ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 600002-01-2023-002425-60 от 23.01.2024 Великолукского городского суда (Псковская область)

Дело № 60RUS0002-01-2023-002425-60

Производство № 2а–150/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2024 года город Великие Луки

Великолукский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Ивановой Е.В., при секретаре Гавриловой О.И.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к ФИО1 о взыскании недоимки по пени и штрафа за налоговое правонарушение,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области (далее – УФНС России по Псковской области либо Управление) обратилось в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2021 год, пени и штрафа.

В обоснование административного иска указано, что ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира, <адрес>

Налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 403 НК РФ исчислил на данное недвижимое имущество налог за 2021 год в размере 262 руб. 67 коп. и направил в адрес ФИО1 налоговое уведомление о необходимости уплаты налога. После частичной оплаты образовалась задолженность - 262 руб. 67 коп.

По сведениям налогового органа, ФИО1 является контролирующим лицом иностранной организации <данные изъяты>», зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ на территории <данные изъяты> имеющей Единый регистрационный , доля его участия составляет <данные изъяты>.

В нарушение п.п. 3 п. 3.1 ст. 23 и п.п. 2 п. 1 ст. 25.14 НК РФ ФИО1 не представил в установленный срок уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2021 год. Сведениями о прекращении деятельности иностранной организации налоговый орган не располагает.

Решением налогового органа ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 129.6 НК РФ с уменьшением размера штрафа в 8 раз, ему начислен штраф в размере 62 500 рублей.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в порядке ст. 75 НК РФ также начислены пени на сумму недоимки по налогам в размере 3551 руб. 10 коп.

В силу положений ст.ст. 69 и 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование об уплате задолженности от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 141591 руб. 76 коп., в том числе и на указанные в настоящем административном иске суммы. Однако, данное требование не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка г. Великие Луки Псковской области был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки, в том числе по указанной в настоящем административном иске, задолженности. Определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями должника относительного его исполнения.

Административный истец просит взыскать недоимку на общую сумму 66313 руб. 77 коп., в том числе, налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 262,67 руб., пени в размере 3551 руб. 10 коп., штраф в размере 62500 руб.

Представитель административного истца УФНС России по Псковской области в судебное заседание не явился, представил ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме этого, заявил об уменьшении исковых требований и окончательно просил о взыскании с ФИО1 недоимки на общую сумму 66051 руб. 10 коп., в том числе штрафа в размере 62500 руб. и пени в размере 3551 руб. 10 коп.

Явка указанного лица обязательной не признана, в связи с чем, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) их неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению административного дела.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, пояснив, что согласно представленным им сведениям из реестра предприятий <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, деятельность иностранной организации фактически прекращена, о чем свидетельствует тот факт, что с 2019 года организация не предоставляет ежегодных отчетов, и что отражено в сведениях реестра. Для исключения организации из реестра необходимо его личное участие, то есть ему необходимо явиться в уполномоченный орган на территории <адрес>, что в настоящее время невозможно для граждан РФ, которым въезд в <адрес> запрещен.

Выслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно п. 3 и п. 4 ст. 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, уведомляют налоговый орган о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

Согласно пункту 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 09.11.2020) уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

Согласно пункту 2 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2018) уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 или 25 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что ФИО1 (ИНН ) является одним из учредителей (с долей участия <данные изъяты>) иностранного юридического лица <данные изъяты>

В установленный законодательством срок ФИО1 не представил в налоговый орган уведомление о контролируемых иностранных компаниях за 2021 год.

В адрес административного истца направлялось требование от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении уведомления о контролируемых иностранных компаниях со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, на которое ФИО1 представил в налоговый орган возражения, где сослался на то, что не является контролирующим лицом, требования налогового органа оставлены без исполнения.

Вместе с тем, сведениями о прекращении деятельности иностранной организации <данные изъяты> налоговый орган не располагает, ФИО1 документального подтверждения прекращения деятельности организации, участником которой он является, не представлено. Напротив, согласно представленному им реестру иностранная организация с его участием является действующей.

Доводы административного истца о необходимости личного участия в прекращении деятельности организации, ничем не подтверждены, и кроме того, само по себе данное обстоятельство не свидетельствует об освобождении от исполнения обязанностей, возложенных на налогоплательщика Налоговым кодексом РФ, равно как и тот факт, что организация не предоставляет отчеты о своей деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 129.6 НК РФ за неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о контролируемых иностранных компаниях, содержащего недостоверные сведения, предусмотрено взыскание штрафа в размере 500 000 рублей по каждой контролируемой иностранной компании, сведения о которой не представлены либо в отношении которой представлены недостоверные сведения.

