Дело № 60RS0022-01-2021-000226-36 (№ 2-141/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 сентября 2021 г. г.Новоржев
Пушкиногорский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи - Евдокимова В.И.,
с участием:
истцов - ФИО1 и ФИО2,
представителя истицы – ФИО3,
при секретаре - Александрович Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
ФИО4, ФИО5, несовершеннолетних А. и Б., в лице их законного представителя ФИО5, и ФИО2 к Администрации Новоржевского района Псковской области о признании права пользования жилым помещением, об обязании предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, об обязании предоставить отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, о взыскании денежной компенсации морального вреда, а также судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально, ФИО6, ФИО1, несовершеннолетние А. и Б., в лице их законного представителя ФИО1, а также ФИО2 обратились в <данные изъяты> с исковым заявлением к Администрации Новоржевского района Псковской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, об обязании предоставить равноценное жилое помещение либо выплате компенсации в связи с признанием дома аварийным и невозможностью его вторичного расселения по программе «Ветхое жилье», о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 200 000 рублей, а также судебных расходов.
В обоснование иска указали, что они были вселены в дом <адрес> по распоряжению Администрации Новоржевского района Псковской области после того, как в <дата> году сгорел их дом по <адрес>. Жилой дом <адрес> принадлежит Администрации Новоржевского района. В данном жилом доме они не зарегистрированы по причине отсутствия согласия со стороны Администрации Новоржевского района. Зарегистрированы они по адресу: <адрес>, в доме, который признан аварийным, в приватизации которого отказано, коммунальные услуги по месту регистрации они не оплачивают, дом не пригоден для жилья. Таким образом, в жилое помещение <адрес> они вселились законно, постоянно проживают в нем с момента вселения по настоящее время, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят своевременно, задолженности по оплате электричества нет. Других жилых помещений у них не имеется. Они вселились в данный жилой дом по предложению собственника, по согласию сторон, в связи с чем льготами погорельцев не воспользовались, проживали открыто и добросовестно исполняя обязанности нанимателя, использовали жилое помещение согласно устному договору с Администрацией Новоржевского района и письменному распоряжению зам.главы ФИО7, в связи с чем считают, что имеют законное право пользования им.
В ходе рассмотрения дела, истцы изменили исковые требования в части, и просили признать за ними право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в сумме 250 000 рублей и судебные расходы. Кроме этого, ФИО6,ФИО1, несовершеннолетние А. и Б., в лице их законного представителя ФИО1, также просили обязать ответчика предоставить им, вне очереди, другое благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте г.Новоржева, а ФИО2 просила обязать ответчика предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование уточненного иска указали, что в <дата> году сгорел их дом, расположенный по <адрес>. Они зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме, который признан аварийным, в приватизации которого отказано, коммунальные услуги по месту регистрации не оплачивают, дом не пригоден для проживания. Иных жилых помещений на праве собственности они не имеют.
После пожара в <дата> году, как семье погорельцев, состоящей на очереди по улучшению жилищных условий, Администрация Новоржевского района предложила им вселиться в дом <адрес>, на что они согласились. При этом, зам.главы ФИО7 и специалист ФИО8, вселявшие их в этот дом, обещали, что предоставят в ближайшем будущем более качественное жилье. То, что данный дом признан в судебном порядке аварийным и подлежащим сносу, им не сказали.
Ими были предприняты попытки самостоятельно приобрести жилье на материнский капитал. Однако была проведена мошенническая схема, в связи с неграмотностью ФИО1, и оформлен договор займа не на целый дом в <адрес>, а на 1/2 часть непригодного для жилья дома.
Считают, что в соответствии со ст.57, 85-89 ЖК РФ, разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», и исходя из того, что они вселены на законных основаниях и проживают по факту на условиях социального найма в жилом помещении, находящемся в аварийном и подлежащем сносу доме, имеют право на предоставление, вне очереди, другого жилого помещения по договору социального найма.
Также, ФИО2 указала, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. После включения ее в указанный список в <дата> г, она неоднократно обращалась в Администрацию г.Новоржева с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. Однако до настоящего времени жилым помещением она не обеспечена, в связи с чем, нарушены ее права и законные интересы.
