ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2022-000919-03 от 18.05.2022 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело (УИД) №60RS0002-01-2022-000919-03

Производство № 2–487/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Великие Луки 18 мая 2022 года

Великолукский городской суд Псковской области в составе:председательствующего судьи Рудина Д.Н., при секретаре Малышевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной Смоленской общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Фемида» в интересах неопределенного круга потребителей к Открытому акционерному обществу «Великолукский мясокомбинат» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

РСОО «ОЗПП «Фемида» обратилось в суд с иском к ОАО «Великолукский мясокомбинат» о защите прав потребителей, в котором просило признать противоправными действия ответчика в отношении неопределенного круга потребителей на дату проведения мероприятия по осмотру качества образцов, выразившиеся в реализации им колбасы вареной «Молочная», ГОСТ 23670-2019, массой нетто 500г, датой изготовления ДД.ММ.ГГГГ, сроком годности 60 суток, которая не соответствовала требованиям ГОСТ 2367-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия». Также просило взыскать с ответчика стоимости затрат на закупку образцов для проведения оценки в размере 539 рублей 16 копеек, проведения лабораторных исследований в размере 1410 рублей, обязать ответчика опубликовать решение в СМИ в течение 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование иска указано, что 28 сентября 2021 года РСОО «ОЗПП «Фемида» на основании приказа генерального директора организации от 06 сентября 2021 года был организован и проведен смотр качества образцов «Изделия колбасные вареные мясные» на соответствие ГОСТ 2367-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия», изготавливаемых производителями РФ для последующей реализации потребителям.

07 сентября 2021 в соответствии с пунктом 2 указанного приказа от 06 сентября 2021 года в торговых предприятиях г. Смоленска были закуплены образцы продукции с оформлением актов закупки.

13 сентября 2021 года по результатам лабораторных исследований установлено, что товар колбаса, соответствует требованиям ГОСТ 2367-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия» по физико-химическим показателям – массовой доле жира и белка.

По результатам проведения 28 сентября 2021г. оценки качества образцов колбасы вареная «Молочная», ГОСТ 23670-2019, масса нетто 500г, дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ., срок годности 60 суток, изготовитель ОАО «Великолукский мясокомбинат» по органолептическим показателям комиссией по оценке качества образцов было установлено несоответствие образцов требованиям ГОСТ 2367-2019: консистенция – слишком плотная структура, резиноподобная консистенция; вкус и запах – невыраженный запах и вкус молочной колбасы.

Установленные в рамках проведенного мероприятия обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком положений ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», поскольку в действиях ответчика выявлены нарушения, а именно, несоответствие изготавливаемой и реализуемой в розничной торговой сети продукции обязательным требованиям качества и безопасности, установленным государственными стандартами, что вызвало обращение истца в интересах неопределенного круга лиц в суд с данным иском.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ОАО «Великолукский мясокомбинат» в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения относительно заявленных исковых требований, в которых считает, что они удовлетворению не подлежат.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пунктом 1 статьи 45 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 45 указанного Закона общественные объединения потребителей для осуществления своих уставных целей вправе: осуществлять контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей.

Согласно абзацу 1 статьи 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

В силу частей 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.

Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий которые, в том числе, являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям.

Из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», следует, что в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей прокурором, уполномоченными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями потребителей, имеющими статус юридического лица, могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Как установлено судом и следует из материалов дела, РСОО «ОЗПП «Фемида» является добровольным, самоуправляемым, некоммерческим формированием, созданным по инициативе граждан РФ, является основанным на членстве общественным объединением, создана для совместной реализации предусмотренных Уставом организации целей и задач (п. 1.1 Устава).

Организация создана для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п.1.3 Устава).

Целями организации, в том числе является: содействие защите прав и законных интересов потребителей, отдельных физических лиц, неопределенного круга лиц, содействие совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей; содействие повышению роли общественности в обеспечении реализации законодательства о защите прав потребителей; содействие государственным органам в осуществлении контроля за соблюдением законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; просвещение, правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (п.2.1 Устава).

