ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-93/2017 от 19.05.2017 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

№ 5/1- 93/2017

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Нерюнгри 19 мая 2017 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Рожин Г.И., с участием представителей лица, привлекаемого к административной ответственности ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» ФИО1, ФИО2, действующих на основании доверенности,

рассмотрев жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» на постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, в отношении:

- Публичного акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» (ИНН ОГРН ), расположенного по адресу: <адрес> привлеченного к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 03 апреля 2017 года Публичное акционерное общество «Нерюнгринский городской водоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) врио генерального директора ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» ФИО4 просит отменить постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 03 апреля 2017 года, производство по делу прекратить.

Представители ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» ФИО1, ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержали по заявленным в жалобе основаниям, просили постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 03 апреля 2017 года отменить, а производство по делу прекратить.

Врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в РС (Я) - заместитель главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО5 направил ходатайство о рассмотрении дела без их участия, при этом указал, о несогласии с жалобой, в связи с тем, что доводы заявителя о том, что работникам выдаются СИЗ как «дежурные» не могут являться подтверждением выдачи. Так как выдаваемые СИЗ в соответствии с типовыми нормами, должны фиксироваться в личных карточках учета выдачи СИЗ.

Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что он работает в ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» в должности <данные изъяты>. При выполнении своих трудовых обязанностей он подчиняется <данные изъяты> ФИО7

Свидетель ФИО8 в судебном заседании пояснила, что она работает в ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» в должности <данные изъяты>,

Заслушав участников судебного процесса, допросив свидетелей, изучив и исследовав материалы дела, истребованные из Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) и доводов жалоб заявителя судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Частью 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Отношения, возникающие в связи с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Закон N 426-ФЗ).

Согласно ст. ст. 219, 221 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты.

В соответствии с Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года № 290н обязанностью работодателя является своевременная выдача средств индивидуальной защиты, их учет и контроль.

В силу ст. 1 Трудового кодекса РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Из материала истребованного дела об административном правонарушении усматривается, что на основании распоряжения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в РС(Я) - главного государственного инспектора труда (по охране труда) ФИО5 от 29 февраля 2017 года была проведена внеплановая, документационная проверка соблюдения требований трудового законодательства в ПАО «Нерюнгринский городской водоканал».

30 марта 2017 года главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 в отношении Публичного акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» составлен протокол об административном правонарушении , предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1КоАП РФ, согласно которого в ходе проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведенной в период с 01 марта 2017 года по 28 марта 2017 года в ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» установлено, работодатель не обеспечивает в полном объеме работников средствами индивидуальной защиты, так например, согласно личной карточки учета выдачи СИЗ ФИО9 <данные изъяты>, полагаются СИЗ, согласно п.103 Приказа Минздравсоцразвития России от 03.10.2008 № 543н, а именно: комбинезон сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты или костюм сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты, плащ непромокаемый с капюшоном сигнальный 3-го класса защиты - дежурный, ботинки кожаные или сапоги кирзовые 1 пара, сапоги резиновые - 1 пара, рукавицы комбинированные или - 6 пар, перчатки с полимерным покрытием - 12 пар, каска защитная - до износа, подшлемник под каску 1 на 2 года, пояс предохранительный со страховочной веревкой - до износа, очки защитные - до износа, противогаз - дежурный. Согласно, карточки учета выдачи не выданы следующие СИЗ: комбинезон сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты или костюм сигнальный с водоотталкивающей пропиткой 3-го класса защиты, каска защитная, подшлемник под каску, пояс предохранительный со страховочной веревкой, очки защитные. Согласно, личной карточки учета выдачи СИЗ ФИО6 <данные изъяты> разряда полагаются СИЗ, согласно п.240 приказа Минзравсоцразвития России от 03.10.2008 №543н, а именно: костюм сварщика - 1, белье нательное - 1 комплект, ботинки кожаные или сапоги кирзовые - 1 пара, рукавицы брезентовые или рукавицы спилковые - 12 пар, перчатки диэлекртические - дежурные, галоши диэлектрические - дежурные, шлем защитный или каска защитная со щитком - до износа, подшлемник под каску - 1 на 2 года, очки защитные - до износа, или маска защитная - дежурная, пояс предохранительный со страховочной веревкой - до износа, на наружных работах зимой дополнительно: костюм сварщика зимний - по поясам, валенки с резиновым низом или сапоги кожаные - по поясам, подшлемник под каску утепленный - 1, перчатки зимние двупалые - до износа. Согласно, карточки учета выдачи не выданы следующие СИЗ: белье нательное, рукавицы брезентовые или рукавицы спилковые, перчатки диэлектрические, шлем защитный или каска со щитком, подшлемник под каску, пояс предохранительный со страховочной веревкой.

