГГ о соблюдении органом местного самоуправления требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан заместителем прокурора г. Нерюнгри РС (Якутия) ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1, в соответствии с которым, указанным должностным лицом, являющегося начальником правового управления Нерюнгринской районной администрации, надлежащим образом не исполнены требования законодательства, действующего в этой сфере правоотношений. Так, актом проверки МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, актом служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушен порядок премирования работникам библиотеки по итогам работы за 9 месяцев 2019 года. Из ответа МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного заявителям, следует, что в соответствии с представлением прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо МБУК НЦБС, допустившее нарушение трудового законодательства в части премирования работников учреждения, привлечено к дисциплинарной ответственности, заявителям разъяснено право на обращение в суд.

Так, в январе 2020 года в прокуратуру г. Нерюнгри поступило коллективное обращение работников МБУК «Нерюнгринская ЦБС» Б., О., Х. по вопросу нарушений порядка назначения компенсационных и стимулирующих частей заработной платы. В рамках проведённой проверки установлены нарушения трудового законодательства по порядку премирования работников МБУК НЦБС.

Из информации администрации МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предприняты необходимые меры по устранению и недопущению выявленных нарушений, причин и условий, им способствующих.

При этом, вопрос о проведении перерасчета премиальных выплат работникам О. и Х. решен лишь в рамках проведения повторной проверки прокуратурой г. Нерюнгри в августе 2020 года.

Согласно пункту 3.4. должностной инструкции начальника правового управления МО «Нерюнгринский район», утверждённой Главой МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, к должностным обязанностям ФИО1, как указанного должностного лица, относится организация своевременного рассмотрения материалов, обращений граждан, находящихся в производстве правового управления. Начальник правового управления имеет право получать от работников районной администрации документы, справки, расчеты и другие сведения, необходимые для выполнения должностных обязанностей (пункт 3.16 инструкции). В соответствии с пунктом 3.19 инструкции, начальник правового управления осуществляет взаимодействие со всеми структурными подразделениями МО «Нерюнгринский район», и в том числе с МКУ Управление культуры и искусства Нерюнгринского района.

При этом, ФИО1, являясь начальником правового направления Нерюнгринской районной администрации, не принял должных мер по обеспечению полного и всестороннего обращения граждан, направленных на защиту нарушенных прав, свобод и их законных интересов, поскольку достоверно зная о допущенных нарушениях трудового законодательства в отношении заявителей, к рассмотрению обращения от ДД.ММ.ГГГГ отнесся формально.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного должностного лица постановлением мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности на основании статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нахожу выводы мирового судьи обоснованными, соответствующими требованиям закона.

Установленные зам. прокурора г. Нерюнгри и мировым судьей обстоятельства подтверждаются собранными и исследованными по делу доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, должностной инструкцией на начальника правового отдела Нерюнгринской районной администрации, ответом на обращение, письменными объяснениями ФИО1, который подтверждает, что является начальником правового управления Нерюнгринской районной администрации, объяснениями Х., П., Е., а также иными представленными доказательствами, получившими оценку с позиции их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние начальника правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1, допустившего вышеуказанное правонарушение, обоснованно квалифицировано по статье 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан.

Приведенные заявителем жалобы доводы об отсутствии необходимости опроса граждан, сбора иной информации, необходимости предоставления обоснованного расчета премии непосредственно Х. и О., ранее заявлялись в ходе производства по данному делу об административном правонарушении, получили надлежащую оценку, не согласиться с которой оснований не имеется.

Таким образом, нахожу верным суждение мирового судьи о том, что установлены обстоятельства ненадлежащего рассмотрения обращения граждан Х. и О. уполномоченным должностным лицом муниципального учреждения, поскольку своевременно необходимые и исчерпывающие меры приняты не были, начальник управления фактически самоустранился от разрешения поставленного вопроса о премировании, не вникая в существо проблемы, не запросил необходимые документы и объяснения, не согласовал разрешение возникшей ситуации с другими структурными подразделениями и службами, не провел разбор с немедленным устранением нарушенных трудовых прав работников, ограничившись лишь формальными отписками, проявив при этом бюрократизм и волокиту, что в итоге повлекло производство должной выплаты премии граждан лишь после повторной проверки прокуратуры г. Нерюнгри спустя значительнее время. Указанные нарушения закона при рассмотрении обращений граждан являются неприемлемыми и недопустимыми.

В приведенном ответе на обращение граждан от ДД.ММ.ГГГГ не указаны причины, по которым Х. и О. не могут получить премию, рекомендовано обратиться за защитой нарушенного права в суд, с учетом установленного обстоятельства на момент рассмотрения обращения по существу нарушенных трудовых прав данных работников и предпринятых прокуратурой г. Нерюнгри мер к их устранению. Таким образом, фактически обращение рассмотрено не по существу заявленного требования.

Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание привлекаемому к административной ответственности лицу назначено в пределах размера наказания, установленного санкцией статьи 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. О снижении размера назначенного наказания, с приведением соответствующих доводов и доказательств, ФИО1 не заявлял.

Обстоятельства, установленные пунктами 2-5 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, которые моги бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления мирового судьи, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление мирового судьи судебного участка № 38 г. Нерюнгри РС (Я) ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым начальник правового управления Нерюнгринской районной администрации ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу ФИО1, - без удовлетворения.

Решение обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Якутия) Л.И.Голованова