Согласно п. 2.2 Устава организация осуществляет, в том числе следующие виды деятельности: проведение независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг) в том числе судебной, а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг), заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них, независимой оценки; участие в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей; при обнаружении потребителями, экспертами недостатков товаров (работ, услуг) извещение органов государственного управления (контроля и надзора), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг); обращение в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей) по собственной инициативе или по просьбе конкретного потребителя или группы потребителей; осуществление общественного контроля за соблюдением прав потребителей и направление в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информации о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов, и принятия, в случае их подтверждения, мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов.

Как следует из материалов дела, на основании приказа генерального директора РСОО «ОЗПП «Фемида» от 06 сентября 2021 года, в целях реализации проекта «Потребительский дозор» в соответствии с договором о предоставлении гранта Президента РФ по развитию гражданского общества 28 сентября 2021 года обществом была проведена оценка качества продукции колбасы вареной «Молочная», ГОСТ 23670-2019, изготавливаемой производителями РФ для последующей реализации потребителям.

Данным приказом от 06 сентября 2021 года утверждены члены комиссии в составе председателя комиссии и 6 членов комиссии, на ответственных работников также была возложена обязанность закупить образцы продукции в магазинах г. Смоленска, направить закупленные образцы в лабораторию для лабораторных испытаний, обеспечить хранение образцов до начала осмотра качества в соответствии с условиями хранения, указанными изготовителями; разработать и утвердить положение о проведении смотра качества «Изделия колбасные вареные мясные» на соответствие требованиям нормативных документов.

Согласно положению о проведении смотра качества на соответствие требованиям ГОСТ 23670-2019 оценка образцов производится оценочной комиссией, состоящей из компетентных членов комиссии (п.3.1), оценка образцов производится в соответствии ГОСТ 23670-2019 Изделия колбасные изделия вареные мясные. Технические условия», ГОСТ 9959-2015 «Мясо и мясные продукты. Общие условия проведения органолептической оценки» по показателям, указанным в оценочных листах на соответствие требованиям нормативной документации (п. 3.2); подведение итогов работы оценочной комиссии производится по показателям в оценочных листах членов оценочной комиссии, подсчитывается общее количество баллов и оформляется протоколом (п.4.1).

В подтверждение отбора образцов для оценки качества истец представил акт закупки образцов от 07 сентября 2021г., из которого усматривается, что в указанную дату в магазине «<данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, были закуплены образцы продукции «Колбаса молочная», мясной продукт категории Б, изготовитель ОАО «Великолукский мясокомбинат», дата изготовления ДД.ММ.ГГГГ, в количестве 4 батона по 500г., чек , время отбора <данные изъяты>. Согласно данному акту закупки отбор образцов производился в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58185-2008. Согласно приложенному к акту кассовому чеку от 07 сентября 2021 года в указанном магазине приобретен данный товар в количестве 4 шт., всего на сумму 539 рублей 16 копеек.

Из представленного истцом протокола лабораторных испытаний от 13 сентября 2021г., выполненного испытательной лабораторией ООО «<данные изъяты>», следует, что в представленном образце продукции товар колбаса вареная «Молочная», ГОСТ 23670-2019, массой нетто 500г, датой изготовления ДД.ММ.ГГГГ, сроком годности 60 суток, изготовитель ОАО «Великолукский мясокомбинат», соответствует требованиям ГОСТ 2367-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия» по физико-химическим показателям.

Согласно протоколу от 28 сентября 2021 года заседания комиссии по оценке качества образцов «Изделия колбасные вареные мясные» на соответствие ГОСТ 2367-2019 образцы колбаса вареная «Молочная», ГОСТ 23670-2019, массой нетто 500г, датой изготовления ДД.ММ.ГГГГ, сроком годности 60 суток, изготовитель ОАО «Великолукский мясокомбинат», не соответствуют требованиям ГОСТ 2367-2019 «Изделия колбасные вареные мясные. Технические условия» по органолептическим показателям.

Между тем, осуществление закупки образцов произведено истцом в нарушение ГОСТ Р 58185-2018. «Национальный стандарт Российской Федерации. Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике», которым установлены требования к закупке образцов, включая их отбор, транспортирование, обезличивание, хранение, в том числе контрольных, а также правила документального оформления этих процедур для проведения потребительских испытаний и передачи образцов в испытательную лабораторию.

