ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 5/1-94/20 от 11.08.2020 Нерюнгринского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5/1-94/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Нерюнгри 11 августа 2020 года

Судья Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) Ткачев В.Г., с участием защитника ПК АС «Пламя» Бочкаревой И.В., действующей на основании доверенности, помощника прокурора Цепиловой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу производственного кооператива Артель старателей «Пламя» на постановление Административной комиссии муниципального образования «Нерюнгринский район» № 371 от 11.06.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия) (далее – КоАП РС (Я)), в отношении

производственного кооператива Артель старателей «Пламя», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН КПП

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 371 от 11.06.2020 административной комиссии муниципального образования «Нерюнгринский район» ПК АС «Пламя» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.8 Кодекса об административных правонарушениях Республики Саха (Якутия), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с данными постановлением, ПК АС «Пламя» обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении изменить в части размера административного штрафа, указывая, что в процессе привлечения к административной ответственности правонарушение было фактически устранено. Так, артель заблаговременно приступила к проведению процедуры прохождения этнологической экспертизы – 19.11.2019, заключила договора на проведение определения ущерба, оплатило данные услуги, учитывая значительность сумм, не имела возможности обратиться в другую организацию; кроме того, на тот период времени предприятие, проводившее оценку, являлось единственным учреждением в сфере данных услуг. Ранее на выполнение такого вида работы договоры не заключались. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой срок выполнения работы исполнителем был нарушен. Указывает, что в данном случае от артели не зависело соблюдение сроков по договору. Заявление на проведение экспертизы было направлено в Министерство Арктики сразу после получения ответа. Заявитель считает, что в постановлении не обосновано указано на наличие отягчающих обстоятельства. Артель имеет несколько лицензий на пользование недрами, однако производственная деятельность в 2020 году ведется лишь на двух участках.

В судебном заседании защитник ПК АС «Пламя» Бочкарева И.В. доводы жалобы поддержала, дополнительно указала, что в рассматриваемой ситуации был пропущен срок для привлечения общества к административной ответственности.

Помощник прокурора Цепилова М.С. в судебном заседании с жалобой не согласилась, просит в ее удовлетворении отказать.

Суд, выслушав доводы защитника, позицию прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решений об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При этом в рассматриваемой ситуации имеются указанные обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения производства по делу.

Так, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При этом, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановлением по делу об административном правонарушении, ответственность за которое установлена законом субъекта Российской Федерации, не может быть вынесено по истечении двух месяцев.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце четвертом пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Согласно статье 8 Федерального закона от 07.05.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» образование территорий традиционного природопользования местного значения осуществляется решениями органов местного самоуправления на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей.

На основании решения Иенгринского наслежного Совета депутатов № 3-12 от 22.04.2014 образована территория традиционного природопользования местного значения «Иенгринское». Данным решением утверждено Положение о территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) (далее – Положение).

Решение наслежного совета депутатов и утвержденное им Положение было опубликовано в периодическом издании «Бюллетень органов местного самоуправления Нерюнгринского района» № 5 (553) от 09.02.2017, а также на официальном сайте МО «Нерюнгринский район» в сети Интернет.

Пункт 6.2 Положения предусматривает, что любая хозяйственно-экономическая деятельность, не связанная с традиционным природопользованием коренных малочисленных народов Севера, может осуществляться на ТТП «Иенгринское» только после проведения государственной экологической и этнологической экспертизы, с обязательным согласованием такой деятельности с главой сельского поселения «Иенгринский эвенкийский национальный наслег» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» (далее – Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса.

Согласно статье 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 14.04.2010 820-З № 537-IV заказчиком этнологической экспертизы выступает юридическое лицо или физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, которое будет осуществлять намечаемую хозяйственную или иную деятельность в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 3). Этнологическая экспертиза проводится в обязательном порядке (часть 8). Этнологическая экспертиза проводится до принятия решений о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов (часть 9).

В соответствии с частью 1 статьи 4.8 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях (далее – КоАП РС (Я) несоблюдение юридическим или физическим лицом, в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области этнологической экспертизы, финансирование или реализация проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе и не получившего положительного заключения этнологической экспертизы, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из содержания приведенных ном следует, что правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ, по своему характеру не является длящим, и, по общему правилу, считается оконченным с даты начала финансирования или реализации проекта хозяйственной деятельности, подлежащего этнологической экспертизе.

