Р Е Ш Е Н И Е
г. Омутнинск, Кировская область 27 ноября 2013 года
Судья Омутнинского районного суда Кировской области Кораблева Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление *** о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное заместителем начальника юридического отдела департамента финансов Кировской области Ф.И.О.1 22 октября 2013 года, в отношении должностного лица директора муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Омутнинского района Кировской области ФИО1, ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением, вынесенным заместителем начальника юридического отдела департамента финансов Кировской области Ф.И.О.1 22.10.2013, директор муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Омутнинского района Кировской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
ФИО1 не согласилась с указанным постановлением и обратилась в суд с жалобой. В обоснование указала, что должностным лицом департамента финансов Кировской области при вынесении постановления учтены не все обстоятельства рассматриваемого дела. В план-график учреждения включены закупки, которые учреждение планировало осуществить путем проведения запроса котировок и открытого аукциона в электронной форме. При проведении указанных процедур жалоб со стороны потенциальных участников торгов на нарушение их прав не поступало. При проведении открытого аукциона было подано 9 заявок, при проведении запроса котировок – по 4 котировочные заявки на каждый запрос. Количество участников торгов говорит о том, что учреждением была обеспечена открытость и доступность для всех желающих принять участие в торгах. Также в план-график включены закупки, совершенные у субъектов естественных монополий и единственного поставщика. В Омутнинском городском поселении, где расположено МКУК ЦСК и в сельских поселениях, где расположены структурные подразделения учреждения, поставщики коммунальных услуг по теплоснабжению и водоснабжению являются единственными поставщиками указанных услуг, ОАО «Ростелеком» (услуги электросвязи), ФГУП «Почта России» (почтовые услуги) - являются субъектами естественных монополий. В связи, с чем у МКУК ЦСК при заключении соответствующих договоров альтернативы выбора нет. В результате несвоевременного размещения плана-графика существенной угрозы охраняемым общественным отношениям или существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, причинения вреда личности, обществу или государству не имеется. По данному нарушению не нарушено право иных возможных участников размещения заказов. Просила отменить постановление о назначении административного наказания от 22.10.2013 *** и вынести по делу новое решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила постановление отменить. Признала, что нарушение сроков размещения плана-графика имело место.
Ее защитник Бисерова М.В. пояснила, что нарушение было допущено, однако, оно не повлекло негативных последствий. Доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
Выслушав объяснения ФИО1, ее защитника, изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы, документы, дополнительно представленные в материалы дела, проверив материалы административного дела, законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Постановлением *** о назначении административного наказания от 22.10.2013 должностное лицо, директор МКУК ЦСК ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Как указано в постановлении, правонарушение выразилось в том, что заказчиком МКУК ЦСК план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд учреждения культуры на 2013 год размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru после принятия решения об утверждении бюджета муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области только 25.04.2013, то есть с нарушением месячного срока, установленного частью 5.1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В соответствии частями 5.1, 7 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) заказчики размещают на официальном сайте планы-графики размещения заказов в порядке и по форме, установленным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.
В силу статьи 55 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком, в том числе в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий; осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам); заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (пункты 1-2.1).
Согласно пункту 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 (далее – Порядок размещения заказов), планы-графики размещаются на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.
Частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей за размещение должностным лицом заказчика на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказа, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому размещению, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В ходе рассмотрения дела установлено, что 12.12.2012 в Сборнике основных муниципальный правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области *** (часть 1) опубликовано решение Омутнинской районной Думы пятого созыва от 12.12.2012 *** «О бюджете муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».
В соответствии с частью 3 статьи 7 Устава муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, принятого решением Омутнинской районной Думой от 29.06.2005 *** (в ред. от 29.08.2012 № 49), муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), в том числе в Сборнике основных муниципальный правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.
При таком положении, не позднее 14.01.2013 на сайте www.zakupki.gov.ru, определенном Федеральным законом № 94-ФЗ (ст. 16) как официальный сайт в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, МКУК ЦСК должно было разместить информацию о размещении заказов, однако, разместило план-график с перечнем товаров, работ, услуг на 2013 год, только 25.04.2013, чем нарушило пункт 5 Порядка размещения заказов.
Исходя из положений Устава МКУК ЦСК, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области от 08.08.2011 № ***, и приказа Управления культуры Омутнинского района Кировской области 01.10.2008 № ***, директор МКУК ЦСК ФИО1, наделенная распорядительными полномочиями, выполняющая организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном учреждении культуры, является должностным лицом применительно к статье 2.4 КоАП РФ.
Указанные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что директором МКУК ЦСК ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждается, имеющимися в деле доказательствами. Данные обстоятельства ФИО1 не оспариваются. Она признает свою вину, раскаивается в совершенном правонарушении.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).
Оценив в совокупности, имеющиеся в материалах дела доказательства, характер и степень общественной опасности, учитывая требования законодательства, принимая во внимание, что в рассматриваемом случае правонарушение не причинило ущерба охраняемым общественным правоотношениям и отсутствовала существенная угроза данным отношениям, суд приходит к выводу, что нарушение, хотя и содержит признаки состава административного правонарушения, является малозначительным.
К такому выводу позволили прийти следующие обстоятельства:
Из материалов дела следует, что МКУК ЦСК разместило на официальном сайте план-график с перечнем товаров, работ, услуг на 2013 год, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание, которых осуществляется путем размещения заказа у единственного поставщика.
Размещен заказ на услуги по водоснабжению у МУП ЖКХ «Водоканал», по подаче тепловой энергии - у МУП ЖКХ Омутнинского района, ООО «Управдом Сервис», МКУП ЖКХ «Коммунальник». Заказ на услуги по водоснабжению и подаче тепловой энергии - у МУП ЖКХ «Песковский коммунальник». Заказ на услуги электросвязи у ОАО «Ростелеком», на услуги почтовой связи у ФГУП «Почта России».
