Дело № 5/1-79/2020
УИД 14RS0019-01-2020-001338-30
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
город Нерюнгри 17 августа 2020 года
Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., с участием представителя административной комиссии МО «<адрес>» и администрации МО «<адрес>» ФИО5, действующего на основании доверенности, помощников прокурора ФИО2, ФИО4,
рассмотрев протест прокуратуры <адрес> на постановление Административной комиссии Муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении:
должностного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего главой Муниципального образования «<адрес>», проживающего по адресу: <адрес> (Якутия), <адрес>,
установил:
Постановлением Административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным постановлением Административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении привлечении в связи с отсутствием события административного правонарушения прокуратура <адрес> обратилось в суд с протестом, в котором просит отменить постановление Административной комиссии Муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и направить дело на новое рассмотрение, в связи с тем, что в силу статьи 30 Устава МО «<адрес>» депутат или группа депутатов районного Совета депутатов может направить депутатский запрос должностным лицам органов местного самоуправления, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов. В соответствии со статьей <адрес> Совета депутатов, утвержденного решением <адрес> Совета депутатов ДД.ММ.ГГГГ№ (далее по тексту - Регламент), Совет осуществляет свою деятельность на основе личного участия в работе каждого депутата Совета. Депутатам Совета обеспечиваются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления каждым депутатом прав и обязанностей, установленных действующим законодательством, <адрес>, настоящим Регламентом и иными правовыми актами органов местного самоуправления района. Совет осуществляет контрольные функции в пределах своей компетенции. Согласно решения <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о депутатском запросе» депутатский запрос - это письменное обращение депутата (группы депутатов), постоянной депутатской комиссии или обращение от имени <адрес> Совета депутатов, направляемое в пределах установленной законом компетенции в адрес руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления. В силу статьи 112 Регламента, Совет контролирует соблюдение районной администрацией установленного порядка владения, пользования, распоряжения и управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности. При этом Совет использует все перечисленные в статье 107 настоящего Регламента формы контроля. Из вышеуказанных норм следует, что депутаты направившие депутатский запрос о предоставлении информации в целях контроля за наличием и состоянием муниципального резервного фонда МО «<адрес>», в связи с введением режима повышенной готовности при распространении новой коронавирусной инфекции, имели право на получение запрашиваемой информации, однако в нарушение изложенных норм администрацией не предоставлена информация на депутатский запрос, а также депутаты не извещены о дне рассмотрения поставленных в депутатском запросе вопросов. В этой связи, в действиях главы МО «<адрес>» ФИО3 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, а именно невыполнение должностными лицами органов местного самоуправления законных требований депутата о предоставлении информации. Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Помощники прокурора ФИО2, ФИО4 в судебном заседании протест прокуратуры <адрес> поддержали и просили отменить постановление Административной комиссии Муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по основаниям указанным в протесте и направить дело на новое рассмотрение.
Представитель административной комиссии МО «<адрес>» и администрации МО «<адрес>» ФИО5 с доводами изложенными в протесте прокуратуры <адрес> не согласился, при этом указал, пунктом 7 статьи 30 устава МО «<адрес>» закреплено, что депутаты районного Совета депутатов имеют право объединяться в депутатские группы и иные объединения депутатов. Порядок образования и деятельности объединений депутатов, их права и обязанности определяются регламентом районного Совета депутатов. Согласно пункту 5 статьи <адрес> Совета депутатов, утвержденному НРСД ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Регламент НРСД) депутаты Совета могут создавать по собственной инициативе депутатские группы. Группа в составе не менее 3-х человек подлежит регистрации в Совете по представлению учредительного решения о создании группы, определяющего её состав и задачи. Права таких групп по участию в работе Совета определяется настоящим Регламентом. Согласно подпункту 11, пункта 15 статьи 11 Регламента НРСД председатель Совета координирует деятельность постоянных и рабочих комиссий, депутатских групп. Группа депутатов, направившая депутатский запрос ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы МО «<адрес>» ФИО1 в <адрес>ном Совете депутатов не зарегистрирована, задачи создания данной группы не определены, группа не была наделена НРСД проведением контрольных мероприятий, что подтверждается письмом НРСД от ДД.ММ.