ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-170/18 от 12.10.2018 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5/1-170/2018

РЕШЕНИЕ

12 октября 2018 г. г. Нерюнгри

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Софронов П.А., рассмотрев в судебном заседании

жалобу администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» на решение Министерства финансов Республики Саха (Якутия) по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Решением исполняющего обязанности министра финансов РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «Город Нерюнгри» отказано в удовлетворении жалобы на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем министра финансов РС (Я).

Не согласившись с указанным решением, администрация МО обратилась в суд с жалобой, обосновывая тем, что в соответствии с утвержденным приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) от 25 июня 2014 года № 342 «О проведении проверки» пунктами 1.1. и 1.2. приказано ГБУ РСЯ «Региональное агентство энергоресурсосбережение и капитального ремонта МКД» провести проверку по 100 процентному оснащению общедомовыми приборами учета потребления энергоресурсов многоквартирных домов в муниципальных образованиях и городских округах, как участников программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов», «Переселение из ветхого и аварийного жилья», «Модернизация коммунального комплекса» 2013-2014 годы. При необходимости организовать выездную проверку и предоставить до ДД.ММ.ГГГГ отчет о проверке. В случае неисполнения со стороны участников Программ требования статьи 14 Федерального Закона № 185-ФЗ - ужесточить контроль за ходом установки общедомовых учетов потребления энергоресурсов в муниципальных образованиях и городских округах.

Во исполнение вышеуказанного Приказа в рамках реализации мероприятий по энергосбережению МО «Город Нерюнгри» были выполнены работы по установке общедомовых электрических приборов учета, с целью исполнения обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления. При этом план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности утвержден МО «Город Нерюнгри» и согласован с уполномоченным органом исполнительной власти Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РС (Я). Выполнение данных работ обеспечивает учет используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы, которые определены ст. ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и работы по программе энергосбережения проводились в разные финансовые годы, т.е. в рамках Краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории МО «Город Нерюнгри» в ДД.ММ.ГГГГ, а по программе энергосбережения работы проводились в ДД.ММ.ГГГГ. Приборы учета электрической энергии, установленные в ДД.ММ.ГГГГ, отличаются от приборов учета, установленных в ДД.ММ.ГГГГ, и предназначаются для дистанционного снятия показаний электрической энергии. Кроме того, ст. 19 Закона Республики Саха (Якутия) «Об организации капитального ремонта общего имущества МКД на территории Республики Саха (Якутия)» от 24 июня 2013 года 1201 № 1329-IV установлен «Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту», где есть вид работ на установку коллективных (общедомовых) приборов учетов потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа), но денежные средства Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) не предусмотрены. По вопросу эксплуатации установленных общедомовых приборов учета электроэнергии в МКД, муниципальное образование «Город Нерюнгри» ответственность не несет. В соответствии с Жилищным кодексом РФ и установленных Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда и другими нормативно-правовыми актами ответственность за содержание и техническую эксплуатацию, в рамках заключенного договора управления многоквартирным домом несет управляющая организация, либо ТСЖ. Таким образом, все работы по программе энергосбережения выполнены в полном объеме в соответствии с утвержденным планом и в рамках действующего законодательства. Ввиду чего заявитель просит отменить решение Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а производство по данному делу прекратить в связи с отсутствием состава административною правонарушения.

В судебном заседании представитель администрации МО «Город Нерюнгри» - ФИО1 на доводах жалобы настаивает.

Представитель администрации МО «Город Нерюнгри» - ФИО2 кроме того пояснил, что заявителю вменено нарушение п.3.5 постановления Правительства РС (Я), предусматривающего, что субсидия не предоставляется в отношении многоквартирных жилых домов, в которых проведены или планируется проведение капитального ремонта в текущем финансовом году и (или) энергоэффективных мероприятий в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия). Однако ранее работы по энергоэффективности проводились хотя и в тех же домах, но в других финансовых годах - ДД.ММ.ГГГГ Поэтому, работы, проведенные заявителем в ДД.ММ.ГГГГ, то есть в ином финансовом году, не нарушают положения п. 3.5 постановления Правительства РС (Я).

Изучив доказательства по делу, прихожу к следующему.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулированы отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона Республики Саха (Якутия) от 24 июня 2013 года 1201-З N 1329-IV «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Саха (Якутия)» перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного в соответствии с частью 3 статьи 3 настоящего Закона, включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения до границ раздела балансовой принадлежности указанных систем с соответствующей ресурсоснабжающей организацией, ремонт систем вентиляции, установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установку коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другие виды услуг и (или) работ.

