№ 5/1-28/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г.Нерюнгри 7 февраля 2019 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И., с участием защитника по доверенности П. в интересах ФИО1, рассмотрев жалобу должностного лица главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В.№ должностное лицо – глава муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Как следует из указанного постановления, глава муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 в нарушение Порядка предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (п.п. «б» п. 2.2), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2015 года № 55, Соглашения о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) заключенного с Министерством по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия) от 8 мая 2017 года № 22 (п. 1.2.1), допустил нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, а именно муниципальным образованием «Нерюнгринский район» не произведено софинансирование на сумму <данные изъяты>
Главой муниципального образования «Нерюнгринский район» подана жалоба на указанное постановление должностного лица о назначении административного наказания, в обоснование которой указано, что с привлечением его к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он не согласен, считает его незаконным, поскольку его вина в совершении указанного правонарушения отсутствует. Так, в рамках муниципальной программы «Реализация молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 годы», подпрограммой «Патриотическое воспитание молодежи» представлена задача по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Данная задача предполагает проведение районных мероприятий, направленных на профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма в молодежной среде, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, участие в гражданско-патриотических мероприятиях. Субсидия, предоставленная муниципальному образованию «Нерюнгринский район» в рамках соглашения с Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия), в соответствии с планом и подпрограммой была направлена в полном объеме на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальном образовании «Нерюнгринский район», то есть на цели прямо указанные в соглашении и порядке предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Данный факт подтвержден документально. Направленные в адрес Министерства по делам молодежи и семейной политики Республики Саха (Якутия) отчеты о надлежащем расходовании выделенной субсидии, приняты без замечаний. Освоение субсидий за 2016-2017 годы составило 100 %. Выводы о виновности главы муниципального образования «Нерюнгринский район» несостоятельны, поскольку при проведении выездной проверки главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республик и Саха (Якутия) М. были учтены не все документы за 2017 год. Местным бюджетом муниципального образования «Нерюнгринский район» бюджетных ассигнований на проведение мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи выделено более чем на 20 %. Более того, ранее, ДД.ММ.ГГГГ в отношении него должностным лицом административного органа был составлен протокол об административном правонарушении ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение аналогичного правонарушения. Однако постановлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в отношении него производство по делу об административном правонарушении прекращено. Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато при наличии постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. В нарушение Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении должностным лицом Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в отношении него повторно составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с этим просит постановления отменить и производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа Министерства финансов Республики Саха (Якутия), надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайствуют о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Данные ходатайства судьей удовлетворены.
В судебном заседании защитник П. действующий в интересах должностного лица ФИО1, на основании доверенности, просит жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
Из отзыва, представителя административного органа Министерства финансов Республики Саха (Якутия), И., действующей на основании доверенности, на жалобу должностного лица - главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении № следует, что доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку по целевой статье 733000000 «Патриотическое воспитание молодежи», предусмотрено софинансирование за счет средств местного бюджета в сумме <данные изъяты>, кассовое расходы за счет средств местного бюджета произведены в сумме <данные изъяты>. При этом, в соответствии с п. 1.2.1 соглашения № 22 от 8 мая 2017 года между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием «Нерюнгринский район» финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи на 2017 год составляет не менее <данные изъяты>. Доводы заявителя о признании незаконным постановления о назначении административного наказания по делу №, также несостоятельны, поскольку, возбуждение дела об административном правонарушении, по которому ранее составлен протокол об административном правонарушении, не является обстоятельством, исключающим производство по делу, указанным в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении. Производство по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ прекращено постановлением Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№, административный штраф по факту совершения административного правонарушения не назначен, в связи с тем, что в письме Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ была допущена опечатка и дата явки на составление протокола об административном правонарушении указана «ДД.ММ.ГГГГ», а протокол об административном правонарушении должностным лицом административного органа составлен ДД.ММ.ГГГГ. В связи с чем просит постановление Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу должностного лица, без удовлетворения.
