ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2021-004462-28 от 27.10.2021 Великолукского городского суда (Псковская область)

УИД № 60RS0002-01-2021-004462-28

Производство № 12-154/2021

РЕШЕНИЕ

город Великие Луки 27 октября 2021 года

Судья Великолукского городского суда Псковской области Иванова Е.В., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ за генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении вышеуказанного административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением ФИО1, обратился в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления как незаконного и необоснованного и прекращении производства по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указал, что ООО «<данные изъяты>» заключило трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ с иностранным гражданином (нерезидентом) ФИО4, которой ДД.ММ.ГГГГ обществом по расходно-кассовому ордеру были выплачены денежные средства из кассы в размере 1996,00 рублей. Должностным лицом ООО «<данные изъяты>» не оспаривается, что ФИО4 является нерезидентом и работником общества, и ей произведена выплата заработной платы в наличной валюте РФ. Однако, осуществленная должностным лицом валютная операция не отнесена действующим валютным законодательством к запрещенным валютным операциям или к операциям, в отношении которых установлены какие-либо ограничения. Валютное законодательство прямо не обязывает нерезидентов обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения заработной платы в безналичной форме.

Кроме того, в ходе производства по делу допущены существенные нарушения процессуальных норм КоАП РФ, выразившиеся в нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.

Так, ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» по почте получило запрос налогового органа о предоставлении документов и информации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которые были направлены, и получены уполномоченным органом ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ генеральный директор вышеуказанного общества ФИО1 по телефону был вызван в налоговую инспекцию, где ему под роспись вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о месте и времени составления протокола, ДД.ММ.ГГГГ также был вручен готовый протокол об административном правонарушении. При этом, в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ ФИО1 не дали возможности ознакомиться с протоколом, дать объяснения по содержанию протокола, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 было также вручено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ. То есть в отношении общества проходила какая-то проверка, о которой представитель общества уведомлен не был.

Помимо вышеизложенного, постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии ФИО1, при этом дело в указанный день не рассматривалось по причине переноса уполномоченным органом. Копию оспариваемого постановления последний получил ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 и его защитник ФИО5 поддержали доводы жалобы.

Должностное лицо МИФНС России №2 по Псковской области, уведомленное в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы, в установленный срок возражений не представило.

Выслушав ФИО1, его защитника, проверив доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

К валютным операциям отнесено приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве платежа (п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключило трудовой договор , и последующие дополнительные соглашения к нему, с гражданином Республики Беларусь (нерезидентом) ФИО4

Согласно условиям вышеуказанного трудового договора с последующими дополнениями работнику устанавливается восьмичасовой рабочий день и выплачивается должностной оклад в размере 7150 руб. в месяц.

В соответствии с п.п.7.8 п.7 Положения об оплате труда от 9 января 2017 года выплата заработной платы за текущий месяц производится работнику 2 раза в месяц: 20-го числа расчетного месяца (за первую половину месяца – аванс в размере 40% заработной платы) и 5-го числа месяца, следующего за расчетным (окончательный расчет за месяц).

Трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему не предусмотрены положения о способе перечисления оплаты труда работника (наличными из кассы работодателя или на банковский счет).

ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» по платежной ведомости и расходному кассовому ордеру ФИО4 были выплачены денежные средства в размере 1 996 рублей 00 копеек в валюте Российской Федерации не через банковский счет в уполномоченных банках, а из кассы наличными денежными средствами.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лиц к административной ответственности.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Положениями ст. 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В качестве доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения и факт совершения административного правонарушения, вмененного ФИО1, налоговым органом использованы документы и информация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 (приказ о приеме на работу, трудовой договор, дополнительные соглашения, положение об оплате труда, расходный кассовый ордер, платежная ведомость), предоставленные ООО «<данные изъяты> по запросу налогового органа при проведении мероприятий налогового и валютного контроля.

Между тем, решение о проведении документарной проверки ООО «<данные изъяты>» валютного законодательства за вышеуказанный период и поручение на её проведение, представленные налоговым органом в суд, материалы дела об административном правонарушении, не содержат.

Административным регламентом осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, не кредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)) и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов валютного регулирования и валютного контроля, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы от 26 августа 2019 года № ММВ-7-17/418с, установлено, что результатом осуществления и надзора за соблюдением валютного законодательства является, в том числе, акт проверки соблюдения валютного законодательства (пункт 11 Административного регламента).

В ходе проведения проверки соблюдения валютного законодательства налоговые органы на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Закона №171-ФЗ имеют право запрашивать от субъектов проверки документы (копии документов) и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (пункт 12 Административного регламента).

Пунктом 17 вышеуказанного регламента предусмотрено, что в рамках исполнения государственной функции осуществляются следующие административные процедуры: назначение проверки, проведение проверки, оформление результатов проверки, вынесение предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки.

Административная процедура по оформлению результатов проверки предусматривает оформление акта проверки соблюдения валютного законодательства не позднее 20 рабочих дней с даты окончания административной процедуры по проведению проверки, направление субъекту проверки информационного письма с разъяснением права ознакомления с актом проверки не позднее 5 рабочих дней с даты оформления акта проверки (пункт 57 Административного регламента).

Административное действие по оформлению акта проверки выражается в составлении должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, акта проверки с изложением результатов проверки с информацией о выявленных нарушениях валютного законодательства (пункт 59).

Согласно пункту 67 указанного Административного регламента результатом административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки.

Однако, в нарушении вышеуказанных положений, материалы дела об административном правонарушении не содержат акта проверки соблюдения ООО «<данные изъяты>» валютного законодательства, сведений о направлении акта Обществу, сведений о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства.

Таким образом, налоговым органом существенно нарушен порядок проведения проверки соблюдения вышеуказанным обществом валютного законодательства.

Согласно ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В качестве доказательств по делу об административным правонарушении налоговым органом были использованы документы, полученные не в рамках проводимой в отношении ООО «<данные изъяты>» документарной проверки соблюдения валютного законодательства.

Учитывая данное обстоятельство, представленные Обществом документы и информация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 допустимыми доказательствами по данному делу об административном правонарушении не являются.

При этом, судья принимает во внимание, что документы и информация за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО4 (приказ о приеме на работу, трудовой договор, дополнительные соглашения, положение об оплате труда, расходный кассовый ордер, платежная ведомость), на которые содержатся ссылки в протоколе об административном правонарушении, а также в оспариваемом постановлении, материалы дела об административном правонарушении вообще не содержат.

С учетом изложенного, ввиду существенного нарушения налоговым органом установленного КоАП РФ процессуального порядка рассмотрения дела и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, судья приходит к выводу о его отмене.

Руководствуясь п. 3 ч. 1ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление исполняющего обязанности начальника Межрайонной ИФНС России № 2 по Псковской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Судья: Е.В. Иванова