ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-18/20 от 03.02.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

5/1-18/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Нерюнгри 3 февраля 2020 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И., с участием защитника ООО «ТИТАН АВТОТРЕЙД» адвоката С., предоставившей удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобы Общества ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» на постановления административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми

Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлениями административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Не согласившись с данными постановлениями Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» подало жалобы, в которых указывает, что в основу вины Общества положены обстоятельства непредставление заявления о проведении этнологической экспертизы намечаемой и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы. При рассмотрении материалов дел об административных правонарушениях административной комиссией не указаны обстоятельства, при которых выявлены нарушения, не указан период совершения правонарушения, за которое юридическое лицо привлечено к ответственности, не учтены пояснения юридического лица и не дана оценка приобщенным к материалам дела документам, а именно копиям отчетов об убытках, письма о проведении экспертизы, подтверждение его отправки с пакетом документов. В процессе привлечения к административной ответственности правонарушения были устранены. Доказательства причинения обществом вреда отсутствуют. Общество заблаговременно провело данную процедуру, заключило договоры на проведение определения ущерба, оплатило данные услуги, учитывая значительность сумм, не имело возможности обратиться в другую организацию, кроме того, на тот период времени являлось единственным учреждением в сфере данных услуг. В договоре точные сроки оказания услуг не указаны. Получение выполненной работы ранее не представлялось. Заявление для проведения экспертизы было направлено для проведения экспертизы только после получения отчета ДД.ММ.ГГГГ. В данном случае от общества не зависело соблюдение сроков по договору. Указанным обстоятельствам комиссией надлежащая оценка не дана. Просит указанные постановлениями административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Определением судьи Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ жалобы постановлениями Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» на постановления административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», на основании ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соединены в одно производство.

В судебном заседании защитник Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвокат С., полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе.

Председатель административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» Т. ходатайствуют о рассмотрении жалоб в отсутствие представителя административной комиссии. Данное ходатайство судьей удовлетворено в порядке п. 4 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, заслушав доводы защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.

Распоряжением Правительства России от 8 мая 2009 года № 631-р утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации: перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. Указанным распоряжением перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации предусмотрен Нерюнгринский муниципальный район (улус) (с. Иенгра Иенгринского сельского поселения (наслега)).

Решением 12 -й сессии депутатов Иенгринского наслежного Совета № 3-12 от 22 апреля 2014 года «О территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» на территории Иенгринского эвенкийского национального наслега образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», а также утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское».

В соответствии с п. 1.4. Положения, ТТП «Иенгринское» относится к зонам с особыми условиями использования территорий.

В силу п. 1.5 Положения, территория традиционного природопользования «Иенгринское» находится в ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), которое осуществляет управление и контроль на территории.

Земли ТТП «Иенгринское» находятся в административном ведении муниципального образования «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (п. 4.1. Положения).

В соответствии с п. 6.2. Положения, любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

Обществу с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», выдана лицензия на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча россыпного золота на участке недр <данные изъяты>, расположенного на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), со сроком ДД.ММ.ГГГГ. Дополнением к лицензии , дата окончания срока лицензии изменена на ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из оспариваемых постановлений административной комиссии МО «Нерюнгринской район» основанием для привлечения Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», к административной ответственности по ч.1 ст. 4.8, ст. 4.9 Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях явились следующие обстоятельства.

Так, ДД.ММ.ГГГГ было установлено несоблюдение Обществом с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», ведущим (намечаемую) хозяйственную деятельность на ручье <данные изъяты>, на основании лицензии <данные изъяты> и на <данные изъяты> на основании лицензии <данные изъяты>, находящиеся на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» Сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), являющейся в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) № 59-З № 121 III от 10.07.2003 «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в РС (Я), территорией традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, требования Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), абз. 8 ст. 8 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», выразившиеся в непредставлении заявления на проведение этнологической экспертизы намечаемой или иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, не произведена обязательная этнологическая экспертиза, в целях оценки влияния производимых на территории традиционного природопользования работ по добыче полезных ископаемых на исконную среду обитания и традиционную хозяйственную деятельность коренных малочисленных народов, что существенным образом затрагивает их права гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия).