В связи с чем, по результатам камеральной проверки налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение , которым ФИО1, привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.6 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа, размер которого был снижен в восемь раз в соответствии с п. 4 ст. 112 и п. 3 ст. 114 НК РФ и составил 62500 рублей за непредставление уведомления за 2021 год.

Указанное решение административным ответчиком не оспорено.

Ввиду неуплаты штрафа, ФИО1 через личный кабинет налогоплательщика, ДД.ММ.ГГГГ в электронной форме передано требование о наличии задолженности по налогам и пени, штрафу, с предложением в установленный срок погасить указанную сумму недоимки, которое осталось не исполненным.

По заявлению УФНС России по Псковской области и.о. мирового судьи судебного участка г. Великие Луки, мировым судьей судебного участка г. Великие Луки вынесен судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГа-13/35/2023 о взыскании с ФИО1 задолженности по налоговым платежам.

Определением мирового судьи судебного участка г. Великие Луки от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был отменен в связи с возражениями ФИО1 относительно его исполнения.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ, требование об уплате задолженности должно быть направлено налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту не позднее трех месяцев со дня формирования отрицательного сальдо единого налогового счета этого лица, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктами 9 – 10 Приказа ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@ (ред. от 23.12.2022) "Об утверждении Порядка направления и получения документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.08.2020 N 59335), датой направления участником электронного взаимодействия Документа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки электронного документа. При получении участником электронного взаимодействия квитанции о приеме электронного документа датой его получения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме электронного документа.

Налоговое уведомление может быть направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. (часть 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно Приказу от 22 августа 2017 года N ММВ-7-17/617@ "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика" налоговый орган вправе направлять налогоплательщику через его личный кабинет документы (информацию), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в электронной форме лишь после получения налогоплательщиком доступа к личному кабинету в установленном порядке.

В соответствии с пунктом 23 Приказа, датой отправки документов (информации), сведений физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика считается дата, зафиксированная налоговым органом в подтверждение даты отправки.

Датой получения документов (информации), сведений физическим лицом считается день, следующий за днем размещения документов (информации), сведений в личном кабинете налогоплательщика.

ФИО1 является пользователем интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

Факт направления налогоплательщику налогового уведомления, требования об уплате налогов, пени в электронной форме, подтверждается распечаткой страницы интернет-браузера личного кабинета налогоплательщика ФИО1

Таким образом, ФИО1, имея личный кабинет налогоплательщика и доступ в него, мог ознакомиться с направленным в его адрес налоговым уведомлением, требованиями об оплате налогов и пени, штрафа , полученным им ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Согласно п. 3 ст. 69 НК РФ, требование об уплате задолженности должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты задолженности не указан в этом требовании. Исполнением требования об уплате задолженности признается уплата (перечисление) суммы задолженности в размере отрицательного сальдо на дату исполнения.

В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Учитывая, что судебный приказ отменен ДД.ММ.ГГГГ, а в порядке административного судопроизводства УФНС России по Псковской области подало административный иск в электронном виде ДД.ММ.ГГГГ, требование о взыскании недоимки предъявлено налоговым органом в пределах срока установленного абзаца 2 пункта 4 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налогов и страховых взносов налоговым органом произведено начисление пени, и, с учетом уплаты, остаток недоимки составил 3551 руб. 10 коп., о чем предоставлен расчет.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению в полном объёме.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ Управление Федеральной налоговой службы по Псковской области, выступающее в качестве административного истца по делу, рассматриваемому в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве судом общей юрисдикции, освобождается от уплаты государственной пошлины.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканная сумма зачисляется в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

Поскольку административные исковые требования удовлетворены судом на общую сумму 66051 руб. 10 коп., размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с административного ответчика, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ составляет 2182,00 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области к ФИО1, о взыскании недоимки по пени и штрафа за налоговое правонарушение удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , проживающего по адресу: <адрес> в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области, ИНН , задолженность, а именно:

пени в размере 3 551 (три тысячи пятьсот пятьдесят один) рубль 10 копеек;

штраф за налоговое правонарушение, взысканный на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 62 500 (шестьдесят две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек,

а всего на общую сумму 66051 (шестьдесят шесть тысяч пятьдесят один) рубль 10 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> ИНН <данные изъяты>, государственную пошлину в размере 2182 (две тысячи сто восемьдесят два) рубля 00 копеек в доход местного бюджета муниципального образования «город Великие Луки».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Великолукский городской суд Псковской <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Иванова

Решение в окончательной форме составлено 6 февраля 2024 года

Судья Е.В. Иванова