ГГГГ№. Подпунктом 9 части 1 статьи 27 Устава МО «<адрес>» установлено, что в исключительной компетенции районного Совета депутатов находится контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Статьей 107 Регламента НРСД установлено, что Совет непосредственно и через создаваемые им органы осуществляет контроль соблюдения и исполнения муниципальных правовых актов, соблюдения установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, исполнения местного бюджета, соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, исполнения решений Совета, а также над другими, предусмотренными федеральными законами и <адрес>, вопросами. Статьей 109 Регламента НРСД установлено, что в случае необходимости Совет и его органы вправе обратиться к главе района, должностным лицам районной администрации, иных органов местного самоуправления и органов государственной власти, руководителям юридических лиц, иных организаций и учреждений, гражданам с требованием о предоставлении информации, необходимой для осуществления контрольной деятельности Совета. При этом сведения, составляющую государственную или иную охраняемую <данные изъяты>, предоставляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Требование о предоставлении информации должно содержать формулировку вопроса, составляющего предмет контроля, перечень документов и материалов, которые необходимо получить. Пунктом 10, ст. 2 Регламента НРСД установлено, что депутатский запрос - письменное обращение депутата (группы депутатов) Совета, подготовленное в пределах установленной законом компетенции, в адрес руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, руководителей общественных объединений, расположенных на территории района, а также руководителей органов государственной власти и государственных органов Республики Саха (Якутия), по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов, предприятий, учреждений, организаций, объединений. Исходя из вышеизложенных норм муниципальных нормативно - правовых актов просит постановление Административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, протест прокуратуры <адрес> без удовлетворения.
Судья, заслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы изложенным в протесте приходит к следующему.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в Административную комиссию МО «<адрес>» поступило постановление прокуратуры <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 13.9 Кодека Республики Саха об административных правонарушениях в отношении ФИО1, поводом для возбуждения дела послужило то, что ДД.ММ.ГГГГ глава Муниципального образования "<адрес>" ФИО1, находясь по адресу <адрес> (Якутия), <адрес> народов, <адрес>, подписал ответ <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № на депутатский запрос группы депутатов НРСД от ДД.ММ.ГГГГ№. Группа депутатов НРСД не согласившись с ответом <адрес>ной администрации от ДД.ММ.ГГГГ за № направила письмо от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокурора <адрес> о привлечении к административной и иным видам ответственности виновных должностных лиц.
Статьей 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях № N 337-IV от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена административная ответственность за невыполнение должностными лицами органов государственной власти Республики Саха (Якутия), органов местного самоуправления, общественных объединений, региональных отделений политических партий и организаций независимо от форм собственности законных требований депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления либо создание препятствий в их работе, несоблюдение сроков и порядка предоставления информации, установленных Законом Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 865-3 №-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес> (Якутия)», или предоставление заведомо ложной информации - влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии ст. 29.10 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях постановление судьи должно быть законным, обоснованным и мотивированным.
Согласно ст. 24.1 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 26.11 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами полномочий по решению вопросов местного значения.
Частями 1, 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутату выборного органа местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. При этом соответствующие гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 43 названного закона в систему муниципальных правовых актов входит наряду с другими устав муниципального образования (пункт 1 части 1), который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования (часть 2).
Исходя из предписаний статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном данной нормой, а также подлежит обязательной государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-3 № 631-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» установлено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, гарантируются условия работы, обеспечивающие осуществление полномочий в соответствии с муниципальными правовыми актами.
Статьей 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.11.2010 865-3 № 631-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в <адрес> (Якутия)» установлено, что депутаты имеют право объединяться в депутатские группы и иные объединения депутатов. Порядок образования и деятельности объединений депутатов, их права и обязанности определяются регламентом представительного органа муниципального образования.
К муниципальным нормативно - правовым актам, устанавливающим соответствующие полномочия депутатов <адрес> Совета депутатов (далее - НРСД) относятся Устав МО «<адрес>» и <адрес> Совета депутатов.
Пунктом 7 статьи 30 устава МО «<адрес>» закреплено, что депутаты районного Совета депутатов имеют право объединяться в депутатские группы и иные объединения депутатов. Порядок образования и деятельности объединений депутатов, их права и обязанности определяются регламентом районного Совета депутатов.
