Дело № 60RS0006-01-2021-000335-72 (2-131/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года г. Гдов Псковская область
Гдовскийрайонный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Зубковой С.Г., при секретаре Ивановой К.А., с участием истца прокурора Гдовского района Волкова А.О., представителя ответчика Администрации Гдовского района – ФИО1, действующей на основании доверенности от 11 января 2021 года, представителя ответчика Комитета по управлению муниципальным имуществом Гдовского района ФИО1, действующей на основании доверенности от 18 ноября 2019 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гдовского района в интересах неопределенного круга лиц к ФИО4, ФИО5, ФИО6, Администрации Гдовского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Гдовского района о признании недействительными отдельных положений постановления Администрации Гдовского района, договора найма служебного жилого помещения и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Истецпрокурор Гдовского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ФИО4, ФИО5, ФИО6, Администрации Гдовского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Гдовского района, и просит суд:
Признать недействительным п. 4 постановления Администрации Гдовского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «По результатам жилищной комиссии», согласно которому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> присвоен статус «служебное».
Признать недействительным п. 2.2 постановления Администрации Гдовского района от 13.08.2020 № 149 «По результатам жилищной комиссии», согласно которому принято решение о предоставлении ФИО4 жилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от 01.10.2020, заключенный между КУМИ Гдовского района и ФИО4
Выселить ФИО4 и членов ее семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой Гдовскогорайона проведена проверка целевого использования жилых помещений, предназначенных для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, в ходе которой установлено следующее:
Постановлением Администрации Псковской области от 30.04.2013 № 190 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах» (далее – Программа), которой в рамках реализации V этапа предусмотрено расселение 2143,7 кв. м аварийной жилой площади, расположенной на территории Гдовского района.
В 2018 году в рамках реализации Программы на территории муниципального образования «Гдовский район» планировалось расселение 11 многоквартирных домов на общую сумму в размере 70 608 715,70 руб., из них: 70 091 447,80 руб. за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и 517 267,90 руб. за счет бюджета муниципального образования.
Согласно Приложению № 2 Программы «Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения», для муниципального образования «Гдовский район», одним из способов переселения граждан из аварийного жилого фонда в рамках реализации V этапа Программы определено строительство многоквартирного дома на сумму 59,86 млн. руб. для расселения 1 816,9 кв. м аварийной жилой площади.
30.03.2018 между Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и муниципальным образованием «Гдовский район» в лице ФИО7 заключено Соглашение о выполнении мероприятий по реализации V этапа Программы, которым определён порядок финансирования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение мероприятий по переселению.
Одним из граждан, подлежащих переселению, являлась ФИО14, на момент начала реализации Программы на условиях договора социального найма проживавшая в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 44,9 кв.м, которое в установленном порядке было признано аварийным.
В рамках выполнения Программы по результатам электронного аукциона, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между ФИО9<адрес>, в лице ФИО3<адрес>ФИО13 и ООО «Строй-ИК», в лице директора ФИО15ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт №, стоимостью 59861,4 тыс. рублей на строительство здания жилого дома (в том числе ПИР) в муниципальном образовании «<адрес>» <адрес> на условиях «под ключ», площадью не менее 1816,9 кв.м.
Строительство многоквартирного жилого дома в рамках указанного муниципального контракта началось ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в ФИО9<адрес> поступили сведения из ФИО2<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), согласно которым ФИО14 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Однако Главой Гдовского района ФИО7, данный факт проигнорирован, меры для внесения изменений в Программу путём признания помещенияпустующим и исключения из Программы, в целях уменьшения аварийной площади, подлежащей расселению, и уменьшению объемов финансовой поддержки.
Согласно актам приема-передачи квартир от 01.04.2019 Администрации Гдовского района передано 53 квартиры в многоквартирном доме по <адрес>, в <адрес>, общей площадью 2034,7 кв. м., в т.ч. <адрес>, площадью 54,8 кв.м., стоимостью 1479320, 30 руб.