Установив, что ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» не обеспечило работника средствами индивидуальной защиты, главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 03 апреля 2017 года вынесено постановление о назначении административного наказания в отношении Публичного акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» и назначено административное наказание, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Вместе с тем, должностным лицом при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьей 24.1 КоАП РФ, не приняты меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств данного дела и разрешению его в соответствии с законом.

Не выяснил обстоятельства, подлежащие в силу статьи 26.1 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении, не установил, допустило ли ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» данное либо иное административное правонарушение. Не оценил представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Между тем, в Примечании к статье 5.27.1 КоАП РФ разъяснено, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

В силу положений части 1 статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 4, 13, 34 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 года N 290н: - работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; - работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки; - ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия СИЗ в соответствии с типовыми нормами, за организацию контроля за правильностью их применения работниками, а также за хранение и уход за СИЗ возлагается на работодателя (его представителя).

Так, основанием привлечения ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» к административной ответственности послужили выявленные ДД.ММ.ГГГГ в ходе внеплановой проверки то обстоятельство, что ПАО «Нерюнгринский городской водоканал», осуществляя свою деятельность по адресу: <адрес> нарушение п. 6 ч. 2 ст. 212 ТК РФ не выдало <данные изъяты> ФИО9 и <данные изъяты> ФИО6 специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (далее Межотраслевые правила).

В соответствии с п. 5 Межотраслевых правил предоставление работникам средств индивидуальной защиты, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Пунктом 14 Межотраслевых правил предусмотрено, что при выдаче работникам средств индивидуальной защиты работодатель руководствуется типовыми нормами, соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессии и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам средства индивидуальной защиты, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах - типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Согласно пункту 103 Приложения № 1 к "Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работника жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2008 № 543н,слесарю подлежит выдаче: средства индивидуальной защиты.

Согласно пункту 240 Приложения № 1 к "Типовым нормам бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работника жилищно-коммунального хозяйства, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 03.10.2008 N 543н,электрогазосварщику подлежит выдаче: средства индивидуальной защиты.

Вместе с тем, изложенные в постановлении обстоятельства не дают оснований для вывода о наличии в действиях ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» состава вмененного ему административного правонарушения.

Таким образом, приведенное в постановлении о назначении административного наказания описание события административного правонарушения не соответствует диспозиции ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, неправильное описание события административного правонарушения влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишает его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Как видно из материалов дела, при обнаружении факта выполнения работ без использования средств индивидуальной защиты данные о том, выдавались ли они работнику, не проверялись. У работодателя не были истребованы инструкции по охране труда, журналы проведения инструктажа, карточки учета средств индивидуальной защиты, журнал выдачи инструмента и средств индивидуальной защиты, ведомости выдачи, карточки складского учета материалов, не исследовался вопрос о том, на кого возложена ответственность за обеспечение безопасности труда на объектах ПАО «Нерюнгринский городской водоканал», не отбирались объяснения у работников ФИО9, ФИО6, а также от <данные изъяты> ФИО7, который является непосредственным руководителем ФИО9, ФИО6, отвечающий за безопасность выполнения работ по нарядам-допускам на объектах ВКХ ПАО «Нерюнгринский городской водоканал», доказательств обратного материалы дела не содержат.

Таким образом, в ходе проверки и рассмотрения дела должностным лицом все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, выяснены не были в нарушение требований ст. ст. 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На данной стадии возможность устранить допущенные нарушения утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Исследовав представленные ПАО «Нерюнгринский городской водоканал» личные карточки учета выдачи СИЗ должностное лицо сделал вывод о том, что работодатель не обеспечивает в полном объеме работников средствами индивидуальной защиты.

Между тем, невыдача работнику СИЗ, указанных в личной карточке рабочего места <данные изъяты> ФИО9 и <данные изъяты> ФИО6, сама по себе не является достаточным основанием для квалификации действий работодателя по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного, постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 03 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу в отношении Публичного акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» (ИНН , ОГРН расположенного по адресу: <адрес> прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) ФИО3 от 03 апреля 2017 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Публичного акционерного общества «Нерюнгринский городской водоканал» отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен указанный акт.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья Нерюнгринского

городского суда РС (Я): Г.И. Рожин