Из них МУП ЖКХ «Водоканал», МУП ЖКХ Омутнинского района, МУП ЖКХ «Песковский коммунальник», ООО «Управдом Сервис» МКУП ЖКХ «Коммунальник» являются единственными поставщиками соответствующих услуг на территории населенных пунктов Омутнинского района, в которых расположены учреждение культуры и его структурные подразделения. Инженерные сети названных поставщиков присоединены непосредственно к инженерному оборудованию объектов учреждения культуры. Данные поставщики оказывают услуги по регулируемым тарифам. ОАО «Ростелеком», ФГУП «Почта России» - единственные поставщики, оказывающие соответствующие услуги на территории Омутнинского района Кировской области, и в силу закона являющиеся субъектами естественной монополии.
Как следует из договоров, дополнительных соглашений, актов приема-передачи выполненных работ, актов сверки задолженности, бюджетных обязательств, выписки из реестра муниципальной собственности, писем, постановлений, объяснений должностного лица, его защитника, в период с 15.01.2013 по 25.04.2013 заказанные МКУК ЦСК услуги (товары) оказывались (поставлялись) указанными выше поставщиками на основании ранее заключенных договоров, дополнительных соглашений к ним. Оказание услуг (поставка товаров) осуществлялась непрерывно, оплата производилась в установленные сроки. Задолженности перед поставщиками МКУК ЦСК не имеет. Каких-либо претензий по вопросу размещения заказов, от данных поставщиков не поступало. Иных поставщиков заказанных услуг (товаров) не имеется и при размещении заказов не заявлено.
Согласно статье 5 Федерального закона № 94-ФЗ, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 названого Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться, как без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), так и путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Как следует из материалов дела, кроме размещения заказа у единственных поставщиков, план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд МКУК ЦСК на 2013 год содержит информацию о размещении заказа на работы по ремонту объектов учреждения культуры без проведения торгов путем запроса котировок и путем проведения аукциона в электронной форме.
Постановлением Правительства Кировской области от 19.03.2013 *** утвержден перечень прошедших конкурсный отбор инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований – муниципальных районов в Кировской области в 2013 году, и объем субсидий на реализацию указанных программ и проектов, в который вошло, в том числе муниципальное образование Омутнинский муниципальный район Кировской области с программой по капитальному ремонту крыши и потолков Песковского городского Дома досуга – структурного подразделения МКУК ЦСК, пгт. Песковка, и программой по капитальному ремонту крыши и окон Вятского сельского Дома досуга – структурного подразделения МКУК ЦСК, АДРЕС ИЗЪЯТ.
17.04.2013 между департаментом социального развития Кировской области и администрацией муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету на софинансирование инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований в Кировской области в 2013 году, предметом которого является предоставление из областного бюджета бюджету муниципального образования субсидий на реализацию указанных выше инвестиционных программ.
Размещение заказа путем проведения аукциона в электронной форме и размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок произведено МКУК ЦСК в установленном порядке и сроки, вне зависимости от предусмотренных законом сроков опубликования плана-графика.
Законодательство в сфере размещения заказов (пункт 6 Порядка размещения заказов) не запрещает при необходимости вносить в планы-графики изменения и предусматривает опубликование таких изменений не позднее трех рабочих дней со дня внесения таких изменений.
Из анализа представленных в материалы дела документов и норм права, регулирующих правоотношения в сфере размещения заказов для муниципальных нужд, следует, что в период фактического размещения плана-графика (25.04.2013) подлежали опубликованию изменения в него в связи с принятым постановлением Правительства Кировской области, с заключенным соглашением, выделением из областного бюджета субсидий и необходимостью размещения заказов на соответствующие виды работ.
Размещение в сети Интернет плана-графика с нарушением срока, предусмотренного пунктом 5 Порядка размещения заказов, само по себе не повлияло на порядок и сроки размещения заказа на ремонтные работы, на проведение открытого аукциона и запрос котировок, не нарушило права и законные интересы лиц подававших заявки.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что со стороны МКУК ЦСК не допущено неэффективного использования бюджетных средств, не нарушены права возможных участников размещения заказа, не допущено посягательства на правоотношения в сфере добросовестной конкуренции и прозрачности размещения заказов, то есть не допущено злоупотребления в сфере размещения заказов. Что, в свою очередь, свидетельствует об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений в области размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В силу положений абзаца третьего пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 *** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом, прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, судья не ставит под сомнение виновность лица в совершении административного правонарушения, а указанное лицо освобождается лишь от административной ответственности, что согласуется с разъяснениями данными Пленумом Верховного Суда Российской Федерации (пункт 21 постановления от 24.03.2005 № 5), в соответствии с которыми при оценке формального состава правонарушения, последствия деяния не имеют квалифицирующего значения, но должны приниматься во внимание при выборе конкретной меры ответственности. Пренебрежительное отношение к формальным требованиям публичного порядка как субъективный признак содеянного присуще любому правонарушению, посягающему на общественные отношения. Однако сопутствующие такому пренебрежению условия и обстоятельства подлежат выяснению в каждом конкретном случае при решении вопроса о должной реализации принципов юридической ответственности и достижении ее целей (статья 3.1 КоАП). В связи с этим, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление *** о назначении административного наказания, вынесенное заместителем начальника юридического отдела департамента финансов Кировской области Ф.И.О.1 22.10.2013, отменить.
Должностное лицо, директора муниципального казенного учреждения культуры «Централизованная клубная система» Омутнинского района Кировской области ФИО1 от административной ответственности за совершенное административное правонарушение, предусмотренное ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, освободить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Судья Е.Б. Кораблева