Дело № 5/1-179/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Нерюнгри 12 октября 2018 г.
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Боргеева Н.А., с участием защитника Курбанова Р.В. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г. на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении № в отношении
должностного лица - первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй Светланы Григорьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>, признанной виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. № от 28 июня 2018 года должностное лицо – первый заместитель главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначено ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо – первый заместитель главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г., обратилась в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, мотивируя тем, что в рамках муниципальной программы «Реализация молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 годы», подпрограммой «Патриотическое воспитание молодежи» поставлена задача по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Данная задача предполагает проведение районных мероприятий, направленных на профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, участие в гражданско-патриотических мероприятиях. В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» обозначены мероприятия по развитию волонтерства (добровольчества) как эффективный инструментарий гражданско-патриотического воспитания. Считает, что расходы субсидии по постановлению Нерюнгринской районной администрации от 18 сентября 2018 года № «О поощрении участников социального проекта «Наш двор» по итогам волонтерской деятельности в июне 2017 года», соответствуют целям субсидии. Также указывает, что субсидия, предоставленная МО «Нерюнгринский район» в рамках соглашения с Министерством по делам молодежи и семейной политике РС(Я), в соответствии с планом и подпрограммой была направлена в полном объеме на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «Нерюнгринский район», то есть на цели прямо указанные в соглашении и порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета РС(Я), утвержденном постановлением Правительства РС(Я) от 14 марта 2015 года № 55. Таким образом, применение к Нерюнгринской районной администрации такого понятия как нецелевое расходование средств целевой субсидии недопустимо. Просит постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. № от 28 июня 2018 года признать незаконным и отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Пиляй С.Г. не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила. Поэтому в соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
В судебном заседании защитник Курбанов Р.В. доводы жалобы поддержал по изложенным в нем обстоятельствам, просит удовлетворить. Также пояснил, что все полученные средства израсходованы именно на те цели, для которых они выделялись и которые согласовывались с Министерством финансов РС (Я). Нецелевое использование бюджетных средств допущено не было. Направление денежных средств на поощрение участников проекта «Наш двор» - это нарушение порядка использования бюджетных средств и является объективной стороной другой статьи КоАП РФ. Поэтому просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Заместитель министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильева М.С. или представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Иевлева Л.Г. по доверенности на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Представитель Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Иевлева Л.Г., действующая на основании доверенности, просила рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие представителя Министерства финансов Республики Саха (Якутия).
Судья, выслушав защитника должностного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с п. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, к которым относится, в том числе обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных получателю бюджетных средств ассигнований.
Согласно статье 63.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются субсидии местным бюджетам в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъекта Российской Федерации.
В случаях и порядке, установленных законами субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации, местным бюджетам могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года утвержден Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (далее Порядок № 55 от 14.03.2015 года).
Согласно распоряжению главы Нерюнгринской районной администрации № от 29 апреля 2016г. Пиляй С.Г. назначена на должность первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации.
Должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на основании приказа была проведена проверка администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» в рамках проведения выездной проверки соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также достижения показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за период с 2016-2017 гг., по результатам которой был составлен акт выездной проверки от 26 апреля 2018 года.
В выписке из акта отражено, что <данные изъяты> рублей перечислено в подотчет У.Н.Н. на основании постановления администрации от 18 сентября 2017 года № «О поощрении участников социального проекта «Наш двор» по итогам волонтерской деятельности в июне 2017 года», подписанного и.о. главы МО «Нерюнгринский район» Пиляй С.Г.
По факту того, что <данные изъяты> рублей из предоставленных <данные изъяты> рублей на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, расходованы на поощрение участников социального проекта «Наш двор», 17 мая 2018 года в отношении первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ.
В протоколе отражено, что в нарушение вышеперечисленных нормативно-правовых актов и пунктов 1.1, 2.2.5 Соглашения № от 08.05.2017 года средства субсидии из государственного бюджета РС(Я) в размере <данные изъяты> рублей расходованы на проведение мероприятий согласно Плану по патриотическому воспитанию молодежи, а не на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию.
В последующем заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) вынесено оспариваемое постановление, которым Пиляй С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.
При этом судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены указанного постановления с прекращением производства по делу в связи со следующим.
Так, позиция должностного лица, составившего протокол по делу об административном правонарушении, а также должностного лица, вынесшего постановления о назначении наказания, по сути, сводится к тому, что целевым назначением выделенных администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» из регионального бюджета денежных средств являлась организация и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи. При этом администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» конкурс не организовала и не провела, а израсходовала денежные средства на поощрение участников социального проекта «Наш двор» без проведения какого-либо конкурса. По мнению должностных лиц, такое расходование денежных средств без проведения конкурса является нецелевым.