Таким образом, на момент расходования целевых денежных средств фактически площадь аварийного жилищного фонда, являющаяся основным фактором при определении размера лимитов финансовой поддержки, оказываемой Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда для каждого субъекта Российской Федерации, в связи со смертью ФИО14 уменьшилась на 44,9 кв. м. В случае смерти единственного нанимателя жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, включенном в Программу, данное помещение признается пустующими и подлежит исключению из Программы, то есть вносятся изменения в Программу в части уменьшения аварийной площади, подлежащей расселению, и уменьшению объемов финансовой поддержки.
Несмотря на то, что вышеуказанная <адрес> предназначалась для переселения граждан в рамках реализации Программы, постановлением Главы Гдовского района ФИО7 № 85 от 22.04.2020 «По результатам жилищной комиссии» она отнесена к специализированному жилому фонду и ей присвоен статус «служебная». На основании данного Постановления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана соответствующая запись в ЕГРН.
На основании постановления Главы Гдовского района ФИО7 от 13.08.2020 № 149 «По результатам жилищной комиссии» указанное жилое помещение по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ на время работы Комитетом по управлению муниципальным имуществом Гдовского района предоставлено и.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4, которая не только не являлась участником Программы, но и лицом, проживающим в аварийном жилищном фонде.
Предоставление финансовой поддержки в силу п. 4 ст. 2 Феде6рального закона № 185-ФЗ за счет средств Фонда, сформированных из субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации, в том числе на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 № 147 «О порядке предоставления в 2013-2018 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и обособенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации» носит целевой характер - они могут быть направлены лишь на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
За целевым и эффективным расходованием предоставленных средств осуществляется контроль, более того, предусмотрен порядок возврата денежных средств в случае их нецелевого или неэффективного использования.Главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе за нецелевое использование бюджетных средств (ч. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодексаРФ, ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ)
Таким образом, из вышеизложенного следует, что Администрация Гдовского района, зная о факте смерти участника программы переселения и невозможности адресного предоставления приобретенного за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства жилого помещения мер к внесению изменений в Программу путём признания помещения, в котором проживала умершая ФИО14, пустующим и исключения из Программы, тем самым уменьшив аварийную площадь, подлежащую расселению, и уменьшению объёмов финансовой поддержки, приняла самостоятельно незаконное решение о присвоении ему статуса «служебное» и последующем предоставлении его по договору служебного найма лицу, которое не только не являлась участником Программы, но и лицом, проживающим в аварийном жилищном фонде.
В целях устранения нарушений прокуратурой района 20.01.2021 в адрес Главы района внесено сводное представление, в частности, по данномуфакту, которое рассмотрено 20.02.2021 и удовлетворено, ввиду того, что строительство дома, предназначенного для реализации программы переселения, в котором квартире №52 присвоен статус «служебная» построен на средства ФСРЖКХ, принято решение о направлении Администрацией района в ФСРЖКХ письма, в целях согласования с ними позиции по возможным вариантам устранения нарушений, так как программа уже закрыта, отчеты по её реализации сданы.
Однако, получив ответ из ФСРЖКХ с указанной выше позицией, по состоянию на 30.06.2021 меры по устранению нарушений не приняты.
Согласно п. а ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами
В соответствии со ст. 3 названного Федерального закона к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относятся признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 10 указанного Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В действиях и.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4 по получению указанной квартиры по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ прослеживается личная заинтересованность, так как, являясь куратором указанной Программы, а также лицом, на которое законодателем возложена обязанность по урегулированию конфликта интересов, она не приняла мер к недопустимости вышеуказанных нарушений и воспользовалась возможностью обращения незаконных действий Главы Администрации района в свою пользу, заполучив благоустроенную 3-х комнатную квартиру для личного проживания.