Заслушав доводы защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по обоснованию жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, изучив возражения административного органа, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, по результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями, получателями средств бюджетов муниципального образования «Нерюнгринский район» и муниципальных образований Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Нерюнгринской районной администрации установлен факт нарушения порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.
Так, Порядок предоставления и расходования субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия), утвержден постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 марта 2015 года № 55 (далее по тесту Порядок).
Пунктом 2.2 Порядка, установлены условия предоставления и расходования субсидии в том числе наличие в местном бюджете муниципального района и городского округа бюджетных ассигнований в размере не менее 20 % от общего объема субсидии или гарантийное письмо муниципального района и городского округа о софинансирование субсидии на очередной год.
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2017 года № 152 «О распределении субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местными бюджетами на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в 2017 году» муниципальному образованию «Нерюнгринский район» предусмотрена субсидия в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по делам молодежи и семейной политике Республики Саха (Якутия) и муниципальным образованием «Нерюнгринский район» заключено Соглашение № 22 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) (далее по тексту Соглашение).
Согласно п. 1.1 Соглашения из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2017 году бюджету муниципального образования «Нерюнгринский район» предоставлена субсидия на организацию и проведение конкурса на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) в размере <данные изъяты>.
При этом финансовое обеспечение за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий на 2017 год составляет в размере не менее <данные изъяты>
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета Нерюнгринского района на 2017 год утвержденного решением Нерюнгринского районного Совета депутатов от 22 декабря 2017 года № 6-42 «О внесении изменений в решение «Нерюнгринского районного совета депутатов от 20 декабря 2016 года № 5-33 «О бюджете Нерюнгринского района на 2017 год на плановый период 2018-2019 годы» на организацию и проведение мероприятий конкурса на предоставление субсидий на мероприятия по патриотическому воспитанию молодежи в муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) за счет местного бюджета предусмотрено софинансирование в размере <данные изъяты>. Кассовые расходы за счет местного бюджета составили на сумму <данные изъяты>
В нарушение п.п. «б» п. 2.2 Порядка, п. 1.2.1 Соглашения, муниципальным образованием «Нерюнгринский район» не произведено софинансирование на сумму <данные изъяты>.
По результатам проверки в отношении главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республик и ФИО2 ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) В. за нарушение требований бюджетного законодательства, должностное лицо – глава муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Вместе с тем, установлено, что ранее за указанные нарушения (по результатам проведения ДД.ММ.ГГГГ выездной проверки соблюдения финансовым органом, главными распорядителями, получателями средств бюджетов муниципального образования «Нерюнгринский район» и муниципальных образований Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), а также показателей результативности использования указанных средств, соответствующих целевым показателям и индикаторам, предусмотренным государственными (муниципальными) программами за 2016-2017 годы в Нерюнгринской районной администрации установлен факт нарушения порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов) в отношении главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 старшим контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики ФИО3 ММ.ГГГГ составлялся протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) В.., производство по делу об административном правонарушении прекращено.
Прекращая производство по делу, должностное лицо административного органа указало, что должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административно правонарушении участия не принимало, поскольку в письме Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ допущена опечатка и дата явки на составление протокола об административном правонарушении указана как ДД.ММ.ГГГГ, тогда как протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Однако такое разрешение дела не может быть признано отвечающим требованиям закона.
По данному делу об административном правонарушении в отношении главы муниципального образования «Нерюнгринский район» оснований для прекращения производства по делу, исчерпывающий перечень которых предусмотрен ч. 1.1. ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имелось.
Так, лишь по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении возможно вынесение решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ).
При этом, должностными лицами Министерства финансов Республики Саха (Якутия) в отношении главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1, повторно ДД.ММ.ГГГГ составлен новый протокол об административном правонарушении, за аналогичное административное правонарушение по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации, а также вынесено постановление о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела является обстоятельством, препятствующим производству по делу и влекущим его прекращение.
