Дело (УИД) №60RS0004-01-2021-000697-62
Производство № 2а-229/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 августа 2021 года п.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Малафеевой Е.В.,
с участием представителя административного истца - и.о. прокурора Бежаницкого района Родионовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Бежаницкого района Псковской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бежаницкого района Псковской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Бежаницкого района Псковской области проведена проверка соблюдения требований законодательства о животном мире, в том числе проведен мониторинг сети «Интернет» в целях выявления фактов распространения запрещенной информации о незаконных орудиях добычи объектов животного мира. В ходе мониторинга выявлены сайты в сети «Интернет»: ..., которые содержат сведения о способах добычи пушных животных, а именно лис, без применения оружия, с использованием петель и электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными (манков), а именно способы ловли, изготовления и установки запрещенных орудий добычи объектов животного мира - петель, а также способы ловли лис с применением манков. Нахождение в свободном доступе в сети «Интернет» на перечисленных сайтах вышеуказанной информации вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости добычи пушных животных, в том числе лис, с помощью петель и иных самоловов, побуждает интерес неопределенного круга лиц к совершению правонарушений и преступлений. Ссылаясь на положения п.1 ст.1, п.7 ст.2, п.1 ч.1 ст.11, ч.1 ст.23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.п.61, 62.11, 62.24 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года №477, ст.2, ч.1 ст.9, ч.1 ст.10, ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», а также на то, что ст.8.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил охоты, а ст.258 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконную охоту, просил суд признать информацию, распространенную на указанных интернет-сайтах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца - и.о. прокурора Бежаницкого района Родионова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик, т.е. лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления в суд, не установлено (ч.1 ст.265.3 КАС РФ).
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу,извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился;представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с загруженностью. Согласно представленным письменным пояснениям, полагает возможным признать информацию, размещенную на обнаруженных указателях интернет-страниц, запрещенной при наличии достаточных на то доказательств.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии ч.1 ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что прокуратурой Бежаницкого района в ходе мониторинга размещенной информации в сети «Интернет» выявлены сайты: ..., содержащие информацию, пропагандирующую запрещенные способы отлова животных, а именно способы ловли, изготовления и установки запрещенных орудий добычи объектов животного мира - петель, а также способы ловли лис без применения оружия, с использованием петель и электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными (манков). Посещение данных сайтов свободно для всех без исключения граждан, сайты не содержат ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу по кругу лиц, в связи с чем любой пользователь может скопировать и распространить такую информацию. Изложенные обстоятельства подтверждены скрин-шотами страниц данных сайтов. Кроме того, сайты:..., не включены в единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, что следует из материалов дела.
Положениями ч.4 ст.29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить, распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон №149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в пункте 4 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ, в соответствии с которым, информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона №149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
В силу положений пункта 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также «иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность».
Согласно ст.40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года №52-ФЗ «О животном мире» правила охоты устанавливаются в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов. Пользование животным миром осуществляется с применением орудий и способов, отвечающих международным стандартам на гуманный отлов диких животных.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов основывается, в том числе, на принципе обеспечения устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения их биологического разнообразия; на принципе использования охотничьих ресурсов с применением орудий охоты и способов охоты, соответствующих требованиям гуманности и предотвращения жестокого обращения с животными; на принципе определения объема добычи охотничьих ресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов.
На основании п.1 ст.1 указанного Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ под охотничьими ресурсами понимаются объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты.
В силу положений пп.«в» п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ к охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации относятся млекопитающие пушные животные, в том числе - лисица.
Согласно ст.23 Федерального закона от 24 июля 2009 года №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты.
При этом, согласно п.п.61, 62.11, 62.24 Правил охоты, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 года №477, отлов и отстрел охотничьих животных осуществляется способами, не допускающими жестокого обращения с животными; при осуществлении охоты запрещается применение петель для добычи пушных животных (за исключением отдельных случаев при отлове зайца-беляка и волка); установлен запрет на применение электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными, за исключением осуществления охоты в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, в целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, охоты в целях регулирования численности, а также охоты на волка, шакала, ворон, в случае отнесения последних законами субъектов Российской Федерации к охотничьим ресурсам.
Статьей 258 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконную охоту, а за нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира, - административная ответственность по ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Таким образом, предоставление возможности доступа неопределенного круга лиц к информации, содержащей алгоритм действий по отлову лис без применения оружия, с использованием петель и электронных устройств, имитирующих звуки, издаваемые охотничьими животными и иными животными (манков), и пропагандирующей охоту с помощью запрещенных способов отлова животных, то есть по совершению деяний, за которые законодателем предусмотрена административная и уголовная ответственность, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации.
Согласно положениям пункта 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Реестр).
Основанием для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Анализ содержания положений пункта 6 статьи 10, пункта 1 статьи 9 Федерального закона №149-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что, как информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды (экстремистская информация), так и иная информация, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (в данном случае - информация, пропагандирующая запрещенные способы отлова животных, за которые предусмотрена административная и уголовная ответственность), является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Ограничение доступа к информации в том и другом случае требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях ограничения доступа к указателям страниц сайтов: ... в сети ««Интернет», содержащей запрещенную информацию, необходимо внести данные указатели страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр) в соответствии со ст.15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года №228.
Суд считает, что распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, подрывает авторитет государства, побуждает неопределенный круг лиц к совершению правонарушений, в связи с чем, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к указателям страниц сайтов, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации, должен быть закрыт.
Сведений об администраторах доменных имен, владельцах сайтов, об авторах размещенной на сайтах информации, не имеется. Указанные сайты в настоящее время не включены в единую систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 265.5 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Бежаницкого района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» с указателей страниц сайтов: ... запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для исполнения: включения указателей страниц сайтов в сети «Интернет»: ..., на которых размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 12 августа 2021 года.
...
...
Судья: Е.А.Понедельченко