Согласно пункту 3.5. Порядка и условий предоставления и расходования субсидий местным бюджета из государственного бюджета республики Саха (Якутия) и их распределения между городскими и сельскими поселениями республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2015 года № 340, субсидия не предоставляется в отношении многоквартирных жилых домов, в которых проведены или планируется проведение капитального ремонта в текущем финансовом году и (или) энергоэффективных мероприятий в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

Из представленных материалов следует, что в ходе выездной проверки, проведенной в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, соблюдения финансовым органом, главными распорядителями (распорядителями), получателями средств бюджета муниципального образования «Нерюнгринский район» Республики Саха (Якутия) и муниципальных образований Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период ДД.ММ.ГГГГ, установлен факт нецелевого использования субсидии, предоставленной из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. И при этом установлено нецелевое использование средств государственного бюджета РС (Я). После чего заместителем руководителя второго отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Д.Н.И.ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств. И затем заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) В.М.С. вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о признании виновным администрацию муниципального образования «Город Нерюнгри» в совершении административного правонарушения, и назначении наказания в виде административного штрафа в сумме 70 300 руб.

Указанное постановление оспорено заявителем в вышестоящий орган, после чего и.о. министра финансов Республики Саха (Якутия) Б.П.Н.ДД.ММ.ГГГГ вынесено оспариваемое решение, которым постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба без удовлетворения. И это решение оспорено заявителем в судебном порядке.

Порядок предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и их распределения между городскими и сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных домах утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.

Во исполнение указанного постановления Министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия), государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Региональное агентство энергоресурсосбережения» и администрацией муниципального образования «Город Нерюнгри» заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

Предметом Соглашения является предоставление субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на реализацию муниципальной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах бюджету муниципального образования «Город Нерюнгри» в объеме 50 000 000 руб. с софинансированием из бюджета муниципального образования «Город Нерюнгри» в объеме 5 000 000 руб. на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах согласно постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 августа 2014 года № 256 «Об утверждении Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего и индивидуального имущества собственников помещений в многоквартирном доме».

Постановлением администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории города Нерюнгри до 2020 года».

План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде муниципального образования «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) на ДД.ММ.ГГГГ утвержден заявителем ДД.ММ.ГГГГ и направлен в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Саха (Якутия) письмом от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному плану общий объем финансовых средств на реализацию мероприятий составляет 55 000 000 руб., в том числе: средства государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - 50 000 000 руб., средства муниципального образования «Город Нерюнгри» - 5 000 000 руб.

Из представленных заявителем материалов следует, что администрацией муниципального «Город Нерюнгри» план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде на ДД.ММ.ГГГГ реализован полностью на общую стоимость работ 55 000 000 руб. Однако в ходе проведения выборочной проверки установлено, что при фактическом выполнении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в нарушение п. 3.5 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 21 сентября 2015 года № 340 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) и их распределения между городскими и сельскими поселениями Республики Саха (Якутия) на софинансирование муниципальных программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для реализации энергоэффективных мероприятий в многоквартирных жилых домах» проведены работы в отношении многоквартирных жилых домов, в которых проведены или планируется проведение капитального ремонта в текущем финансовом году и (или) энергоэффективных мероприятий в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 30 декабря 2013 года № 2433 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия)».

Так, выполнены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности по многоквартирным домам, в которых проведены или планируется проведение капитального ремонта в текущем финансовом году и (или) энергоэффективных мероприятий в рамках региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Саха (Якутия) на общую сумму 1 560 788 руб. 5 коп. по следующим видам работ: выполнение работ по перекладке электрических сетей с заменой ламп накаливания на энергосберегающие по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в МКД по <адрес>, на общую стоимость 700 000 руб.; выполнение работ по установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии с оборудованием для диспетчеризации по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в МКД на общую стоимость 426 222 руб. 16 коп.; выполнение работ по установке коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии с оборудованием для диспетчеризации по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ в МКД на общую стоимость 434 566 руб. 34 коп.

Таким образом, в оспариваемом решении сделан вывод, что мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности проведены и оплачены в тех многоквартирных домах муниципального образования «Город Нерюнгри», в которых данные мероприятия не должны были проводиться за счет средств программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, поскольку в них проведены или планируется проведение капитального ремонта в текущем финансовом году в многоквартирных домах.

Однако согласно смыслу ст. 15 закона «О бухгалтерском отчет и балансе» под финансовым годом понимается период с 1 января по 31 декабря, включительно. Поэтому финансовый год для предмета исследования по настоящему делу закончился ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. Следовательно, работы, проведенные заявителем в ДД.ММ.ГГГГ, не относятся к работам, проведенным в предыдущих финансовых годах. Поэтому п. 3.5 постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ заявителем нарушен не был. Соответственно, вывод, содержащийся в оспариваемом решении несостоятелен, в связи с чем оспариваемое решение, как незаконное, подлежит отмене в виду отсутствия нарушений в действиях заявителя.

И, как следствие, производство по делу необходимо прекратить в виду отсутствия события правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» на решение Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении , удовлетворить.

Решение Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении отменить.

Производство по делу прекратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный Суд РС (Я).

Судья