ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-147/2021 от 20.10.2021 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Мировой судья судебного

участка <адрес>

РС (Я) ФИО7

исполняющий обязанности

мирового судьи судебного

участка <адрес>

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И., с участием защитника ООО «Эльгауголь» ФИО2, действующей на основании доверенности, должностного лица административного органа – председателя административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО4, действующей по доверенности

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), Полиной М.В. от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь», расположенного по адресу: <адрес>ИНН 1434045743, ОГРН 1131434000961),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ мирового судьи судебного участка <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь» по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, заместитель председателя административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО3 обратилась в суд с жалобой, указывая, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года № 3-16/15 статья 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) отменена в части, допускающей привлечение лиц к административной ответственности за нарушение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в связи с тем, что ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приема на работу, в частности, для граждан, испытывающих трудности в поиске работы освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, определены Законом Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)». В связи с изложенным, просит отменить постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и возвратить дело об административном правонарушении мировому судье на новое рассмотрение.

В судебном заседании председатель административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО4 доводы жалобы поддержала, просит удовлетворить.

Защитник ООО «Эльгауголь» ФИО2, действующая на основании доверенности, с жалобой должностного лица не согласна, просит постановление мирового судьи оставить без изменения.

Судья, заслушав должностное лицо, защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. филиалом «Центр занятости населения Нерюнгринского района», находящимся по адресу: <адрес>, было выявлено, что юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Эльгауголь» (далее – ООО «Эльгауголь») не трудоустроило граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, чем нарушило требования Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия), то есть совершило противоправное действие (бездействие), выразившееся в невыполнении обязанности по трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в счет квоты, установленной приказом Государственного комитета Республика Саха (Якутия) по занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-135 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета <адрес> (Якутия) по занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № ОД-87 «О распределении квоты организациям-работодателям Республики Саха (Якутия) на 2021 год» в количестве 2 рабочих мест для трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Допущенные нарушения послужили основанием для привлечения ООО «Эльгауголь» к административной ответственности по статье 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия).

В связи с выявленными нарушениями ДД.ММ.ГГГГ ответственным секретарем административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО5 составлен административный протокол в отношении ООО «Эльгауголь» в совершении административного правонарушения по статье 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия).

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес>, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), в отношении ООО «Эльгауголь» прекращено в связи с признанием утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.

Прекращая производство по делу, мировой судья исходил из того, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года № 3-16/15 были удовлетворены требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), в том числе и статья 2.6 указанного Кодекса. Определением Судебной Коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2015 года решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года в части признания недействующей статьи 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) оставлено без изменения. В связи с этим мировой судья пришел к выводу, что статья 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) не действует и не подлежит применению с 5 августа 2015 года.

Однако данные выводы мирового судьи сделаны с нарушением правил о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств данного дела, то есть с существенным нарушением процессуальных требований, закрепленных в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, статьей 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) предусмотрена административная ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест (кроме инвалидов) в счет квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года № 3-16/15, на которое ссылается мировой судья в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, статья 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) была отменена только в части, допускающей привлечение лиц к административной ответственности за нарушение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поскольку ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, обращаясь в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) указывал, что статья 2.6 Кодекса республики в части, допускающей привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований федерального законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, принята с превышением полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и противоречит пункту 3 части 1 статьи 1.3, пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Свою позицию заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) аргументировал тем, что обязательность квотирования рабочих мест для приема на работу инвалидов установлена статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приема на работу, определены Законом Республики Саха (Якутия) в порядке собственного правового регулирования республики как субъекта Российской Федерации.

Следовательно, статья 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) предусматривает административную ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счет квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), кроме инвалидов.

При этом Законом Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года № 1093-3 № 1079 IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» установлены дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, в целях обеспечения реализации ими права на труд и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в работе.

В соответствии со статьей 2 указанного Закона к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, мировым судьей при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не были соблюдены основополагающие правила, закрепленные в статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем и полном выяснение обстоятельств каждого дела. Данные нормы нарушения носят процессуальный характер и являются существенными, поскольку они не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При указанных обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным, оно подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение тому же судье, поскольку по состоянию на сегодняшний день сроки давности привлечения ООО «Эльгауголь» к административной ответственности, предусмотренной статьей 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), не истекли.

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Жалобу заместителя председателя административной комиссии Нерюнгринской районной администрации ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь» удовлетворить

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия), от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 2.6 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Эльгауголь» отменить и направить дело на новое рассмотрение мировому судье.

Решение обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Я) Л.И. Голованова