5/1-55/2019
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
1 марта 2019 года г. Нерюнгри
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Голованова Л.И., с участием помощника прокурора г. Нерюнгри С.,
рассмотрев жалобу заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №А, предусмотренном ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
На основании постановления заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №А, должностное лицо - заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Как следует из указанного постановления, заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 допустил нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившееся в нарушении установленного срока размещения извещения о проведении закупок у единственного поставщика на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок, то есть после заключения контрактов, что не соответствует требованиям ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд». Так, ФИО1, являясь должностным лицом заказчика – заместителем начальник ИФНС России по Нерюнгринскому району РС (Я) не обеспечил своевременное размещение извещений на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru № (энергоснабжение), № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение), чем совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заместителем начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 подана жалоба на указанное постановление должностного лица о назначении административного наказания, в обоснование которой указано, что с привлечением его к административной ответственности по ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях он не согласен, считает его незаконным, в связи с отсутствием умысла и вынужденной мерой в связи с отсутствием согласования кода бюджетной классификации на уровне главного распорядителя бюджетных средств (ФНС России) с Минкомсвязи Российской Федерации. Согласованный код мероприятия по информатизации № доведен до получателя бюджетных средств (Инспекции ФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия)) письмом Управления ФНС России по Республике Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №@. Извещения о заключении контрактов с единственными поставщиками опубликованы ДД.ММ.ГГГГ. Возможность заключения контрактов с субъектами естественных монополий с даты фактического оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала. В связи с этим просит постановление отменить и производство по делу прекратить. В случае неудовлетворения жалобы на основании ст. 4.1.1, ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просит заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.
Заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместитель руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, ходатайствуют о рассмотрении жалобы в их отсутствие. Данные ходатайства судьей удовлетворены в порядке п. 4 ч.2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ, заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 доводы жалобы поддержал, просит удовлетворить.
В возражении на жалобу представитель заместителя руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. – Я., действующая на основании доверенности, считает, что допущенное правонарушение не может быть признано малозначительным, правовых оснований для отмены постановления не имеется. Так, ФИО1, являясь должностным лицом заказчика – заместителем ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), не обеспечил своевременное размещение извещений на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru, чем совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Выводы должностного лица изложенные в постановлении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении. Состав совершенного правонарушения является формальным, в рассматриваемой ситуации существенной угрозой охраняемым общественным интересам является несоблюдение должностным лицом требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Выявленные нарушения законодательства посягают на установленный порядок осуществления закупок, нарушают основополагающие принципы Закона о контрактной системе, основывающиеся на профессионализме заказчиков, единстве контрактной системы, открытости и прозрачности информации, размещаемой в единой информационной системе. Положения ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы. Просит постановление по делу №А от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Участвующий при рассмотрении жалобы помощник прокурора г. Нерюнгри С. полагает, что доводы жалобы заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №А, несостоятельны. Указанное постановление должностного лица административного органа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о привлечении ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно и подтверждается материалами дела, в том числе результатами проверки прокуратуры г. Нерюнгри. При этом, указал, что по результатам проверки, установлено что ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) и Публичным акционерным обществом «Якутскэнерго» заключен государственный контракт № на энергоснабжение, между тем, извещение о проведении закупки у единственного поставщика № размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ. Именно только лишь по данному нарушению в отношении заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы должностного лица – заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, возражения Управления федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав мнение помощника прокурора г. Нерюнгри, исследовав материалы дела, прихожу к нижеследующему.
В соответствии с частью 1.3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
Статьей 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» урегулирован порядок закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиком.
Частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, относящейся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария.
Частью 2 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд» установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 части 1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в пунктах 1, 2, 4 статьи 42 настоящего Федерального закона, а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона).
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой г. Нерюнгри проведена проверка соблюдения должностным лицом - заместителем начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1, требований Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) и Публичным акционерным обществом «Якутскэнерго» заключен государственный контракт № на энергоснабжение. Между тем, извещение о проведении закупки у единственного поставщика № размещено ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора г. Нерюнгри возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заместителя начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 в связи с наличием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №А, должностное лицо - заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Из постановления по делу об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ между заказчиком ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) и Публичным акционерным обществом «Якутскэнерго» заключен государственный контракт № на энергоснабжение, между тем, извещение о проведении закупки у единственного поставщика № размещено на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные нарушения Закона о контрактной системе в части размещения извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленного срока установлены по следующим закупкам: № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение).
В указанном постановлении должностным лицом сделан вывод о том, что ФИО1, являясь должностным лицом заказчика - заместителем начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия), не обеспечил своевременное размещение извещений № (энергоснабжение), № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение), чем совершил административное правонарушение, состав которого предусмотрен ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По смыслу части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Как установлено при рассмотрении жалобы, фактические обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания по данному делу, должностным лицом административного органа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) должным образом исследованы не были, поскольку извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение), а также доказательства того, что данные извещения размещены на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru, с нарушением требований ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных, муниципальных нужд», в материалах дела отсутствуют и предметом рассмотрения не являлись.
Фактически в основу принятого должностным лицом решения были положены сведения, содержащиеся в постановлении заместителя прокурора г. Нерюнгри о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ о совершении должностным лицом - заместителем начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 аналогичных нарушения Закона о контрактной системе в части размещения извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением установленного срока, а именно по закупкам: № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение), которым должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) придало заранее установленную силу.
Таким образом, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) разрешая данное дело, не изучил извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение), а также государственные контракты заключенные между ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) и поставщиками услуг указанных в данных извещениях, на которые должностное лицо ссылалось в своем постановлении, тем самым заменив личное восприятие исследуемых первоначальных доказательств и их собственную оценку, оценкой, содержащейся в постановлении заместителя прокурора г. Нерюнгри о возбуждении дела об административном правонарушении.
Следовательно, в настоящем деле принцип непосредственного исследования доказательств как один из основополагающих принципов судебного разбирательства, обеспечивающих вынесение законного решения по делу, не был соблюден, что повлекло за собой нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в неполном и невсестороннем выяснении обстоятельств дела.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, по смыслу положений статей 26.11, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства его совершения, в том числе дата, место и время правонарушения, а также должны содержаться исследование и оценка доказательств по делу.
Однако в постановлении по настоящему делу отсутствуют сведения об исследовании и оценке доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности юридического лица в совершении вмененного правонарушения, а именно в части нарушения сроков размещения извещений о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) № (поставка тепловой энергии), № (услуги почтовой связи), № (холодное водоснабжение), № (водоотведение) на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление, было допущено существенное нарушение процессуальных требований, что не позволило ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление по данному делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным в связи с чем, постановление по делу об административном правонарушении, состоявшееся в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.3 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения лица к административной ответственности по ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснил в п. 14 постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Как следует из материалов дела, заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1 должен был разместить извещение в Единую информационную систему об осуществлении закупки у единственных поставщиков в соответствии с ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта по договору с Публичным акционерным обществом «Якутскэнерго» на энергоснабжение от ДД.ММ.ГГГГ№, то есть не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М., Р. и Ф.», лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) К. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении №А, на основании которого должностное лицо – заместитель начальника ИФНС России по Нерюнгринскому району Республики Саха (Якутия) ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутии) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Нерюнгринского
городского суда РС (Якутия) Л.И.Голованова