Использование Администрацией Гдовского района данной квартиры, построенной на целевые денежные средства финансовой поддержки ФСРЖКХ, без внесения изменений в программу, не осуществив возврат в Комитет финансовой поддержки, путём отнесения её к муниципальному специализированному жилищному фонду, предоставления ФИО4 по договору найма служебного помещения, является не целевым использованием денежных средств и противоречит целям реализации программы, что в свою очередь нарушает права неопределённого круга граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящегося в аварийных многоквартирных домах, обладающих конституционным правом на безопасные и благоприятные условия проживания в жилище на территории Российской Федерации.
В силу указанного, правовые документы, являющиеся основанием присвоения указанной квартире статуса «служебной» и предоставления ФИО4 по договору служебного найма, сам договор подлежат признанию недействительными.
В судебном заседании истецпрокурор Гдовского района Волков А.О. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ФИО1 исковые требования не признала в полном объеме. ФИО1 считает, что Администрацией района денежные средства, полученные по Соглашению о выполнении мероприятий по реализации пятого этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2018 годах» заключенному между Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и муниципальным образованием «Гдовский район» от 30.марта 2018 года,перечисленные Комитету ФСРЖКХ, были израсходованы в полномобъемедля целей по переселению граждан из аварийных многоквартирных жилых домов и были направлены на оплату контракта. Истец не представил доказательств нецелевого использования денежных средств Ответчиком, поскольку Счетная Палата Администрации Псковской области, являющаяся контролирующим органом, нарушений не выявила по расходованию денежных средств.
Жилое помещение по адресу: <адрес> является собственностью ФИО9<адрес>. Право собственности ответчика зарегистрировано в установленном законом порядке. Распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.
Муниципальное образование, действуя в рамках своих полномочий, предоставленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решением жилищной комиссии жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи со смертью ФИО14, участником программы по переселению, приняла решение, как собственник жилищного фонда, об отнесении ее к категории специализированного жилищного фонда с присвоением ей статуса «служебная». 01.10.2020 года служебное жилое помещение, согласно заявления, решением жилищной комиссии предоставленои.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4.
ФИО1 так же считает, что прокурор не вправе был обращаться с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц, поскольку граждане, подлежащие переселению из аварийного дома установлены и включены в списки, утвержденные Главой района.
Доказательств наличия личной заинтересованности в действиях и.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4 истцом не представлено.
Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6 ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствии. Представители третьих лиц Государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в судебное заседание не явились, возражений по заявленным требованиям не представили. Суд рассмотрел дело в отсутствии ответчиков Ивановых, представителей третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о дне и времени рассмотрения дела, что не противоречит правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца прокурора Гдовского района Волкова А.О., представителя ответчиков Администрации Гдовского района и КУМИ ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого на жилище, одновременно закрепляя обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать для этого необходимые условия (части 1 и 2 статьи 40). К числу основных направлений жилищной политики государства, призванных обеспечить комфортные, достойные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности граждан, отнесены ликвидация аварийного жилищного фонда и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом, другими федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» № 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, сформированных из субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации, в том числе на основании постановления Правительства Российской Федерации от 21.02.2013 № 147 «О порядке предоставления в 2013 - 2018 годах субсидий в виде имущественных взносов Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и об особенностях предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации», носит целевой характер.
Исходя из положений Федерального закона № 185-ФЗ финансовая поддержка Фонда относится к межбюджетным трансфертам, условия и порядок расходования которых определены данным Федеральным законом, а также договором, заключённым между сторонами и предусматривают условия реализации программы переселения из аварийного жилого фонда в определённый срок.
Судом установлено, что постановлением Администрации Псковской области от 30.04.2013 N 19 утверждена областная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2018 годах", участником которойявляется Муниципальное образование «Гдовский район». Основными целями Программы являются создание муниципальным образованиям Псковской области условий для переселения граждан из аварийных многоквартирных домов, уменьшение аварийного жилищного фонда в субъекте, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012.
Программой предусмотрено финансирование за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Псковской области, муниципального бюджета.
