УИД №60RS0002-01-2020-001953-70
Производство №2-943/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Великие Луки 2 ноября 2020 года
Великолукский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Андреева А.М.,
при секретаре Бакис И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» к ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств,
У С Т А Н О В И Л :
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» обратилось в суд с иском ФИО1 о взыскании незаконно полученных денежных средств в размере 108327 рублей 94 копеек.
В обоснование иска указано, что ФИО1, зарегистрированной по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, были предоставлены меры социальной поддержки граждан из бюджета Санкт-Петербурга, а именно: с 1 июля 2007 года – дополнительное ежемесячное материальное обеспечение труженику тыла; с 1 марта 2008 года - ежемесячная социальная выплата пенсионеру.
3 июля 2007 года ответчик была снята с регистрационного учета по месту жительства в г. Санкт-Петербурге, в связи с чем, отделом социальной защиты населения администрации Красногвардейского района СПб были приняты решения о прекращении выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения труженику тыла с 1 января 2019 года, ежемесячной социальной выплаты с 1 марта 2008 года (со дня назначения). Суммы выплат дополнительного ежемесячного материального обеспечения труженику тыла за период с 1 августа 2007 года по 31 декабря 2018 года считать необоснованно выплаченными. Таким образом, образовалась переплата в общем размере 108327 рублей 94 копейки.
В судебное заседание истец Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр» своего представителя не направили. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик ФИО1 неоднократно извещалась по месту регистрации о времени и месте рассмотрения дела. Однако, судебная корреспонденция возвращена отправителю без вручения адресату, в связи с истечением срока хранения.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ФИО1 была зарегистрирована в Санкт-Петербурге по <адрес>, и числилась в базе данных автоматизированной информационной системы Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга.
На основании сформированной вышеуказанной базы граждан, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 6 марта 20007 года №90-19 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении тружеников тыла в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 28.02.2007), с 1 января 2015 года – Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», ФИО1 с 1 июля 2007 года являлась получателем дополнительного ежемесячного материального обеспечения труженику тыла (ДЕМО труженику тыла).
Учитывая, что размер пенсии ответчика не превышал величину прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года №589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге, с 1 января 2015 года – Законом Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», и пункта 2 Порядка предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 года №2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, с 1 марта 2008 года ФИО1 получала ежемесячную социальную выплату пенсионеру (ЕСВ).
Как следует из материалов дела, ответчик 3 июля 2007 года была снята с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге, в связи с переменой места жительства, о чём не уведомила Администрацию Красногвардейского района Санкт-Петербурга. С 31 октября 2007 года зарегистрирована в <адрес> г. Великие Луки, Псковской области.
Решениями Отдела социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 28 декабря 2018 года (с учетом решения № от 26 марта 2020 года) и № от 14 декабря 2018 года, в связи с переменой места жительства за пределы Санкт-Петербурга, прекращено предоставление ФИО1 ежемесячной социальной выплаты и дополнительного ежемесячного материального обеспечения труженику тыла, соответственно, с 1 марта 2008 года и 1 января 2019 года.
Учитывая, что право на получение вышеуказанных выплат ответчик утратила с 3 июля 2007 года, ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, ей необоснованно была выплачена, путем зачисления на расчетный счет, открытый в ОСБ №, денежная сумма в общем размере 108327 рублей 94 копейки, из них 106409 рублей 20 копеек - дополнительное ежемесячное материальное обеспечение труженику тыла за период с 1 августа 2007 года по 31 декабря 2018 года и 1918 рублей 74 копейки – ежемесячная социальная выплата за период с 1 августа 2008 года по 31 марта 2009 года.
Распоряжениями администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга № от 8 апреля 2019 года, № от 2 октября 2019 года и № от 21 ноября 2019 года в связи с установлением факта необоснованной (излишней) выплаты суммы ежемесячной денежной выплаты ФИО1 было предложено возвратить необоснованно (излишне) выплаченные суммы ежемесячных денежных выплат в течение 45 календарных дней со дня принятия распоряжений.
Однако, до настоящего времени денежные средства не возвращены, что и послужило основанием для обращения в суд.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, в том числе социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года № 529-О-О, отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, при этом законодатель субъекта Российской Федерации, осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, определяет круг лиц, которым предоставляется такое обеспечение, устанавливает основания и условия его назначения и вправе определять круг лиц, на которых оно распространяется, с учетом избранных им критериев.
Отношения, связанные с реализацией полномочий Санкт-Петербурга в сфере предоставления социальной поддержки и оказания социальной помощи населению Санкт-Петербурга, а также иные связанные с ними отношения регулируются Законом Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 09 ноября 2011 года № 728-132.
Согласно статье 2 указанного Закона социальная поддержка - система мер социальной поддержки и дополнительных мер социальной поддержки, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, устанавливаемых законами Санкт-Петербурга, за исключением пенсионного обеспечения, и предоставляемых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в виде денежных выплат или натуральной помощи, а также финансирования расходов, связанных с предоставлением услуг, товаров в соответствии с настоящим Кодексом с целью повышения качества жизни отдельных категорий граждан.
