ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2021-003751-27 от 22.09.2021 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело (УИД) № 60RS0002-01-2021-003751-27

Производство № 12-143/2021

РЕШЕНИЕ

22.09.2021 город Великие Луки

Судья Великолукского городского суда Псковской области Граненков Н.Е., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 от 04.08.2021 № ***, генеральный директор ООО <...> ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления, как незаконного и прекращения производства по делу об административном правонарушении. Указывает на допущенные в ходе производства по делу существенные нарушения процессуальных норм КоАП РФ, выразившиеся в нарушении процедуры привлечения к административной ответственности, что привело к нарушению его прав и законных интересов. Он не был уведомлен о том, что налоговым органом в июле 2021 года в отношении ООО <...> (далее Общество) проводилась документарная проверка по соблюдению валютного законодательства и узнал об этом только при вручении ему 21.07.2021 готового протокола об административном правонарушении.

09.03.2021 Общество по почте получило запрос налогового органа о предоставлении документов и информации (в том числе приказов о приеме на работу, трудовых договоров, расходных кассовых ордеров, сведений о наличии вида на жительство в РФ) за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в отношении него, ФИО3, и В. Указанные документы были направлены, и получены налоговым органом 18.03.2021.

21.07.2021 он был вызван по телефону в налоговую инспекцию, где ему под роспись было вручено уведомление от этой же даты о составлении в отношении него протокола об административном правонарушении, вручен готовый протокол, и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении - 04.08.2021.

В нарушение ст. 28.2 КоАП РФ ему не дали возможности ознакомиться с проколом, дать объяснения по содержанию протокола, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

Постановление о назначении административного наказания от 04.08.2021 также было вынесено в его отсутствие, поскольку дело 04.08.2021 не рассматривалось по причине переноса даты рассмотрения налоговым органом. Постановление он получил 05.08.2021, что подтверждается его подписью в постановлении.

Считает, что проверка соблюдения Обществом валютного законодательства проводилась с грубыми нарушениями законодательства. В нарушение требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Административного регламента Федеральной налоговой службы по осуществлению контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с, налоговым органом Обществу не были предоставлены документы о проведении проверки (распоряжение или приказ с указанием ФИО, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, сроков проверки и т.д.), акт проверки, не выдано предписание об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Также указывает, что валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории Российской Федерации банковские счета в валюте Российской Федерации, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме, поэтому выплата его иностранному работнику заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству.

Таким образом, считает, что налоговым органом не доказаны правовые и фактические основания для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, что в силу ст. 24.5 КоАП РФ исключает производство по делу об административном правонарушении.

В ходе рассмотрения жалобы защитник Майборода Е.Г. поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Выслушав защитника, проверив доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц – от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами – резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ, а также переводами электронных денежных средств.

К валютным операциям отнесено приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве платежа (п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Из материалов дела № *** об административном правонарушении следует, что 01.05.2014 ООО <...> заключен трудовой договор № *** и впоследствии дополнительные соглашения к нему с гражданкой иностранного государства - Республики Беларусь В.

Согласно трудовому договору работнику устанавливается 8-часовой рабочий день (п.п. 4.1 п.4), выплачивается должностной оклад в размере *** руб. Выплата заработной платы производится 2 раза в месяц (п.п. 5.1 п. 5).

Выплата заработной платы за текущий месяц производится работнику 2 раза в месяц – 20 числа расчетного месяца (за первую половину месяца в размере 40% заработной платы и 5 числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет за месяц) (п.п.7.8 п. 7 Положения об оплате труда от 09.01.2017).

Дополнительным соглашением б/н от 09.01.2019 к трудовому договору устанавливается должностной оклад в размере *** руб. в месяц (изменения в п. 5.1).

Дополнительным соглашением б/н от 31.10.2019 к трудовому договору внесены изменения в п. 4.1 и п. 5.1 договора: работнику временно на период с 01.11.2019 по 30.04.2020 включительно, устанавливается неполное рабочее время со следующим режимом неполного рабочего дня (продолжительность ежедневной работы – 2 часа с 0900 часов до 1330 часов (п. 4.1). При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени исходя из оклада согласно штатному расписанию. Выплата зарплаты производится два раза в месяц. (п.5.1). Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему не предусмотрены положения о способе перечисления оплаты труда работника (наличными из кассы работодателя или на банковский счет).

В нарушение вышеприведенных правовых норм, 05.08.2019 ООО <...> произведена выплата работнику ФИО12 являющейся нерезидентом, заработной платы из кассы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации по расходному кассовому ордеру № *** на сумму *** руб., а не через банковский счет в уполномоченных банках.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения исполняющим обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 постановления № *** от 04.08.2021, о признании генерального директора ООО <...> ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями ст. 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В качестве доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и факт совершения административного правонарушения, вмененного ФИО1, налоговым органом использованы документы и информация (приказы о приеме на работу, трудовые договоры, расходные кассовые ордера, сведения о наличии вида на жительство в РФ и т.д.) за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в отношении В.., предоставленные Обществом 18.03.2021 по запросу заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области Щ. от 15.02.2021 за исх. 2.10-16/01146/2 в связи с проведением документарной проверки соблюдения Обществом валютного законодательства в указанный период.

Между тем, решение о проведении документарной проверки ООО <...> валютного законодательства за период с 01.08.2019 по 31.12.2020 было принято налоговым органом только 09.07.2021, что подтверждается представленным в материалы дела поручением № *** на проведение проверки.

Приказом Федеральной налоговой службы от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с, утвержден Административный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов валютного регулирования и валютного контроля…, которым установлено, что результатом осуществления контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства являются в том числе: акт проверки соблюдения валютного законодательства, предписание об устранении выявленных нарушений (п.11); в ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства налоговые органы на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Закона N 173-ФЗ имеют право запрашивать от субъектов проверки документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 12); административная процедура по оформлению результатов проверки предусматривает оформление акта проверки соблюдения валютного законодательства не позднее 20 рабочих дней с даты окончания административной процедуры по проведению проверки, направление субъекту проверки информационного письма с разъяснением права ознакомления с актом проверки не позднее 5 рабочих дней с даты оформления акта проверки (п. 57); административное действие по оформлению акта проверки выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, акта проверки с изложением результатов проверки с информацией о выявленных нарушениях валютного законодательства (п.59); результатом административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки (п. 67).

Материалы дела № *** об административном правонарушении не содержат акта проверки соблюдения ООО <...> валютного законодательства, сведений о направлении акта Обществу, сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Таким образом, налоговым органом существенно нарушен порядок проведения проверки соблюдения ООО <...> валютного законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В качестве доказательств по делу № *** об административном правонарушении, налоговым органом были использованы документы, полученные не в рамках проводимой в отношении ООО <...> документальной проверки соблюдения валютного законодательства.

Учитывая данное обстоятельство, представленные Обществом документы и информация (приказы о приеме на работу, трудовые договоры, расходные кассовые ордера, сведения о наличии вида на жительство в РФ) за период с 01.04.2019 по 31.12.2020 в отношении В. допустимыми доказательствами по делу № *** об административном правонарушении не являются.

Ввиду существенного нарушения налоговым органом установленного КоАП РФ процессуального порядка рассмотрения дела и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое ФИО1 постановления № *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 от 04.08.2021, оно подлежит отмене.

Руководствуясь п. 3 ч. 1ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № *** исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 от 04.08.2021, в отношении генерального директора ООО <...> ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья Великолукского городского суда: Граненков Н.Е.

Копия верна: судья Н. Е. Граненков