Согласно Приложению № 2 Программы «Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения», для муниципального образования «Гдовский район», одним из способов переселения граждан из аварийного жилого фонда в рамках реализации V этапа Программы определено строительство многоквартирного дома на сумму 59,86 млн. руб. для расселения 1 816,9 кв. м аварийной жилой площадии 517 267,90 руб. за счет бюджета муниципального образования..
В целях выполнения мероприятий Программы по реализации пятого этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2018 годах» Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и муниципальным образованием «Гдовский район» в лице Главы Гдовского района ФИО7 заключено соглашение от 30.03.2018 года (л.д. 46-52), которое определяло порядок взаимодействия сторон в целях реализации пятого этапа Программы.
В рамках данного Соглашения, Комитет обязуется предоставить финансирование на переселение граждан из аварийного жилого фонда, а муниципальное образование обязуется использовать денежные средства в соответствии с федеральным законом; обеспечить заключение контрактов на приобретение жилых помещений для расселения граждан из аварийных домов, участвующих в Программе.
Воисполнения Соглашения 15 мая 2018 года заключен муниципальный контракт № 157300003518000001 между Администрацией Гдовского района, в лице Главы ФИО7, и ООО «Строй-ИК», в лице директора ФИО15.
ДД.ММ.ГГГГ началось строительство многоквартирного жилого дома по <адрес>.
Согласно актам приема-передачи квартир от 01.04.2019 года Администрации Гдовского района передано 53 квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, общей площадью 2034,7 кв.м. в том числе <адрес>.Право собственности муниципального образования «<адрес>» <адрес> зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ КН 60:03:0010113:1195.
ФИО14 для переселения предназначалась квартира вмногоквартирном доме по адресу: <адрес>, площадью 54,8 кв.м. стоимостью 1479320,30 рублей.
Управление ЗАГС Гдовского района Псковской области 02.08.2018 уведомило Администрацию района о том, что ФИО8 умерла 20.07.2018 года.
Вышеуказанные обстоятельства признаются представителем ответчика ФИО1.
В силу требований статьи 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
На основании статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в том числе служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются наосновании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Постановлением Администрации Гдовского района № 85 от 22.04.2020 (л.д. 19-20), квартира по адресу: <адрес> отнесена к специализированному жилому фонду и ей присвоен статус «служебная» с внесением соответствующей записи в ЕГРН.
13.08.2020 Администрацией Гдовского района вынесено постановление № 149 (л.д. 15-18), на основании которого, 01.10.2020 Комитетом по управлению муниципальным имуществом Гдовского района заключен договор № 27 найма служебного жилого помещения си.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4 (л.д. 39-45), на время трудовых отношений.
Как установлено в ходе судебного заседания и не оспаривалось представителем ФИО1, семья ФИО4 в областную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2018 годах" не была включена, семья в аварийном жилищном фонде не проживала и не проживает.
Согласно письмазаместителя генерального директора Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 28.04.2021, средства, израсходованные на приобретение жилого помещения № 52, которое не может быть предоставлено в рамках Программы, являются средствами, израсходованными не в целях реализации программы. Учитывая данное обстоятельство, средства Фонда, израсходованное на данное помещение, подлежат возврату муниципальным образованием в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом приобретенное жилое помещение может использоваться муниципальным образованием в соответствии с жилищным законодательством в том числе и в качестве специализированного жилищного фонда. Во всех случаях изменения программы муниципальное образование должно инициировать внесение в нее соответствующих изменений (л.д. 62).
Согласно письма первого заместителя председателя Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 04.06.2021 № СТ-09-149 (далее – Комитет) следует, что решение Администрации Гдовского района об отнесении к специализированному жилому фонду и присвоении статуса «служебная» квартире № 52 МКД с Комитетом не согласовывалось.
Принятие решения Администрацией Гдовского района об отнесении к специализированному жилому фонду и присвоении статуса «служебная» квартире № 52 МКД противоречит нормам Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с чем Администрация Гдовского района не имела право самостоятельно производить указанные действия с указанной квартирой.