Статьей 4 Законом Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» установлено, что право на получение мер социальной поддержки, дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи, которые предусмотрены настоящим Кодексом, имеют граждане и иные лица в случаях, прямо предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 1) Место жительства и место пребывания гражданина или иного лица устанавливаются на основании данных органов регистрационного учета либо на основании решения суда (пункт 4).
Согласно статье 2 Закона РФ № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации» в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия как регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства; место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии со статьей 3 указанного Закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В данном случае законодатель субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, реализуя свои полномочия в области бюджета города и осуществляя самостоятельное правовое регулирование соответствующих отношений, вправе определить в Законе Санкт-Петербурга круг лиц, которым предоставляются такие меры, в том числе предусмотреть предоставление их только гражданам Российской Федерации, проживающим в Санкт-Петербурге постоянно.
В соответствии с подпунктом 6 части 1 статьи 60, подпунктом 1 пункта 2 статьи 61 и пунктом 1 статьи 66 главы 14 Социального кодекса Санкт-Петербурга, меры социальной поддержки дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляются пенсионерам, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
Таким образом, положениями Социального кодекса предусмотрено предоставление мер социальной поддержки лицам, состоящим на регистрационном учете по месту жительства в Санкт-Петербурге, либо проживание которых в Санкт-Петербурге установлено решением суда.
На момент назначения истице ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 28 февраля 2007 года №90-19 «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении тружеников тыла в Санкт-Петербурге, Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года № 589-79 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге», утратившими силу с 1 января 2015 года в связи с принятием Закона Санкт-Петербурга от 9 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс г. Санкт-Петербурга» и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 года № 2085 «О предоставлении ежемесячной денежной и ежемесячной социальной выплат отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге» меры социальной поддержки в виде дополнительного ежемесячного материального обеспечения труженику тыла и ежемесячной социальной выплаты пенсионеру предоставлялись гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2004 года №2085 был утвержден Порядок предоставления ежемесячной социальной выплаты отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, действующий до 23 мая 2016 года.
С 1 июля 2016 года действует Порядок предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки (дополнительной меры социальной поддержки) в виде ежемесячной денежной выплаты и дополнительной меры социальной поддержки в виде ежемесячной пожизненной компенсационной выплаты, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 мая 2016 года №385 «О мерах по реализации главы 14 «Социальная поддержка отдельных категорий граждан» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга».
Согласно пункту 2.7 Порядка от 20 мая 2016 года ежемесячная денежная выплата приостанавливается, если гражданин снят с регистрационного учета по месту жительства в Санкт-Петербурге.
В силу пункта 2.8 вышеуказанного Порядка от 20 мая 2016 года предоставление ежемесячной денежной выплаты возобновляется, если в течение трех месяцев с месяца ее предоставления гражданам представлен документ о регистрации по месту жительства в Санкт-Петербурге, решение суда об установлении места жительства в Санкт-Петербурге.
Согласно пункту 2.16 Порядка от 20 мая 2016 года при возникновении обстоятельств, влекущих изменение сведений, представленных для предоставления ежемесячной денежной выплаты, гражданин обязан в письменном виде в течение 10 рабочих дней сообщить об этом в администрацию района Санкт-Петербурга.
В нарушении вышеуказанных норм ответчик о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления социальных выплат, в орган социальной защиты не сообщила.
Поскольку ФИО1 не имеет в Санкт-Петербурге места постоянного жительства, суд приходит к выводу, что отдел социальной защиты населения Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга обоснованно прекратил предоставление ей меры социальной поддержки из бюджета Санкт-Петербурга.
В случае установления факта необоснованной (излишней) выплаты сумм ежемесячной денежной выплаты администрации района в течение пяти рабочих дней принимается решение о возврате необоснованно (излишне) выплаченных сумм ежемесячной денежной выплаты. Суммы ежемесячной денежной выплаты считаются излишне выплаченным за период, когда у гражданина отсутствовало право на предоставление ежемесячной денежной выплаты (пункт 2.17 действующего Порядка).
Таким образом, заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При определении суммы подлежащей взысканию с ФИО1 суд принимает представленный истцом расчет на общую сумму 108327 рублей 94 копейки. Данный расчет судом проверен и признан арифметически верным.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Городской информационно-расчетный центр» 108327 (сто восемь тысяч триста двадцать семь) рублей 94 копейки, в том числе 106409 (сто шесть тысяч четыреста девять) рублей 20 копеек – дополнительное ежемесячное материальное обеспечение труженику тыла, 1918 (одна тысяча девятьсот восемнадцать) рублей 74 копейки – ежемесячная социальная выплата пенсионеру.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «город Великие Луки» государственную пошлину в размере 3366 (три тысячи триста шестьдесят шесть) рублей 56 копеек.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца.
Председательствующий А.М. Андреев