ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2021-003225-53 от 25.10.2021 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело (УИД) № 60RS0002-01-2021-003225-53

Производство № 2а-927/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Великие Луки 25 октября 2021 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Ивановой Е.В.,

с участием прокурора Попова Н.В. и Антоновской Г.В.,

административного истца Зуевой Г.А., ее представителя адвоката Кудрявцевой Д.В.,

при секретаре Матвеевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зуевой Галины Александровны к Администрации г. Великие Луки об оспаривании нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

Зуева Г.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Великие Луки об оспаривании нормативного правового акта – Постановления Администрации города Великие Луки от 16.04.2013 № 767 «Об утверждении тарифа на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки».

В обоснование административного искового заявления указано, что для газификации принадлежащего ей на праве собственности индивидуального жилого дома она ДД.ММ.ГГГГ обратилась в МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки» за получением разрешения на подключение к газопроводу среднего давления, проложенного по <адрес> был выдан расчет стоимости за подключение в размере 18185 руб. (3637 руб. х 3 куб/час) согласно тарифу, утвержденному Постановлением Администрации города Великие Луки от ДД.ММ.ГГГГ.

После оплаты и получения разрешения на подключение к газопроводу среднего давления, проложенного по <адрес> г. Великие Луки, от АО «Газпром газораспределение Псков» она получила договор от ДД.ММ.ГГГГ о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения и Технические условия к договору, в которых не содержится информации о точке подключения к муниципальному газопроводу.

После изучения Постановления Правительства от 30.12.2013 № 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", административный истец Зуева Г.А. пришла к выводу о незаконности взимания с нее платы за подключение к газопроводу.

На ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате уплаченных денежных средств в сумме 18185 руб. МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки» ей отказало со ссылкой на оспариваемое Постановление Администрации города Великие Луки.

Оспариваемое Постановление принято на основании Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который утратил силу с 01.01.2018, и на основании Постановления Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", которое также не может действовать после того, как утратил силу наибольший по юридической природе нормативно-правовой акт – федеральный закон.

Кроме того, Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, утратили силу в связи с принятием Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Ссылаясь на п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ просит признать Постановление Администрации города Великие Луки от 16.04.2013 № 767 «Об утверждении тарифа на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки» не действующим и не подлежащим применению.

В судебном заседании административный истец Зуева Г.А. и ее представитель адвокат Кудрявцева Д.В. административный иск поддержали и подтвердили изложенное.

Административный истец ссылалась также на то, что в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, речь идет подключении к сетям газораспределения строящихся, реконструируемых объектов капитального строительства, каковым ее дом не является, так как он построен давно.

Представитель Администрации г. Великие Луки в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно представленным письменным возражениям административный ответчик административный иск Зуева Г.А. не признает со ссылкой на пункты 8, 34, 59 и 60 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314. В данных пунктах Правил предусмотрено наличие согласия основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения, каковым является МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки». Тариф за подключение утвержден оспариваемым Постановлением Администрации города от 16.04.20132 № 767, которое является действующим.

Представитель МУ «УЖКХ Администрации города Великие Луки» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в ходе судебного разбирательства по делу представитель заинтересованного лица Васильева Н.А. административный иск не признала и пояснила, что газопровод находится на балансе МУ «УЖКХ». С кого брать плату за подключение, определяет АО «Газпром газораспределение Псков», выдавая технические условия.

Представитель АО «Газпром газораспределение Псков» в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил отзыв на административный иск, в котором указал, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения регламентируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314. 17.12.2018 и 13.05.2019 Зуева Г.А. обращалась с запросами о предоставлении технический условий на подключение ее жилого дома к сетям газораспределения. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГЗуева Г.А. были выданы технические условия и письма, в которых указано, что подключение ее жилого дома к газопроводу возможно после получения разрешения на подключение от собственника газопровода – МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки», что предусмотрено п. 8 Правил № 1314. ДД.ММ.ГГГГ такое разрешение Зуева Г.А. было выдано МУ «УЖКХ», и ДД.ММ.ГГГГ между Зуева Г.А. и АО «Газпром газораспределение Псков» заключен договор о подключении (технологическом присоединении) жилого дома по <адрес> г. Великие Луки, к сети газораспределения. Согласно п.п. «г» п. 83 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314, существенным условием договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения. Статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определено, что плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию. Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Аналогичная норма закреплена в пункте 96 Правил № 1314. Оспариваемое Постановление Администрации г. Великие Луки № 767 от 16.04.2013 принято в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-З. который утратил силу с 01.01.2018, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83, которое не применяется к отношениям по газоснабжению с 01.03.2014, в связи с внесением изменений Постановлением Правительства № 1314 от 30.12.2013.