Возможность использования муниципальным образованием «Гдовский район» пустующих квартир в МКД, построенном на денежные средства финансовой поддержки государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд), в частности квартиры № 52, а также отнесения ее к маневренному фонду отсутствует, так как средства финансовой поддержки Фонда предоставлялись муниципальным образованиям в рамках Программы в целях осуществления расселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым в результате физического износа на 01.01.2012.
В случае смерти единственного нанимателя жилого помещения, расположенного в аварийном многоквартирном доме, включенном в Программу, данное помещение признается пустующими и подлежит исключению из Программы, то есть вносятся изменения в Программу в части уменьшения аварийной площади, подлежащей расселению, и уменьшению объемов финансовой поддержки.
Следовательно, финансовая поддержка Фонда, ранее выделенная муниципальному образованию на расселение помещения, которое впоследствии было выявлено как пустующее, подлежит возврату в Фонд.
Учитывая изложенное, муниципальному образованию «Гдовский район» необходимо предоставить в адрес Комитета пакет документов на исключение выявленного пустующего помещения из Программы, осуществить возврат в Комитет финансовой поддержки, ранее полученной на расселение выявленной пустующей квартиры, для соответствующего внесения изменений в Программу и последующего возврата средств в Фонд.
После возврата средств в Фонд муниципальное образование «Гдовский район» вправе будет самостоятельно принимать решение об отнесении к специализированному или маневренному жилому фонду и присвоения статуса «служебная» квартире № 52 МКД, ранее приобретенной посредством муниципального контракта на строительство многоквартирного жилого дома «под ключ» для расселения заведомо пустующей квартиры (л.д. 63-65).
Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно п. 3 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями данного кодекса.
В силу ч. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В силу пункта 1 статьи 166, статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
20.01.2021 года прокуратурой Гдовского района в адрес Главы Гдовского района ФИО7 внесено Представление об устранении нарушений жилищного законодательства. В результате проверки, проведенной прокуратурой района, установлено, что кв. 52 в доме 40б, ул. Никитина, г. Гдова Псковской области с приданием статуса «служебная» распределена без фактического переселения жителей аварийных многоквартирных домов.
Прокуратурой установлено, что целевые денежные средства, предоставленные Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства из средств Фонда содействия реформированию ЖКХ, выделенные на переселение граждан из аварийного жилищного фонда Гдовского района, получатель бюджетных средств – муниципальное образование «Гдовский район» использовал на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, а именно, квартира в доме, которая построена для реализации программы переселенияпредоставлена не участнику программы и.о. первого заместителя Главы Администрации Гдовского района ФИО4 на время работы.
Согласно протокола заседания Администрации района от 20.02.2021 года представление прокуратуры Гдовского района признано обоснованным и подлежащим удовлетворению; направить письменное обращение в Фонд содействия реформированию ЖКХ с просьбой рассмотреть вопрос о возможности использования квартиры по адресу: <адрес> для переселения граждан из аварийного жилья в следующем этапе программы переселения и возможности использования для временного предоставления по договору служебного найма.
Согласно ответа Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области от 05.07.2021 года, адресованного Главе Гдовского района ФИО7,в связи со смертью ФИО14 в период реализации 5 этапа (2018г) Программы и отсутствием законных правоприемников по расселяемой квартире МКД, муниципальным образованием «Гдовский район» помещение должно быть незамедлительно признано пустующим и подлежащим исключению из Программы.
Объем неправомерно затраченных муниципальным образованием «Гдовский район» средств Фонда для расселения в МКД составил 1 479 320, 30 рублей. Муниципальному образованию «Гдовский район» необходимо осуществить возврат в Комитет финансовой поддержки, ранее полученной на расселение выявленной пустующей квартиры, внести соответствующие изменения в АИС «Реформа ЖКХ», а так же направить в Комитет письмо о наличии необходимости внесения изменений в Программу с предоставлением пакета документов, подтверждающих правомерность исключения помещения из Программы.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрацией Гдовского района неправомерно присвоен статус «служебное» жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, поскольку не были внесены изменения вобластную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2018 годах", в связи с уменьшением аварийной площади, подлежащей расселению, а также до момента возврата излишне использованных денежных средств в размере 1479320,30 рублей, которая имеет адресный характер, Администрация Гдовского района не имела права использовать спорное жилое помещение не для целей переселения граждан из аварийного жилья.