Между тем, из материалов дела следует, что ПК АС «Пламя» осуществляет деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которая выдана Управлением по недропользованию по Республике Саха (Якутия) на осуществление ПК Артель старателей «Пламя» разведки и добычи россыпного золота на месторождение <адрес>

Помимо этого ПК АС «Пламя» получена лицензия от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, выданная на разведку и добычу россыпного золота на участке <данные изъяты>

Вышеуказанные лицензируемые участки недр расположены в зоне традиционного природопользования местного значения «Иенгринский».

Из объяснений защитника Борчкаревой И.В. следует, что ПК АС «Пламя» осуществляет деятельность по разведке и добыче полезных ископаемых на вышеуказанных участках в общей сложности более 20 лет.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что разведка и добыча россыпного золота на месторождении <данные изъяты> начато ПК АС «Пламя» еще до образования на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское», а также до введения правового регулирования, предусматривающего необходимость прохождения этнологической экспертизы и подачи соответствующего заявления о ее прохождении.

Следовательно, ПК АС «Пламя» должно было обратиться с заявлением о прохождении этнологической экспертизы применительно к месторождению <адрес> после вступления в законную силу решения Иенгринского наслежного Совета депутатов № 3-12 от 22.04.2014, то есть 09.02.2017 (дата публикации решения).

Датой совершения административного правонарушения, выраженного в несоблюдении юридическим лицом требования о представлении заявления на проведение этнологической экспертизы в уполномоченный орган, в такой ситуации является 09.02.2017, то есть двухмесячный срок для привлечения ПК АС «Пламя» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.8 КоАП РС (Я), на день возбуждения дела об административном правонарушении истек.

Реализация проекта по разведке и добыче россыпного золота на участке недр руч. Забытый на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ начата в 2018 году, то есть датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.8 КоАП РФ, применительно к данному действию юридического лица, также является начало реализации проекта в 2018 году, а, следовательно, двухмесячный срок для привлечения кооператива к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.8 КоАП РС (Я), на день возбуждения дела об административном правонарушении истек также истек.

При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении в отношении ПК АС «Старателей» не могло быть возбуждено, а начатое дело подлежало прекращению.

Суд также обращает внимание на то, что 13.06.2019 прокурором г. Нерюнгри получено письмо из прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 11.06.2019 с требованием о принятии мер прокурорского реагирования по вопросу о соблюдении требований, связанных с проведением этнологической экспертизы.

19.06.2019 и.о. заместителем прокурора г. Нерюнгри в адрес ПК АС «Пламя» направлено требование о предоставлении документов в связи с проведением проверки по указанию прокуратуры республики в части отсутствия этнологической экспертизы субъектами предпринимательской деятельности на территории проживания малочисленных народов.

В ответе от 21.06.2019, направленном в прокуратуру Республики Саха (Якутия), и.о. заместителя прокурора г. Нерюнгри сообщает, что по результатам проведенной проверки выявлены факты отсутствия, в том числе у ПК АС «Пламя», этнологической экспертизы, в связи с чем 20.06.2019 в адрес данной организации направлено представление об устранении выявленных правонарушений.

Таким образом, о совершенном ПК АС «Пламя» правонарушении прокурору г. Нерюнгри стало известно, не позднее 20.06.2019, но, не смотря на это, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.8 КоАП РС (Я) вынесено заместителем прокурора только 07.05.2020.

При этом, то обстоятельство, что ПК АС «Пламя» в течение длительного времени осуществляло деятельность на территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» без заключения этнологической экспертизы не свидетельствует о том, что административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 4.8 КоАП РС (Я), является длящимся. Совершение таких действий, нарушающих установленный режим территории традиционного природопользования местного значения «Иенгринское» может образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 4.9 КоАП РС (Я). При этом, постановлением административной комиссии МО «Нерюнгринский район» № 372 от 11.06.2020 ПК АС «Пламя» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 4.9 КоАП РС (Я).

При изложенных обстоятельствах постановление административной комиссии подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с истечением сроков давности для привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 372 от 11.06.2020 административной комиссии Муниципального образования «Нерюнгринский район» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 4.8 КоАП РС (Я), в отношении Производственного кооператива Артель старателей «Пламя» отменить и производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Судья В.Г. Ткачев