Выслушав административного истца и ее представителя, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу частей 7 и 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определено, что органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 21 Уставу города Великие Луки, утвержденному решением Великолукской городской Думы от 12.07.2005 N 57, структуру органов местного самоуправления г. Великие Луки составляет, в том числе, Администрация города Великие Луки - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Великие Луки" (далее - Администрация города).

Установлено, что административный истец Зуева Г.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Великие Луки, <адрес>. Для подключения своего жилого дома к газопроводу среднего давления, проложенного по <адрес> г. Великие Луки, Зуева Г.А. обратилась в АО «Газпром газораспределение Псков» с заявлением о выдаче технический условий на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Газпром газораспределение Псков» Зуева Г.А. были выданы технические условия и письмо, в котором указано, что подключение ее жилого дома к газопроводу возможно после получения разрешения на подключение от собственника газопровода – МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки».

ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась с заявлением в МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки» о выдаче разрешения на подключение к газопроводу, где ей ДД.ММ.ГГГГ был выдан расчет стоимости за подключение к муниципальному газопроводу на сумму 18185 руб., согласно тарифу на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в г. Великие Луки, утвержденному постановлением Администрации г. Великие Луки № 767 от 16.04.2013. ДД.ММ.ГГГГ данная сумма была оплачена административным истцом Зуева Г.А.

Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу апелляционным определением Великолукского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по апелляционной жалобе Зуева Г.А. на решение мирового судьи судебного участка г. Великие Луки по иску Зуева Г.А. к МУ «УЖКХ Администрации г. Великие Луки» о взыскании денежных средств за выдачу разрешения на подключение к газопроводу.

Таким образом, Постановление Администрации г. Великие Луки № 767 от 16.04.2013 было применено в отношении административного истца, что свидетельствует о праве Зуева Г.А. на его оспаривание.

Как указано в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 38 Устава города Великие Луки в систему муниципальных правовых актов входят: постановления и распоряжения главы города, постановления и распоряжения Администрации города, распоряжения и приказы контрольно-счетной палаты.

Постановление Администрации г. Великие Луки от 16.04.2013 № 767 принято в соответствии с Уставом, находится в пределах полномочий Администрации, опубликовано в газете "Великолукская правда Новости", N , 19.04.2013.

Пунктом 2 оспариваемого постановления предусмотрено, что оно вступает в силу с момента его опубликования в газете "Великолукская правда Новости" и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2012.

На момент рассмотрения дела данное постановление не отменено и является действующим.

Из преамбулы Постановления от 16 апреля 2013 г. N 767 «Об утверждении тарифа на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки» следует, что оно принято в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения".

В пункте 1 оспариваемого постановления утвержден тариф на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки в размере 3637,00 руб. за 1 куб. м в час.

Из текста постановления № 767 от 16.04.2013 следует, что в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений. То есть оно является нормативным правовым актом.

Согласно пунктам 34 и 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 КАС РФ, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. В случае, если оспариваемый акт был принят ранее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, он или его часть могут быть признаны не действующими со дня вступления в силу нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть стали противоречить.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 утверждены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", согласно которым Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утратили силу с 01.03.2014, а Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения с этой же даты перестали применяться к отношениям по газоснабжению.

Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" утратил силу с 1 января 2018 года в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

Из пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в связи с тем, что нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, на основании и во исполнение которых было принято оспариваемое постановление органа местного самоуправления, утратили силу с 01.03.2014 и 01.01.2018, то и постановление № 767 от 16.04.2013 не может являться действующим и не подлежит применению с 01.01.2018.

Пунктом 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 определено: с учетом того, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, статьи 196 АПК РФ, статьи 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено судом в соответствующее печатное издание.

Решением Великолукской городской Думы от 26.07.2019 N 72 "Об определении средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Великие Луки" и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления" городская общественно-политическая газета "Великолукская правда" определена средством массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального образования "Город Великие Луки" и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, а также иной официальной информации органов местного самоуправления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175–180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Зуева Г.А. удовлетворить.

Признать Постановление Администрации города Великие Луки Псковской области от 16 апреля 2013 года № 767 «Об утверждении тарифа на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки» не действующим, начиная с 01 января 2018 года.

Обязать Администрацию города Великие Луки опубликовать сообщение о принятии решения суда о признании Постановления Администрации города Великие Луки Псковской области от 16 апреля 2013 года № 767 «Об утверждении тарифа на подключение к системе газоснабжения вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства в городе Великие Луки» не действующим, начиная с 01 января 2018 года, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления - городской общественно-политической газете "Великолукская правда".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Иванова

Решение в окончательной форме составлено 29 октября 2021 года

Судья: Е.В. Иванова