Однако с такой позицией нельзя согласиться в связи со следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 года № 1493 утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016 - 2020 годы». В разделе II данной Программы отражено, что целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.12.2016 года № 1675-р утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию граждан в Республике Саха (Якутия) на 2017-2019 годы. Данный План содержит конкретный перечень мероприятий, которые надлежит выполнить соответствующим министерствам и ведомствам, перечисленным в Плане.
В постановлении Правительства Республики Саха (Якутия) № 55 от 14.03.2015 года об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальный образованиях Республики Саха (Якутия) указано, что данный Порядок утверждается в целях обеспечения мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия).
Согласно пункту 2.1 Порядка целью предоставления и расходования Субсидии является софинансирование расходных обязательств местных бюджетов на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 2.2. Порядка условиями предоставления и расходования субсидии является а) наличие нормативного правового акта муниципального района и городского округа, устанавливающего расходное обязательство, на исполнение которого предоставляется субсидия; б) наличие в местном бюджете муниципального района и городского округа бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в размере не менее 20% от общего объема субсидии или гарантийное письмо муниципального района и городского округа о софинансировании субсидии на очередной год; в) наличие соглашения между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальными районами и городскими округами о предоставлении и расходовании субсидии; г) наличие муниципальной программы (подпрограммы) в области молодежной политики; д) обязательство по установлению муниципальными программами и иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих значений показателей результативности предоставления субсидии, определенных соглашением между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления о предоставлении субсидий.
Согласно пункту 2.3 Порядка критериями для предоставления и расходования субсидии являются: а) наличие заявки на предоставление Субсидии; б) потребность в софинансировании расходных обязательств, возникающих на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия); в) наличие информационной карты участника отбора; г) доля молодежи от общей численности молодежи в муниципальных районах (городских округах) в возрасте от 14 до 30 лет, охваченной мероприятиями по патриотическому воспитанию молодежи.
В соответствии с пунктом 4.2 Порядка расходование средств субсидий осуществляется в соответствии с заключенными между Министерством и муниципальными районами (городскими округами) Соглашениями на предоставление субсидии, форма которого утверждается Министерством.
16 февраля 2017 года и.о. главы МО «Нерюнгринский район» утвержден План мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «Нерюнгринский район» на 2017 год, содержащий, в частности следующие мероприятия: проведение Дней воинской славы РФ; проведение мероприятий, посвященных Дню защитника отечества, Дню памяти Воинов-интернационалистов; Другим историческим и юбилейным датам; встречи ветеранов локальных войн и военных конфликтов с молодежью и патриотическими объединениями и клубами; участие в организации и проведении зимней и летней спартакиады призывной и допризывной молодежи; проведение Дней призывника; проведение мероприятий по дальнейшему совершенствованию взаимодействия молодежных и ветеранских организаций; проведение 1-го и 2-го этапов детско-юношеской игры «Зарница»; конкурс социальной рекламы «Наша Победа!»; конкурс среди фотографов «Фотокросс», посвященный 72 годовщине Победы и ВОВ; соревнование фотографов «Мой край», «Нерюнгринский фотокросс»; соревнования по интеллектуальным играм «Я гражданин своей страны»; волонтерская работа по оказанию адресной социальной помощи ветеранам ВОВ и др.
В соответствии с Планом мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО «Нерюнгринский район» на 2017 год предполагаемый охват молодежи составил <данные изъяты> чел.
Согласно отчету «Об использовании средств субсидий из государственного бюджета РС (Я) местными бюджетами на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в МО РС(Я) и по оценке эффективности использования субсидий на 2017 год МО «Нерюнгринский район» план мероприятий был исполнен на 100%.
Из содержания приведенных правовых норм можно сделать вывод о том, что целью предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам в рассматриваемой ситуации является обеспечение выполнения конкретных мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных районах и городских округах Республики Саха (Якутия), закрепленных в соответствующих муниципальных планах мероприятий.
При этом, проведение конкурса на предоставление субсидий на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, само по себе, является не целью осуществляемого софинансирования, а способом (средством) достижения основной цели.
Таким образом, первый заместитель главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г. не может быть признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, так как все полученные из регионального бюджета денежные средства были израсходованы на проведение мероприятий, связанных с патриотическим воспитание молодежи.
То обстоятельство, что АМО «Нерюнгринский район» не был проведен соответствующий конкурс, о котором указано в Порядке № 55 от 14.03.2015 года, может свидетельствовать о нарушении данным лицом, являющимся получателем субсидий, условий предоставления таких субсидий. Однако такое нарушение не влечет за собой наступление административной ответственности, предусмотренной ст. 15.14 КоАП РФ, а переквалификация действий получателя субсидий на другую статью КоАП РФ (в частности ч. 2 ст. 15.15.5 КоАП РФ) на стадии рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении недопустима.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в действиях АМО «Нерюнгринский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Жалобу должностного лица – первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй С.Г. удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) Васильевой М.С. № от 28 июня 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - первого заместителя главы Нерюнгринской районной администрации Пиляй Светланы Григорьевны отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.А.Боргеева