В частности, ГОСТ Р 58185-2018 предусмотрено, что среди прочих в общей последовательности действий по организации закупки образцов предусмотрены такие обязательные действия, как закупка образцов и ее документальное оформление, техническая фотосъемка образцов, обезличивание, шифрование, опломбирование образцов и их документальное оформление, техническая фотосьемка обезличенных промаркированных шифрами и опломбированных образцов (п. 5.1).

Закупленные образцы помещают в упаковку и опечатывают пломбой. Допускается упаковка нескольких образцов, закупленных одновременно в одном ОРТ, в одну упаковочную тару. Тип упаковки, вид и номера используемых пломб указывают в акте закупки (п.6.4.4).

Акт закупки образцов формируется в соответствии с обязательным указанием следующих сведений: наименование категории продукции; наименование и адрес места закупки; данные чека (номер, дата, время); полное наименование продукции; наименование производителя/изготовителя; дата изготовления; количество образцов; номер и вид пломбы; Ф.И.О. и подпись ответственных сотрудников, проводивших закупку (п.6.5).

Согласно пункту 8 ГОСТ Р 58185-2018 целью технической фотосъемки является документальное подтверждение каждого этапа работы с образцами.

Техническая фотосъемка образца включает: съемку всех единиц образца (документальное подтверждение наличия приобретенных единиц образца); для пищевых продуктов съемку всех единиц образца с датами (подтверждение, что все единицы из одной партии); съемку образцов; съемку опломбированной упаковки с образцами для испытаний.

Изображение, полученное в ходе технической фотосъемки, должно давать общее представление об образце и отражать основную информацию, размещенную на упаковке, в том числе включая знаки упаковки, штрихкод и прочее. Фотографии должны быть четкими, с достаточным разрешением.

Согласно пункту 10 ГОСТ Р 58185-2018 при организации хранения контрольных образцов должны быть обеспечены условия хранения, указанные производителем в маркировке товара (температурный режим, относительная влажность воздуха, уровень освещенности и т.п.). Контрольные образцы могут храниться в помещениях организации, проводящей закупку, КО хранят упакованными и опломбированными, чтобы исключить возможность замены/изменения свойств образца. Информация о хранении контрольных образцов, в том числе о месте их хранения, вносится ответственным сотрудником в журнал учета контрольных образцов.

В нарушение указанных требований, представленный истцом акт закупки образцов от 07 сентября 2021г. не содержит сведений о дате чека, номер и вид пломбы в акте не отражен; данные о том, что производились техническая фотосъемка и опломбирование образцов, а также соответствующие снимки образцов и опломбированной упаковки, журналы учета контрольных образцов в суд не представлены.

В связи с нарушением истцом правил отбора образцов товара, результаты проведенных на основании таких образцов испытаний не могут быть признаны достоверными и положены в основу выводов о совершении ответчиком противоправных действий.

Более того, результаты несоответствия образцов требованиям ГОСТ 23670-2019 по органолептическим показателям, отраженные в протоколе от 28 сентября 2021г. заседания комиссии по оценке качества образцов РСОО «ОЗПП «Фемида», не могут быть приняты судом во внимание, поскольку компетенция членов комиссии надлежащими документами не подтверждена, в то время как согласно пункту 4.4 ГОСТ 9959-2015 «Межгосударственный стандарт. Мясо и мясные продукты. Общие условия проведения органолептической оценки» органолептическая проверка должна проводиться лицами, прошедшими обучение по специальным программам, включающим теоретическое и практическое изучение методов органолептического анализа и факторов, оказывающих влияние на восприятие стимулов при органолептическом анализе; компетентность дегустатора должна быть подтверждена соответствующим документом (свидетельством или сертификатом), выданным учреждением, имеющим лицензию на данный вид деятельности.