Регламент Совета народных депутатов Муниципального образования «<адрес>» Республики Саха (Якутия), утвержденный решением <адрес> Совета народных депутатов Муниципального образования «<адрес>» Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ за №, устанавливает формы и порядок деятельности представительного органа местного самоуправления и является обязательным для исполнения депутатами и лицами, участвующими в работе Совета народных депутатов.
Согласно пункту 5 статьи <адрес> Совета депутатов, утвержденному НРСД ДД.ММ.ГГГГ№ депутаты Совета могут создавать по собственной инициативе депутатские группы. Группа в составе не менее 3-х человек подлежит регистрации в Совете по представлению учредительного решения о создании группы, определяющего её состав и задачи. Права таких групп по участию в работе Совета определяется настоящим Регламентом.
Согласно подпункту 11, пункта 15 статьи 11 Регламента НРСД председатель Совета координирует деятельность постоянных и рабочих комиссий, депутатских групп.
Из содержания депутатского запроса от ДД.ММ.ГГГГ за №, подписанным уполномоченным депутатом от группы депутатов <адрес>ной администрации следует, что требование предоставления информации исходили с целью контроля за наличием и состоянием муниципального резервного фонда МО «<адрес>» в связи с Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ№ «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Саха (Якутия) и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения свидетельствующие, что группа депутатов, направившая депутатский запрос ДД.ММ.ГГГГ за № в адрес главы МО «<адрес>» ФИО1 в <адрес>ном Совете депутатов зарегистрирована и была наделена контрольной функцией предусмотренной <адрес> Совета депутатов, утвержденным НРСД ДД.ММ.ГГГГ№.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении предусмотренное ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из вышеизложенных норм муниципальных нормативно - правовых актов административная комиссия МО «<адрес>» пришла к обоснованному выводу, что в действиях главы МО «<адрес>» ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения.
С доводами указанными в протесте прокуратуры <адрес> о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении не были соблюдены требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не может согласиться, поскольку фактические обстоятельства об отсутствии события административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами: <адрес> Совета депутатов, утвержденным НРСД ДД.ММ.ГГГГ№, положением о депутатском запросе (в редакции решения № от ДД.ММ.ГГГГ) приложение к решению 22-й сессии <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ и положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями закона Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ 865-З №-IV, а также нормативно-правовыми актами МО «<адрес>»оРос.
Вывод Административной комиссии МО «<адрес>» об отсутствии в действиях главы МО «<адрес>» ФИО1 события административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Совокупность установленных Административной комиссией МО «<адрес>» фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и опровергнуты на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, являющихся достаточными и согласующихся между собой.
Доводы изложенные в протесте прокуратуры <адрес> о наличии в действиях главы МО «<адрес>» ФИО1 состава административного правонарушения предусмотренного ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, не могут быть признаны состоятельными и не влекут отмену состоявшихся по делу акта органа местного самоуправления.
Несогласие органа прокуратуры с оценкой установленных Административной комиссией МО «<адрес>» обстоятельств, правовым основанием к отмене принятого по делу решения не является.
Доводы прокуратуры о том, что административной комиссией были нарушены требования статьи 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья находит не состоятельными, поскольку при рассмотрении административной комиссией МО «<адрес>» прокурором ФИО6 не заявлялись какие-либо ходатайство об отводе составу членов коллегиального органа.
Учитывая, что участники заседания коллегиального органа в ходе разбирательства должны испытывать доверие к составу административной комиссии, которое может быть поставлено под сомнение только на основе достоверных и обоснованных доказательств, свидетельствующих об обратном, законодатель установил механизм отвода членов коллегиального органа. Так, в силу пункта 2 части 1 статьи 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях член коллегиального органа не может участвовать в рассмотрении дела и подлежит отводу, если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности.
Гарантией же исключения любых сомнений в объективности и беспристрастности члена коллегиального органа является процедура проверки вынесенных постановлений.
При рассмотрении настоящей жалобы прихожу к выводу о том, что все представленные доказательства по делу об административном правонарушении оценены административной комиссией по правилам, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; принятое по делу постановление является полным, мотивированным. Оснований не согласиться с выводами, изложенными в оспариваемой акте коллегиального органа, не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшего по делу акта органа местного самоуправления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 – 5 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление Административной комиссии муниципального образования «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ст. 13.9 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а протест прокуратуры <адрес> без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Нерюнгринского городского суда
Республики ФИО7 Рожин