ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-149/2021 от 16.11.2021 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5/1-149/2021

УИД 14MS0061-01-2021-000649-58

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нерюнгри 16 ноября 2021 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) ФИО3, с участием председателя Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО2, действующая на основании распоряжения Нерюнгринской районной администрации от 20.03.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя председателя Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель председателя Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1, обратилась в суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка от 23 сентября 2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, и в обосновании указала, что выводы мирового судьи в том, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 № 3-16/15 были удовлетворены требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащим применению отдельных положений Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, то есть ст.2.6 указанного кодекса не состоятелен так как, согласно решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 № 3-16/15, статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях отменена в части, допускающей привлечения лиц к административной ответственности за нарушение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в связи с тем, что ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. При этом иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приема на работы в частности для граждан испытывающих трудности в поиске работы освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, определены действующим законодательством Республики Саха (Якутия). На основании указанных обстоятельств просит постановление мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 23.09.2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

В судебном заседании председатель Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) ФИО2 поддержала жалобу заместителя председателя Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, просит отменить и возвратить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение.

АО ХК «Якутуголь» извещенный надлежащим образом, своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

По смыслу закона лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно добросовестно пользоваться предоставленными ему законом процессуальными правами, не допуская злоупотребления ими.

В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 29.7 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя АО ХК «Якутуголь».

Судья, заслушав участника судебного процесса, изучив жалобу и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» послужило, бездействие работодателя по трудоустройству граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, тем самым нарушило требования нормативно правового акта Республики Саха (Якутия), а именно Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в Республике Саха (Якутия). Таким образом, юридическое лицо Акционерное общество Холдинговая компания «Якутуголь» совершило противоправное действие (бездействие), выразившееся в не выполнении обязанности по трудоустройству граждан освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы в счет квоты, установленной Приказом Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения от 26 мая 2021 № ОД-135 «О внесении изменений в приказ Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения от 26 марта 2021 № ОД-87 «О распределении квоты организациям-работодателям Республики Саха (Якутия) на 2021» в количестве 7 рабочих мест для трудоустройства граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях № 726-З № 337-IV от 14 октября 2009, а именно требования п.п.3.3, п.п.2 п.4.2 Порядка квотирования рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в Республике Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 02 ноября 2012 № 488.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 23.09.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отменой закона, установившего административную ответственность.

14 октября 2009 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 338-IV принят Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14.10.2009 726-З № 337-IV, первоначальный текст которого опубликован в печатных изданиях «Якутские ведомости», № 66, 11.11.2009, «Ил Тумэн», № 44, 13.11.2009, «Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.», N 175-178, 19.12.2009.

В подпункте «к» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации определено, что вопросы административного, административно-процессуального законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена, в том числе на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и т.д.).

В соответствии с подпунктами 1, 3, 6 пункта 1 статьи 7.1.-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся, в частности: принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьи 1.3 и 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничивают предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Так, к ведению субъектов Российской Федерации относится: установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; создание административных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с указанным Кодексом.

По смыслу вышеприведенных правовых норм, федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, и в связи с этим допуская возможность установления административной ответственности законами субъектов Российской Федерации, одновременно определил объем и границы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере законодательства об административных правонарушениях: субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность лишь по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.

В силу подпункта 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса установления административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Принимая во внимание вышеуказанные требования федерального законодательства и субъектов Российской Федерации, с выводами мирового судьи в том, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 № 3-16/15 были удовлетворены требования заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащим применению отдельных положений Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, то есть ст.2.6 указанного кодекса не действует и не подлежит применению с 05 августа 2015 нельзя согласиться, поскольку решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 № 3-16/15, статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях отменена в части, допускающей привлечения лиц к административной ответственности за нарушение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в связи с тем, что ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. При этом иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приема на работы в частности для граждан испытывающих трудности в поиске работы освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, определены Законом Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 1093-З № 1079-IV (в редакции от 25 апреля 2019) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в Республике Саха (Якутия)» принятым постановлением Государственного собрания «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 З № 1080-IV в порядке собственного правового регулирования республики как субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счет квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).

Согласно статье 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счет квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 3 ст. 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-1V «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» к гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, и для которых устанавливается квота для приема на работу, относятся: граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, доводы заявителя указанные в жалобе заслуживают внимание суда, поскольку решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 № 3-16/15, статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях отменена в части, допускающей привлечения лиц к административной ответственности за нарушение квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов в связи с тем, что ответственность за данное нарушение предусмотрена статьей 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости. При этом иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приема на работы в частности для граждан испытывающих трудности в поиске работы освобожденных из учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, определены Законом Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 1093-З № 1079-IV (в редакции от 25 апреля 2019) «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в Республике Саха (Якутия)» принятым постановлением Государственного собрания «Ил Тумэн» Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 З № 1080-IV в порядке собственного правового регулирования республики как субъекта Российской Федерации.

Согласно статьи 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 1093-З № 1079-IV«О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в Республике Саха (Якутия)» категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы, относятся: граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Законов Республики Саха (Якутия) от 27.11.2014 1381-З N 315-V, от 20.12.2017 1936-З N 1431-V).

При таких обстоятельствах, нельзя признать законным и обоснованным оспариваемый судебный акт ввиду допущенных мировым судьей существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья вышестоящего суда по результатам рассмотрения жалоб на постановление по делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе вынести решение об отмене постановления, которым производство по делу об административном правонарушении было прекращено, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях, предусмотренных данной нормой.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, составляет три месяца, то есть срок давности истекает 30 ноября 2021.

Таким образом, установив, что мировым судьей допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья приходит к выводу, что в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2021 подлежит отмене, дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» подлежит возврату мировому судье судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л :

Жалобу заместителя председателя Административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) ФИО1., удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) от 23 сентября 2021 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» предусмотренной ст.2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях – невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счет квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия) отменить, дело об административном правонарушении в отношении Акционерного общества Холдинговая компания «Якутуголь» возвратить мировому судье судебного участка № 61 г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в законную силу после его вынесения, может быть обжаловано в порядке ст. ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Г.И. Рожин