Привлечение главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 к административной ответственности повторно по одному и тому же факту противоречит требованиям п. 7 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Более того, в судебном заседании установлено, что при проведении выездной проверки главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республик и Саха (Якутия) М. были учтены не все документы, подтверждающие исполнение главой муниципального образования «Нерюнгринский район» условий Порядка и Соглашения о предоставления межбюджетных трансфертов.
Так, в рамках проверки было установлено, что по целевой статье 733000000 «Патриотическое воспитание молодежи», предусмотрено софинансирование за счет средств местного бюджета в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>).
Указанные обстоятельства также подтверждаются приобщенными к материалам дела документами, а именно: <данные изъяты>.
Помимо этого, непосредственно в постановлении Нерюнгринской районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении районного конкурса военно-патриотической песни, посвященной 72-1 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, дню Памяти о россиянах, исполнявших воинский долг за пределами Отечества, Дню защитника Отечества, 20-летию ВО «БОЕВОЕ БРАТСТВО» и Году молодежи в Республике Саха (Якутия) указано, что данный конкурс проводится в целях сохранения памяти о воинах, развития чувства патриотизма, воспитания верности солдатскому долгу у подрастающего и молодого поколения, В соответствии с п. 3.1 указанного постановления оплата расходов произведена согласно смете за счет средств муниципальной программы «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 г.г.», культурно -массовых и информационно-просветительских мероприятий. По смете расходы составили <данные изъяты>, по платежному поручению перечислено <данные изъяты>.
Также согласно постановлению Нерюнгринской районной администрации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об участии делегации молодежи Нерюнгринского района в республиканском национальном празднике «Ысыах молодежи-2017», посвященном Году молодежи в РС (Якутия), делегация направляется в целях сохранения культурных ценностей Республики Саха (Якутия), духовно-нравственного формирования личности и единения молодежи, поддержки гражданской активности и инициативы молодежи. Оплата расходов произведена за счет средств муниципальной программы «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 г.г.», субсидии из государственного бюджета РС (Якутия) бюджету муниципального образования «Нерюнгринский район» на реализацию мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи в 2017 году. По смете расходы составили <данные изъяты>., где согласно имеющихся в распоряжении суда платежным поручениям непосредственно расходы МО «Нерюнгринский район» составили в общей сумме <данные изъяты>
Указанные выше расходы по патриотическому воспитанию молодежи также отражены в графе МП «Реализация муниципальной молодежной политики в Нерюнгринском районе на 2017-2021 г.г.» в общей сумме <данные изъяты> руб. (Ведомственная структура расходов бюджета Нерюнгринского района на 2017 год, утвержденная решением №6-42 от 20.12.2016 42-й сессией депутатов Нерюнгринского районного Совета депутатов (III созыва).
Таким образом, по представленным суду документам расходы в общей сложности составили <данные изъяты> против необходимых <данные изъяты>
Следовательно, при проведении проверки главным контролером-ревизором первого отдела бюджетного контроля Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республик и ФИО2 ММ.ГГГГ в отношении МО «Нерюнгринский район» по соблюдению условий Порядка и Соглашения о предоставления межбюджетных трансфертов не были учтены суммы расходов, непосредственно произведенные МО «Нерюнгринский район» в целях патриотического воспитания молодежи в 2017 году в сумме, значительно превышающей необходимые 20 % участия от размера предоставляемой субсидии.
Названные выше обстоятельства указывают на отсутствие в действиях главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1, не может быть признано законными и обоснованными, в связи с чем подлежит отмене.
Производство по данному делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях (бездействии) главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.3-30.4, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя министра финансов Республики Саха (Якутия) В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - главы муниципального образования «Нерюнгринский район» ФИО1, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На определение может быть подана частная жалоба или принесен протест в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток, через суд, вынесший определение.
Судья Нерюнгринского
городского суда РС (Якутия) Л.И. Голованова