В соответствии со ст. 69 Конституции РФ, Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 42 Конституции РС(Я) закрепляет положение, по которому Республика, уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов и малочисленных народов Севера, защищает и обеспечивает их неотъемлемые права на владение землей и ресурсами и пользование ими в соответствии с законом, в том числе родовыми сельскохозяйственными, охотничье-промысловыми угодьями.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», предусмотрено, что пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий (ч. 3 ст. 8).

В соответствии с ч. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны; особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 49-ФЗ от 7 мая 2001 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - территории традиционного природопользования) - особо охраняемые территории, образованные для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- традиционное природопользование коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное природопользование) - исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 07 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона правовой режим территорий традиционного природопользования устанавливается положениями о территориях традиционного природопользования, утвержденными соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей. Земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Земли и земельные участки в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности могут также использоваться указанными лицами и общинами на основании разрешения органа государственной власти или органа местного самоуправления, выданного в случае и в порядке, которые установлены земельным законодательством.

В соответствии с п. 6 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», этнологическая экспертиза – это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия», этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.

В судебном заседании защитник Общества не оспаривала факт осуществления хозяйственной деятельности ответчиком на территории ТТП «Иенгринское» как и факт неисполнения обязанности по подаче заявления и проведению этнологической экспертизы, с оговоркой на то, что общество принимало все необходимые и допустимые меры к недопущению указанных нарушений, подготовило для этого все необходимые документы, однако отчет подрядной организацией был подготовлен несвоевременно, по независящим от общества причинам.

Представленный Обществом с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД», договор подряда на выполнение научно-исследовательской работы для этнологической экспертизы, календарный план, техническое задание подтверждает лишь установленную законом обязанность последнего по проведению обязательной этнологической экспертизы. При этом, к началу производственной деятельности на территории, занимаемой малочисленными народами Севера, указанная обязательная этнологическая экспертиза обществом получена не была.

Частью 1 статьи 4.8 Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы.

Ответственность за нарушение правового режима территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия), установленного положением о территориях традиционного природопользования малочисленных народов, утвержденным Правительством Республики Саха (Якутия) или органом местного самоуправления с участием лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей, предусмотрена ст. 4.9 Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях.

Доказательствам, имеющимся в деле, административным органом дана оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для переоценки доказательств не имеется.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все необходимые данные для разрешения дела по существу.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дел об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административных правонарушений.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами статьями 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность выводов административного органа о виновности привлекаемого юридического лица в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 4.8 и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных доказательств.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» совершил административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 4.8 и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.

Вместе с тем при назначении Обществу с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» административного наказания административным органом оставлены без внимания следующие обстоятельства.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

При этом в силу части 2 указанной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Как следует из материалов дела, указанные административные правонарушения выявлены по результатам одной проверки, вытекают из одного бездействия юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» связанного нарушением нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок природопользования на территории, занимаемой малочисленными народами Севера, ответственность за эти нарушения предусмотрена различными статьями Кодекса РС (Я) об административных правонарушениях, рассмотрение которых подведомственно одному и тому же административному органу.

Административному органу надлежало рассмотреть указанные дела в одном производстве с вынесением одного постановления и назначением одного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу более строгого наказания, данное обстоятельство осталось без внимания. Поэтому оспариваемые постановления в этой части подлежат изменению.

При вынесении постановлений о назначении административного наказания положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным органом, о назначении административного наказания, учтены не были.

В связи с изложенным вынесенные по делам об административных правонарушениях постановления административного органа подлежат изменению путем назначения Обществу с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановления административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» по делам об административных правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 4.8 и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, подлежат изменению путем назначения обществу за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 4.8 и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Каких-либо иных существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену состоявшихся по делу постановлений, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» допущено не было.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановления административной комиссии МО «Нерюнгринский район» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми Общество с ограниченной ответственностью «ТИТАН АВТОТРЕЙД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50000 рублей, и ст. 4.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, изменить в части назначения наказания и считать ООО «ТИТАН АВТОТРЕЙД» подвергнутым административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Якутия) Л.И.Голованова