Истица ФИО1 и ее представитель ФИО3, а также истица ФИО2, в судебном заседании свои исковые требования поддержали в полном объеме. При этом представитель истицы ФИО3 дополнительно пояснила, что истцы были вселены Администрацией Новоржевского района в жилой дом <адрес>, что подтверждается справкой от <дата> г., в связи с чем у них возникло право пользования данным жилым домом. Но поскольку этот дом признан аварийным и подлежащим сносу, и истцы не могут в нем проживать в настоящее время, так как действительно имеется опасность его обрушения, признание права пользования этим домом необходимо не для проживания в нем, а как основание для предоставления ФИО1 и ее семье, вне очереди, другого жилого помещения по договору социального найма. По требованию о взыскании денежной компенсации морального вреда указала, что основанием для ее взыскание является отключение по распоряжению Администрации Новоржевского района электроснабжения жилого дома <адрес>, в связи с чем, истица и ее несовершеннолетние дети испытывали нравственные страдания, поскольку отсутствовало освещение дома и они не могли пользоваться электрическими бытовыми приборами, что влекло невозможность дистанционного обучения детей, и невозможность длительного хранения продуктов питания. Кроме того, попытки принудительного выселения семьи истицы с участием сотрудников полиции, и сноса жилого дома с применением различной техники, без предоставления другого жилого помещения, также повлекло нравственные страдания истицы и ее несовершеннолетних детей. Размер денежной компенсации был определен, исходя из 50 000 рублей на каждого члена семьи. По требованию о взыскании судебных расходов указала, что данное требование заявлено преждевременно.
Истец ФИО6, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, в своем письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, а также указал, что поддерживает исковые требования в полном объеме.
Ответчик – Администрация Новоржевского района Псковской области, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не предоставила, о причинах неявки представителя в суд не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Третье лицо – Администрация Псковской области, будучи надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не предоставила, в своих письменных возражениях на исковое заявление его представитель ФИО9, и просила рассмотреть дело без участия представителя третьего лица, а также указала, что постановлением Администрации области от <дата>№ признано утратившим силу постановление Администрации области от <дата>№ «О жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, жилищная комиссия при Администрации области прекратила свое существование. Жилищная комиссия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей создана при Комитете по социальной защите Псковской области. Средства областного бюджета перечисляются бюджету соответствующемго муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимя без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Комитетом по социальной защите Псковской области в форме субвенций. Главным распорядителем средств областного бюджета в отношении межбюджетного трансферта – субвенции на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений является Комитет по социальной защите Псковской области, и поэтому, решение суда по данному делу не может повлиять на права и обязанности Администрации области.
Третье лицо – Комитет по социальной защите населения Псковской области, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не представил, в своих возражениях на исковое заявление зам.председателя Комитета ФИО10 возражала против удовлетворения требований ФИО2 и указала, что ФИО2 ранее имела статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Решением жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от <дата> (протокол №), ФИО2 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. На текущую дату ее порядковый номер в Списке – 1027. Всего в списке на указанную дату состоят 2 047 человек. Требование истицы считает незаконным, поскольку оно фактически является требованием о внеочередном обеспечении жилым помещением, что не предусмотрено действующим законодательством.
В соответствии со ст.7 Закона области № 1241-ОЗ, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включаются в Список. Формирование списка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, то есть, Комитетом. В соответствии с п.16 Правил Комитет формирует Список на основании актов о включении в Список, изданных в порядке, предусмотренном п.13 Правил. Комитет ежегодно, в срок до 05 февраля текущего года, на основании подтверждения наличия у лиц, которым в текущем году исполняется 18 лет, лиц от 18 лет и старше, права на предоставление жилых помещений в текущем году, формирует и направляет в территориальные отделы Комитета выписки из Списка в отношении лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в текущем году в соответствующем муниципальном районе. ФИО2 не включена в выписку из Списка лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2021 г. ни в одном из муниципальных образований. Удовлетворение требования истицы о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения повлечет нарушение прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в Список до нее. Также указала, что требование ФИО2 о признании за нею права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, является взаимоисключающим с требование о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку в соответствии с ч.1 и ч.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа, является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.
Третье лицо – Территориальный отдел Новоржевского района Комитета по социальной защите населения Псковской области, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в суд не представил, в своем письменном заявлении, его начальник ФИО11, просила рассмотреть дело без участия представителя отдела.
Суд, заслушав истцов, представителя истицы и исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении искового требования истцов о признании за ними права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, суд исходит из следующего.
Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Новоржевский район» Псковской области от <дата> и выписке из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>., жилой дом <адрес>, с кадастровым номером №, <дата> года постройки, площадью 126,0 м2, является муниципальной собственностью Новоржевского района (т.1 л.д.59,60).
Распоряжением Администрации Новоржевского района от <дата> № 1140-р, на основании заключения межведомственной комиссии № от <дата> о физическом износе жилого дома – 100 %, жилой дом <адрес>, <дата> года постройки, площадью 126,0 м2, признан аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.66,67).
Решением <данные изъяты> от <дата> по делу №, на Администрацию Новоржевского района была возложена обязанность организовать работы по сносу расселенного аварийного дома <адрес>, в срок до <дата> (т.1 л.д.68-70).
В силу п.2 и п.3 раздела I Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата>№, жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Согласно п.34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47, основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующим об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома.
При данных обстоятельствах, признание за истцами права пользования жилым помещением, признанным в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, то есть, не отвечающим критерию жилого помещения, является недопустимым.
При этом, фактическое вселение истцов в жилой дом № по <адрес> в <дата> г., то есть, после признания данного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не влечет возникновение у них права пользования данным жилым помещением, поскольку данный жилой дом им в пользование собственником не предоставлялся, так как такое решение ответчиком не принималось, и договор социального найма не заключался.
Предоставленная в суд справка и.о.заместителя Главы Администрации Новоржевского района ФИО7 от <дата> № №, согласно которой, ФИО5 действительно предоставлено во временное пользование для проживания без регистрации жилое помещение по адресу: <адрес>, не свидетельствует о заключении договора социального найма данного помещения, поскольку действия конкретного должностного лица по предоставлению указанного жилого помещения, не пригодного для проживания и подлежащего сносу, не могут служить доказательством, что данное лицо действовало от имени Администрации Новоржевского района и ему были предоставлены полномочия на такие действия, поскольку договор социального найма жилого помещения не заключался, и в полномочия заместителя Главы района, согласно должностной инструкции (т.1 л.д.133-136), не входит самостоятельное принятие решений от имени органа местного самоуправления, в том числе, по предоставлению жилых помещений и заключению договоров найма жилых помещений с гражданами. При этом, устная договоренность между указанными лицами, также не подтверждает заключение договора социального найма жилого помещения, поскольку в силу ст.57 ЖК РФ и п.7 раздела II Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления и право пользования жилым помещением по договору социального найма жилого помещения возникает на основании договора, заключенного в письменной форме, в соответствии с Типовым договором социального найма жилого помещения, утвержденным Правительством РФ.
Более того, согласно п.26 Приказа Минстроя России от 06 апреля 2018 г. № 216/пр «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма», в соответствии с Жилищным кодексом заселение освободившегося непригодного для проживания жилого помещения не допускается.
Требование истцов о предоставлении им, вне очереди, другого жилого помещения по договору социального найма, также не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, согласно ч.3 ст.40 Конституции РФ, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Как следует из ч.1 и п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Вместе с тем, требование истцов о предоставлении им вне очереди жилого помещения по договору социального найма, исходя из уточненного искового заявления и пояснений представителя истицы в судебном заседании, основано только на праве пользования жилым домом <адрес>, признанным непригодным для проживания и подлежащим сносу.
Однако, как установлено в судебном заседании, данный жилой дом в установленном законом порядке им в пользование не предоставлялся и в удовлетворении искового требования о признании права пользования этим жилым домом им отказано.
Суд не дает оценку фактам регистрации истцов по адресу: <адрес>, и постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании распоряжения Администрации Новоржевского района от <дата> г. № №, фактам отсутствия, принадлежащих им жилых помещений в результате пожаров, по адресу: <адрес> и по адресу: <адрес>, поскольку их исковые требования основаны на другом факте, а в силу ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. И кроме того, сам факт постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не является безусловным основанием предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, исходя из ст.57 ЖК РФ.
Требование истцов о взыскании с ответчика денежной компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
В силу абз.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ч.2 ст.1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку исковые требования истцов основаны на нарушении их имущественных прав, а какие-либо исковые требования, связанные с отключением электроснабжения жилого дома, чем обосновано требование о взыскании денежной компенсации морального вреда, в суд не предъявлены, то требование истцов о компенсации морального вреда, исходя из требования о нарушении имущественных прав, и возможность взыскания которой не предусмотрена законом, не подлежит удовлетворению.
