ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2021-003469-97 от 17.11.2021 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело (УИД) № 60RS0002-01-2021-003469-97

Производство № 2а-895/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Великие Луки 17 ноября 2021 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:

председательствующего судьи Рудина Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Малышевой Н.Н.,

с участием помощника транспортного прокурора Калининой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Великолукский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет на страницах интернет-сайтов под названием «Трейнхоп и поездная радиосвязь. Советы путешественникам», «Трейнхоп до ФИО1», «ФИО1 – Ярославский вокзал на крыше поезда (Прикольная озвучка!)», «На крыше «Сапсана» до Химок.», «В крым на товарных поездах 1 l еду за Крымским мостом», «Трейнхоп по БМО: Воскресенск - Орехово-Зуево», «Трейнхоп Зелёный Бор – Лось», расположенных по адресам: https:// youtu.be/xPU77lXUAZo, https://youtu.be/BN-PEYqXL04, https://youtu.be/ThOUSP-oF6A, https://youtu.be/WNzlJAnmKK8, https://youtu.be/_4Rqwh2mn8c, https://youtu.be/gt0gp7cQrj4, https://youtu.be/2cKSjlleg-k, соответственно, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указано на то, что Великолукской транспортной прокуратурой в ходе проведения проверки на основании указания Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта» выявлено, что на данных сайтах в свободном доступе неограниченного круга лиц размещена информация, пропагандирующая среди граждан проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом, на непредназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, на зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), создающая угрозу их жизни и здоровью и оправдывающая противоправное поведение, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Определением суда от 17 ноября 2021 года производство по делу в части информации, размещенной на сайтах с сетевыми адресами: https://youtu.be/xPU77lXUAZo, https://youtu.be/WNzlJAnmKK8, https://youtu.be/_4Rqwh2mn8c, https://youtu.be/gt0gp7cQrj4, https://youtu.be/2cKSjlleg-k прекращено.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворения по следующим основаниям.

Судом установлено, что Великолукской транспортной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства в сфере функционирования железнодорожного транспорта выявлено, что на сайтах в сети «Интернет» с сетевыми адресами: https://youtu.be/BN-PEYqXL04, https://youtu.be/ThOUSP-oF6A размещена информация в виде видеороликов под названием «Трейнхоп до ФИО1», «ФИО1 – Ярославский вокзал на крыше поезда (Прикольная озвучка!)», соответственно, демонстрирующая проезд на железнодорожном транспорте запрещенным способом без указания на противоправность таких действий, тем самым пропагандирующая проезд на непредназначенных для проезда частях подвижного состава (на подножках, на зацепах, межвагонном пространстве и крышах поездов), создающая угрозу их жизни и здоровью и оправдывающая противоправное поведение, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан.

Доступ к указанным сайтам ограничен только требованием регистрации пользователя, достигшего возраста 18 лет на сайте www.youtube.com.

Установить личности и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации, не представляется возможным.

Согласно пункту 1 статьи 10 от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу пункта 2 части 5 статьи 15.1 Закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно абзацу 2 части 1 статьи 21 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Пунктом 12 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса России от 08 февраля 2007 года № 18, установлено, что при пользовании железнодорожным подвижным составом гражданам, среди прочего, не допускается: подходить к вагонам до полной остановки поезда; прислоняться к стоящим вагонам; осуществлять посадку и (или) высадку во время движения; стоять на подножках и переходных площадках; высовываться из окон вагонов и дверей тамбуров; проезжать в местах, не приспособленных для проезда; повреждать железнодорожный подвижной состав; подлезать под железнодорожным подвижным составом и перелезать через автосцепные устройства между вагонами; подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава.

Частью 1 статьи 11.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил поведения граждан, в том числе, на железнодорожном транспорте, а именно, за посадку или высадку граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах вагонов или в других не приспособленных для проезда пассажиров местах, а равно за самовольный проезд в грузовом поезде.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации о возможности проезда на железнодорожном транспорте запрещенным законодательством РФ способом.

Сведения, размещенные на указанных выше интернет-сайтах, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости проезда на непредназначенных для проезда частях подвижного состава. Данные сведения носят одобрительный, рекомендательный, побуждающий подобное поведение характер, содержат информацию, способствующую совершению противоправных действий.

Наличие в свободном доступе информации, побуждающей неопределенный круг лиц к противоправному поведению, противоречит требованиям закона, создает угрозу охраняемым общественным отношениям, в том числе в сфере безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Предоставление возможности доступа к интернет-сайтам, на которых содержится вышеуказанная информация, является, по существу, ее распространением.

Таким образом, распространение размещенной на спорных сайтах информации способствует совершению административно наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, противоречит целям и задачам действующего законодательства в сфере противодействия противоправному поведению граждан на железнодорожном транспорте, чем нарушаются публичные интересы РФ и права неограниченного круга лиц.

При таких обстоятельствах, заявленные требования Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет с сетевыми адресами: https://youtu.be/BN-PEYqXL04, https://youtu.be/ThOUSP-oF6A запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В целях ограничения свободного доступа к вышеуказанным интернет-страницам, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данных сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 3 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, пунктом 5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

В связи с этим, суд полагает необходимым направить решение суда в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателе вышеуказанных сетевых адресов в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.4 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Великолукского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайтах с сетевыми адресами: https://youtu.be/BN-PEYqXL04, https://youtu.be/ThOUSP-oF6A, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение обратить к немедленному исполнению.

Решение является основанием для внесения интернет-сайтов в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Д.Н. Рудин