Также как и не представлены запрошенные судом доказательства, подтверждающие соответствие помещений по производству дегустации отобранных проб спорных колбасных изделий производства ОАО «Великолукский мясокомбинат» нормам разделов 6 и 7 ГОСТ 9959-2015, и предусмотренные пунктами 9.1-9.5 ГОСТ 9959-2015 подписанные дегустаторами дегустационные листы, а также копия рабочего журнала «Учета работы комиссии по органолептической оценке продукции.

Ссылка представителя истца на то, что требования ГОСТ 9959-2015 в части требований к дегустаторам и помещениям для дегустации относятся только к промышленным предприятиям противоречит пункту 4.1 данного ГОСТ, которым установлено, что органолептическую оценку проводят для установления соответствия органолептических показателей качества мяса и мясных продуктов требованиям нормативных документов или уровня качества при входном контроле мясного сырья на предприятиях, а также оценки новых видов мясной продукции при постановке ее на производство, идентификации продукции при подтверждении ее соответствия конкретному виду и установленным требованиям; оценки приемлемости и/или предпочтительности продукции при маркетинговых исследованиях, при проведении конкурсов-дегустаций, проходящих в рамках выставок, смотров, ярмарок и т.д.

Более того, проведение оценки образцов колбасы вареной в соответствии с ГОСТ 9959-2015 предусмотрено пунктом 3.2 упомянутого ранее положения о проведении 28 сентября 2021 года смотра качества колбасных изделий, утвержденного приказом генерального директора РСЩЩ ОЗПП «Фемида» от 07 сентября 2021 года.

Исходя из изложенных норм права и обстоятельств дела, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют, поскольку РСОО «ОЗПП «Фемида» не представлено надлежащих допустимых и достоверных доказательств в подтверждение обоснованности доводов искового заявления, и допущенных ответчиком нарушений Закона РФ «О защите прав потребителей».

Произведенная закупка товара РСОО «ОЗПП «Фемида» проведена не с целью удовлетворения личных нужд потребителей, а с целью осуществления контроля-проверки действий ответчика как изготовителя продукции, с последующей целью инициировать судебный процесс против ответчика.

В то время как в силу пункта 2 статьи 45 Закона РФ «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей в связи с обращением потребителей на нарушения их права. Сами общественные организации потребителей в смысле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не относятся к потребителям, чьи права защищаются путем обращения к нормам названного Закона.

Однако истец в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК РФ не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обращений потребителей, позволяющих истцу проводить проверку и составлять какие-либо материалы общественного контроля, а также обратиться в суд.

Объединения потребителей вправе осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов потребителей с применением соответствующих мер общественного воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца), а не подменять проверяющие государственные органы при осуществлении ими надзора за деятельностью юридических лиц.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» относит бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда на продавца, но только при разрешении требований, предъявленных потребителями и только требований в отношении недостатков товара (работы, услуги) или сроков передачи товара или выполнения работ.

Между тем, истцом заявлены требования к ответчику в порядке пункта 1 статьи 46 указанного Закона о прекращения противоправных действий в отношении неопределенного круга лиц.

Исходя из предмета и оснований заявленного иска, истец обязан был доказать факты, на которые он ссылается, как на основания своих требований, однако истцом не представлено доказательств причинения действиями (бездействиями) ответчика конкретного вреда потребителям.

Поскольку порядок организации и осуществления общественными организациями по защите прав потребителей общественного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не урегулирован, в силу пункта 1 статьи 6 ГК РФ, подлежит применению аналогия закона. Федеральный закон от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор прав и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права.

Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.

Доказательств того, что ответчик был поставлен в известность о проведении проверки, основаниях ее проведения, исходя из требований закона, истцом не представлено. Доказательств направления, вручения ответчику представленного истцом письма от ДД.ММ.ГГГГ. руководителю ОАО «Великолукский комбинат» о проведении 28 сентября 2021 года смотра качества образцов колбасы вареной и заседания оценочной комиссии по оценке качестве образцов продукции колбаса вареная «Молочная», материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Региональной Смоленской общественной организации «Общество защиты прав потребителей «Фемида» в интересах неопределенного круга потребителей к Открытому акционерному обществу «Великолукский мясокомбинат» о защите прав потребителей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 года.

Председательствующий Д.Н. Рудин