ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2022-001451-56 от 30.05.2022 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело (УИД) №60RS0002-01-2022-001451-56

Производство № 2а-627/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 мая 2022 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Тевс М.В.,

при секретаре Беллавиной И.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора города Великие Луки Ивановой ФИО10,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Великие Луки Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор города Великие Луки Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» на страницах интернет-сайтов по сетевым адресам: <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой города Великие Луки Псковской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в ходе которой выявлены факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на указанных страницах интернет сайтов в свободном доступе неограниченного круга лиц информации о способах безучетного потребления коммунальных ресурсов.

Законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность за самовольное подключение и использование коммунальных ресурсов.

По мнению административного истца, распространение данной информации подрывает безопасность государства, основы конституционного строя РФ и способствует совершению правонарушений и преступлений, что влечет нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.

Установить владельцев сайта не представилось возможным.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора города Великие Луки Иванова Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Административный ответчик, т.е. лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления в суд, не установлен (ч.1 ст.265.3 КАС РФ).

Представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду ходатайстве заместитель руководителя начальника отдела Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу Денисенко А.В. просил рассмотреть дело без участия представителя Управления Роскомнадзора по Северо-Западному федеральному округу, указал, что возражений не имеет.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав предоставленные суду материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, что прокуратурой города Великие Луки в ходе мониторинга размещенной информации в сети «Интернет» выявлены интернет-страницы: <данные изъяты> содержащие сведения о способах безучетного потребления коммунальных ресурсов, что подтверждается актом осмотра интернет-страниц указанных сайтов от 26.04.2022 года (л.д.10-14), и скрин-шотами интернет-страниц (л.д.16-21).

Кроме того, указанные интернет-страницы, не включены в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 23-24).

Доступ к указанным интернет-страницам не ограничен, не требует дополнительной регистрации, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничении к доступу, передаче и копированию.

Установить личности и место жительства лиц, осуществляющих распространение данной информации, не представляется возможным (л.д.22, 25).

Положениями ч.4 ст.29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 указанной статьи запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которым, информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно телекоммуникационной сетью.

В соответствии с пунктами 13 и 14 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет». Страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В силу ч.1 ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч.4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть1 ст. 157 ЖК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №354).

Пунктом 80 Правил №354 предусмотрено, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Пунктом 2 Правил №354, определено, что «индивидуальный прибор учета» - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении;

Потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы (подпункт «е» пункт 35 Правил №354).

Статьёй 7.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, предоставление возможности доступа неопределенного круга лиц к информации, содержащей алгоритм действий о способах безучетного потребления коммунальных ресурсов, то есть по совершению деяний, за которые законодателем предусмотрена административная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.

Согласно положениям пункта 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – Единый реестр).

Основанием для включения в Единый реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10, пункта 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что, как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае - информация о способах безучетного потребления коммунальных ресурсов, за которые предусмотрена административная ответственность), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях ограничения доступа к интернет-страницам: <данные изъяты> в сети ««Интернет», содержащим запрещенную информацию, необходимо внести данные указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему Единый реестр в соответствии со ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.

Суд считает, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает авторитет государства, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений, в связи с чем, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к указателю страницы сайта, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.

Сведений об администраторах доменных имен, владельцах сайта, об авторах размещенной на сайте информации, не имеется. Указанные интернет-страницы в настоящее время не включены в единую систему Единый реестр.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление прокурора города Великие Луки, поданное в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» с указателей страниц сайтов: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для исполнения - включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет»: <данные изъяты>, на которых размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Тевс

Решение принято судом в окончательной форме 01 июня 2022 года.

Председательствующий М.В. Тевс