Доводы представителя ФИО1 о том, что Истец не представил доказательств нецелевого использования денежных средств в виду отсутствия акта контролирующего органа,судом не принимается, поскольку действия ответчика противоречат смыслу вышеприведенных Программы для переселения из аварийного жилого фонда, Соглашению о выполнении мероприятий по реализации 5 этапа Программы, Федеральному закону № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». Более того, Комитетом по строительству и ЖКХ Псковской области установлено, что объем неправомерно затраченных муниципальным образованием «Гдовский район» средств Фонда для расселения составил 1 479 320,30 рублей, что, по смыслу статей 38, п. 3 ст. 139, ч. 1 ст. 306.1,ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.
Как следует из ответа председателя Комитета по строительству и ЖКХ Псковской области ФИО10, муниципальным образованием «Гдовскийрайон» не внесены в автоматизированную систему Фонда «Рефома ЖКХ» сведения о выявленной пустующей квартире, которая по состоянию на 02.07.2021 числится расселенной.Внесение органами местного самоуправления заведомо некорректных данных влечет за собой искажение сведений, вносимых в Программу,и, как следствие, отчетных данных о ходе реализации Программы, представляемых в Фонд в целом по Псковской области, что безусловно нарушает права неопределённого круга граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящегося в аварийных многоквартирных домах, обладающих конституционным правом на безопасные и благоприятные условия проживания в жилище на территории Российской Федерации.
В силу вышеуказанного, п. 4 постановления Администрации Гдовского района от 22.04.2020 № 85 о присвоении статуса «служебная» <адрес>, п.2.2 постановления Администрации Гдовского района от 13.08.2020 № 149 о предоставлении ФИО4 квартиры, подлежат признанию недействительными.Заключенный договор найма служебного жилого помещения от 01.10.2020 между КУМИ Гдовского района и ФИО4 так же подлежит признанию недействительным и расторжению в силу его ничтожности, поскольку он заключен в нарушении приведенных в решении требований закона и правовых актов, посягает на публичные интересы, а так же права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
На основании статьи 103 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в которой указано, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. Ответчики ФИО4, ФИО6, ФИО5 подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы (ст. 98 ГПК РФ)
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 103 ГПК РФ).
Таким образом, с ответчиков ФИО4, ФИО5 подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета Муниципального образования «Гдовский район» в размере 300 рублей по 150 рублей с каждого.В силу требований ст. 333.36 НК РФ ответчики Администрация Гдовского района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Гдовского района от уплаты госпошлины освобождены.
На основании вышеизложенногои руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требованияпрокурора Гдовского района к ФИО4, ФИО5, ФИО6, Администрации Гдовского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Гдовского района о признании недействительными отдельных положений постановления Администрации Гдовского района, заключение договора найма служебного жилого помещения и выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения–удовлетворить.
Признать недействительным п. 4 постановления Администрации Гдовского района от 22.04.2020 № 85 «По результатам жилищной комиссии», согласно которому жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес> присвоен статус «служебное».
Признать недействительным п. 2.2 постановления Администрации Гдовского района от 13.08.2020 № 149 «По результатам жилищной комиссии», согласно которому принято решение о предоставлении ФИО4 жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Признать недействительным договор найма служебного жилого помещения от 01.10.2020, заключенный между КУМИ Гдовского района и ФИО4
Выселить ФИО4 и членов ее семьи из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Взыскать с ответчиков ФИО4, ФИО5 по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого госпошлину в доход бюджета муниципального образования «Гдовский район».
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения с подачей жалобы через Гдовский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 26 июля 2021 года.
Судья С.Г. Зубкова