ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-188/19 от 10.02.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5/1-2/2020

Мировой судья

Э.Н. Николаев

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

<адрес> 10 февраля 2020 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутии) Рожин Г.И., с участием представителя лица привлеченного к административной ответственности ФИО4.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия) Николаева Э.Н. и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего главой поселковой администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> РС (Я), проживающего по адресу: РС (Я), <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> РС (Я) Николаевым Э.Н., и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, представитель ФИО1ФИО4 подал жалобу, в которой просит отменить постановление мирового судьи Николаева Э.Н. от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, о наложении на него штрафа в размере 10 000 рублей, производство по делу прекратить.

В судебном заседании заявитель ФИО4 жалобу поддержал. Суду пояснил, что предыдущая плановая проверка проведенная данным органом государственной власти была проведена ДД.ММ.ГГГГ, а не 2015 как указано в постановлении суда, это подтверждается копией журнала проверок, в котором сделана запись о проверке и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ. Три года с проведения предыдущей плановой проверки не прошли. При этом, ФИО4 признает, что в момент проверки указанные в акте и протоколе нарушения имелись. Просит решение мирового судьи отменить, и производство по делу прекратить, в связи с нарушением порядка проведения проверки.

Представитель государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу без его участия.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и, в частности порядок организации и проведения проверок юридических лиц, регулируются Федеральным законом N 294-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон).

Данным Законом установлено право органа, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), на проведение как плановых (не чаще чем один раз в три года - часть 2 статьи 9), так и внеплановых проверок (статья 10 Закона).

В силу части 4 статьи 10 Закона внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего федерального закона.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований (часть 1 статья 11).

В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.

Согласно части 1 статьи 14 Закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора). Проверка может проводиться только должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении или приказе.

В распоряжении или приказе указываются, наряду с иными перечисленными в законе сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения, правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования, перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проверки (часть 2 статьи 14 Закона).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 50 минут в результате осуществления мероприятия по надзору над выполнением обязательных требований норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения, достаточности мер по защите населения Поселковая администрация городского поселения «<адрес>» <адрес> Республики Саха (Якутия), главным специалистом департамента по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и надзора Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) ФИО5 было установлено, что должностным лицом – ФИО1, главой поселковой администрации городского поселения «<адрес>» <адрес> РС (Я), заблаговременно не принято необходимых планирующих и организационных мер, направленных на выполнение в соответствии с возложенными на него, предусмотренными законодательством в области зажиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обязанностей.

В протоколе об административном правонарушении отражено, что были нарушены требования ст. 7, 11Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.04 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», пункт 23 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», п. 19 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Методические рекомендации по планированию действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а так же мероприятий гражданской обороны для территорий и объектов, утвержденные МЧС России ДД.ММ.ГГГГ, а именно, план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГП «<адрес>» <адрес> РС (Я) не согласован в установленном порядке.

ФИО1 также не согласован в установленном порядке план основных мероприятий ГП «<адрес>» <адрес> РС (Я) по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2019, в нарушение требований ст.7 11Федерального закона №68-ФЗ от 21.12.04 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.3,4 положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (утв. Приказом МЧС России от 14.11.2008 №687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 26 ноября 2008 года N 12740), ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 N 511-Ш «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 4, 4.2 Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.06.2009 года N 272 "О поддержании органов управления, сил гражданской обороны и Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени" (вместе с "Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Якутской территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).

ФИО1 также не определены номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов 2. В бюджете муниципального образования на 2019 год не заложены финансовые средства на расходы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в нарушение требований п. «д» ч. 2 cm. 11, cm. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 20 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Постановление Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 5 Положения о Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 N 393 «О Якутской территориальной подсистеме Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В Нарушение ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 25.10.2003 г. N 1544-р «О мерах по обеспечению своевременного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и в военное время», Указ Президента РФ от 13.11.2012 N 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций», Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.04.2016 N 123 «Об утверждении Положения о системе оповещения населения Республики Саха (Якутия) об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», Приказ МЧС России, Министерства информационных технологий и связи РФ и Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 25.07.2006г. N422/90/376 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» акты запуска (работоспособности) за 2018-2019 отсутствуют.

В нарушение Приказа МЧС России от 25.10.2004 М 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (зарегистрирован в Минюсте РФ от 23.11.2004 N 6144), Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.06.2009 N 272 «О поддержании органов управления, сил гражданской обороны и Якутской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени» (вместе с "Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Якутской территориально подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, паспорт безопасности территорий ГП «<адрес>» <адрес> РС (Я) – отсутствует.

В нарушение ст. 20, 21 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного I и техногенного характера», Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст. 20, 21 Закона Республики Саха (Якутия) от 16.06.2005 252-3 N 511-Ш «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.09.2001 N 464 «О Порядке пропаганды знаний в области защиты населения и подготовки его к действиям в чрезвычайных ситуациях», Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.12.2013 N 456 «Об организации подготовки и обучения населения Республики Саха (Якутия) в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» В администрации МО не организовано обучение в области защиты населения и территорий от ЧС. 1. Распоряжение (постановление) главы об организации подготовки работников администрации действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; программы подготовки рабочих и служащих, личного состава служб, утвержденных главой - отсутствует. 2. Распоряжение (постановление) главы о создании учебно-консультационного пункта по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям (положение об УКП, программа обучения неработающего населения) - отсутствует. 3. Документы, подтверждающие факт обучения, переподготовки или повышения квалификации Главы МО - председателя КЧС и ОПБ, заместителя главы, уполномоченного работника на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС - отсутствуют. 4. Журнал учета переподготовки и повышения квалификации руководящего состава, должностных лиц ГО ЧС с соблюдением периодичности - отсутствует. 5. Наглядная агитация по защите населения от чрезвычайных ситуаций - отсутствует. 6. Документация о проведенных учениях (тренировках) - отсутствует.

При рассмотрении дела мировой судья пришел к выводу о том, что ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Нормы ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Выяснение указанных в названной статье обстоятельств является обязанностью судьи.

Суд не может согласиться с данными выводами по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо несет ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Согласно Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно ст. 9 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, если иное не предусмотрено частями 9 и 9.3 настоящей статьи. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Как следует из материалов дела предыдущая плановая проверка данным органом государственной власти была проведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ч.3 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

При рассмотрении дела мировым судьей не было принято во внимание, что предыдущая плановая проверка данным органом государственной власти была проведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля и актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку срок проведения плановой проверки нарушен, то составленный по результатам проверки акт от ДД.ММ.ГГГГ не может служить доказательством нарушения главы поселковой администрации «<адрес> законодательства Российской Федерации <адрес> защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Признание акта проверки государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого был составлен протокол об административном правонарушении, в качестве недопустимого доказательства, свидетельствует об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, у мирового судьи отсутствовали основания для признания ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а, следовательно, согласно ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело подлежало прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1

В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> РС (Я) Николаевым Э.Н., и.о. мирового судьи судебного участка <адрес> РС (Я) от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Г.И. Рожин