Как следует из ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Поскольку государственная пошлина была уплачена истцами по требованию о признании права пользования жилым помещением, и в удовлетворении данного требования судом отказано, то требование истцов о взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины удовлетворению не подлежит.
Также не подлежит удовлетворению требование истцов о взыскании с ответчика издержек, связанных с рассмотрением дела, поскольку какие-либо доказательства подтверждающие несение этих расходов, в суд не предоставлены.
Требование ФИО2 о предоставлении ей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Как следует из ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.
Согласно ст.20 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступившей в силу для СССР 15.09.1990, ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Статьей 27 данной Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Исходя из п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ, защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из п.1 ст.8 данного Федерального Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Исходя из ст.1 этого же Федерального закона, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ч.3 ст.8 данного Федерального закона, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Как следует из п.7 этой же статьи, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из ч.1 ст.4 Закона Псковской области от 09.01.2013 г. № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с ч.3 ст.4 этого же Закона, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые ранее относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст.5 данного Закона, лица, указанной категории обеспечиваются жилыми помещениями общей площадью не менее 25 м2 на территории соответствующего муниципального района или городского округа области по их выбору.
В соответствии со ст.7 данного Закона, орган опеки и попечительства формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Лица, указанные в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона, включаются в список по достижении возраста 14 лет. Формирование списка осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.9 этого же Закона, финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст.2 Закона Псковской области от 03.06.2011 г.№ 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно ст.1 данного Закона, органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и эти государственные полномочия осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований.
Решением <данные изъяты> от <дата> по делу № ФИО12 лишена родительских прав в отношении дочери – ФИО2, <дата> года рождения.
На основании приказа Территориального управления Новоржевского района № от <дата> несовершеннолетняя ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением.
Как следует из протокола № от <дата> заседания жилищной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ФИО2 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно паспорту гражданина РФ, выданному ТП УФМС России по Псковской области в Новоржевском районе <дата> ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес> (т.1, л.д.91).
Положения ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и иные статьи указанного закона, не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Напротив, по смыслу этих положений, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться незамедлительно после наступления обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов РФ.
В свою очередь, содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование соответствующего Списка осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Установление законом субъекта РФ порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть предоставлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п..
Формирование субъектом РФ Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия, предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Псковской области от 09 января 2013 г. № 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Учитывая, что Законом Псковской области от 03 июня 2011 г. № 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд считает, что обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 25 м2, на территории Пушкиногорского района, лежит на Администрации Пушкиногорского района Псковской области.
Доводы представителя третьего лица о том, что удовлетворение исковых требований приведет к нарушению законных прав иных граждан, включенных в сводный Список ранее, не состоятельны, поскольку в соответствии со ст.9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют, принадлежащие им гражданские права.
При данных обстоятельствах, в условиях наличия у ФИО2 права на обеспечение жильем, что не оспаривается ответчиком, она вправе требовать его реализации, поскольку предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения такой категории граждан как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
При данных обстоятельствах, данное исковое требование ФИО2 подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Учитывая, что предоставление жилого помещения связано с необходимостью получения ответчиком субвенции, а также необходимостью проведения конкурсных процедур на приобретение жилого помещения, что потребует значительного времени и делает невозможным исполнение решения суда непосредственно после вступления его в законную силу, суд устанавливает срок исполнения данного требования, в течение 6-и месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
ФИО6, ФИО5, несовершеннолетним ФИО5 и Б., в лице их законного представителя ФИО5, и ФИО2 в удовлетворении иска к Администрации Новоржевского района Псковской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, об обязании предоставить ФИО6, ФИО5, несовершеннолетним А. и Б., в лице их законного представителя ФИО5, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 250 000 рублей в равных долях, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и издержек, связанных с рассмотрением дела, – отказать.
Исковое требование ФИО2 к Администрации Новоржевского района Псковской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Администрацию Новоржевского района Псковской области предоставить ФИО2, <дата> года рождения, уроженке <адрес>, за счет средств субъекта Российской Федерации, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 25 м2, расположенное на территории Новоржевского района Псковской области, в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Пушкиногорский районный суд Псковской области постоянное судебное присутствие в г.Новоржеве Новоржевского района Псковской области.
Мотивированное решение составлено <дата>
Судья: