ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610 от 31.08.2021 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело 61RS0-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 года <адрес>

Железнодорожный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Студенской Е.А.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО "УК ЖКХ"Достижение", АО "Теплокоммунэнерго" о признании незаконным начисления денежных сумм за коммунальные услуги, обязании совершить определенные действия,

установил:

ФИО1 обратился с иском к ООО "УК ЖКХ "Достижение", АО "Теплокоммунэнерго" о признании незаконным начисления денежных сумм за коммунальные услуги, обязании совершить определенные действия, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ начался отопительный сезон, однако в принадлежащей истцу квартире и квартирах соседей тепло не появилось; ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в котельную, принадлежащую ответчику АО "Теплокоммунэнерго", сотрудник котельной посоветовал обратиться в УК. С утра ДД.ММ.ГГГГ истец и соседи истца пытались выяснить причину отсутствия тепла в телефонном режиме в разговоре с сотрудниками ответчиков, однако сотрудники ООО "УК ЖКХ "Достижение" рекомендовали обращаться в АО "Теплокоммунэнерго", а сотрудники АО "Теплокоммунэнерго" - в ООО "УК ЖКХ "Достижение". Тепло появилось частично только к вечеру ДД.ММ.ГГГГ, на двух стояках из пяти - на кухне площадью 4,8 кв. м и в спальне площадью 13,8 кв. м, что составило 38 % от площади квартиры истца 49 кв. м. Фактически ответчики устранились от оперативного решения проблемы подачи тепла, в связи с чем истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с жалобой к <адрес>, в Государственную жилищную инспекцию <адрес> и в АО "Теплокоммунэнерго".

ДД.ММ.ГГГГ появилось отопление в зале площадью 17,2 кв. м и ванной площадью 2 кв. м, то есть с ДД.ММ.ГГГГ отапливаться стали 37,8 кв. м помещений - 77,1 % от помещений в квартире истца, имеющих батареи.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к сантехникам управляющей компании и представителю управляющей компании с предложением составить акты на отсутствие тепла, но получил отказы. ДД.ММ.ГГГГ истец подал вторую жалобу в АО "Теплокоммунэнерго". Фактически только днем ДД.ММ.ГГГГ квартира истца и соседние квартиры были полностью подключены к теплу.

По мнению истца, ответчик АО "Теплокоммунэнерго" явно завышает расходы по нормативу потребления на квадратный метр и на квартиру истца, так как в октябре 2020 года потребление тепловой энергии в квартире истца, согласно выставленному ответчиком счету, выросло на 252,7 процента в Гкал и на 266,8 процента в денежном выражении по сравнению с октябрем 2019 года, при том, что тепло с ДД.ММ.ГГГГ было только в двух стояках из пяти, среднесуточная температура воздуха в октябре составила 14,1 °С, что означает минимальную температуру теплоносителя и явно не соответствует количеству выставленной к оплате тепловой энергии, характерному для сильнейшего похолодания.

Истец произвел оплату теплоснабжения в сумме 256 рублей за октябрь 2020 года - столько же, сколько истец уплатил за теплоснабжение за октябрь 2019 года, - и 2 040 рублей за ноябрь 2020 года, что составляет 50% от выставленной квитанции за ноябрь 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ истец получил долговую квитанцию по отоплению в сумме 3 993,57 рублей и пени в размере 68,34 рублей с требованием оплатить задолженность в 10-дневный срок.

С наличием и размером задолженности по оплате теплоснабжения истец не согласен, полагает, что при расчете платы за указанную коммунальную услугу не учтены вид батареи, теплоотдача и нагрев воздуха в квартире, норматив нагрева теплоносителя не регулируется в зависимости от температуры наружного воздуха.

Истец также не согласен с ответами Государственной жилищной инспекции по <адрес>-ОГ от ДД.ММ.ГГГГ и АО "Теплокоммунэнерго" от ДД.ММ.ГГГГ, /А от ДД.ММ.ГГГГ, в которых руководители данных организаций ссылаются на Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. и все претензии по отсутствию тепла в квартирах перекладывают на управляющую компанию.

Истец просит суд признать незаконным начисление сумм за отопление, выставленных в квитанциях АО "Теплокоммунэнерго" за октябрь и ноябрь 2020 года в связи с отсутствием тепла на стояках отопления и письменными обращениями в АО "Теплокоммунэнерго" по факту отсутствия отопления в квартире; обязать управляющую компанию ООО "УК ЖКХ "Достижение" составить акты по поэтапному подключению стояков квартиры истца к системе отопления дома; обязать АО "Теплокоммунэнерго" произвести перерасчет сумм за отопление в зависимости от дат подключения комнат к системе отопления за октябрь и ноябрь 2020 года.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, дал суду пояснения, аналогичные изложенным в тексте искового заявления, дополнительно пояснил суду, что обращался в управляющую компанию в устном порядке, на обращения истца сотрудники управляющей компании не реагировали.

Ответчики ООО "УК ЖКХ "Достижение" и АО "Теплокоммунэнерго" в судебное заседание явку представителей не обеспечили, извещены судом о времени и месте судебного заседания. В отношении ответчиков ООО "УК ЖКХ "Достижение" и АО "Теплокоммунэнерго" дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что истец ФИО1 проживает по адресу: <адрес>.

Как следует из представленных в материалы дела счетов-квитанций (л.д. 17-23), истец яв­ляется собственником квартиры и потребителем коммунальных услуг, в том числе, отопления, предоставляемого ответчиком АО "Теплокоммунэнерго".

Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ООО "УК ЖКХ "Достижение".

Согласно п. 3 ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны свое­временно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу требований п. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и комму­нальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за ис­текшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления много­квартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собствен­ников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потреби­тельского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с п.п. 1, 1.1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определя­емого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Фе­дерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Рос­сийской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений при­борами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

Правила предоставления коммунальных услуг собственни­кам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жи­лых домов (далее по тексту – Правила предоставления коммунальных услуг) утвер­ждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства РФ N 808 от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила организации теплоснабжения.

В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг в числе условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) указано круглосуточное их предоставление, а коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Пунктом приложения "Требования к качеству коммунальных услуг" Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрена допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °C до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °C до +12 °C; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °C до +10 °C.

ДД.ММ.ГГГГ истец направил <адрес>, в Государственную жилищную инспекцию <адрес> и АО "Теплокоммунэнерго" жалобу (л.д. 13-14), в которой сообщил, что по состоянию на утро ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес>, в которой он проживает, батареи холодные, равно как и в трех других квартирах, находящихся на тех же стояках отопления; ДД.ММ.ГГГГ он обратился в котельную, принадлежащую ответчику АО "Теплокоммунэнерго", сотрудник котельной посоветовал обратиться в УК. С ДД.ММ.ГГГГ истец и соседи истца неоднократно звонили в управляющую компанию - ООО "УК ЖКХ "Достижение", - а также в АО "Теплокоммунэнерго", однако сотрудники ООО "УК ЖКХ "Достижение" рекомендовали обращаться в АО "Теплокоммунэнерго", а сотрудники АО "Теплокоммунэнерго" - в ООО "УК ЖКХ "Достижение"; фактически данные организации устранились от оперативного решения проблемы подачи тепла, в связи с чем под вопросом правомерность начисления платежей по оплате коммунальных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Государственную жилищную инспекцию <адрес> и АО "Теплокоммунэнерго" с повторной жалобой (л.д. 15-16), в которой указал те же обстоятельства, что и в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ, а также сообщил, что тепло в его квартире появилось частично ДД.ММ.ГГГГ в сопряженных рядом спальне и кухне площадью соответственно 13,8 кв. м и 4,8 кв. м; ДД.ММ.ГГГГ во второй половине дня появилось отопление в зале площадью 17,2 кв. м и ванной площадью 2 кв. м, то есть с ДД.ММ.ГГГГ отапливаться стали 35,8 кв. м помещений - 76,2 % от помещений квартиры, имеющих батареи отопления; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к сантехникам управляющей компании и представителю управляющей компании с предложением составить акты на отсутствие тепла, но получил отказы; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ без отопления остается комната площадью 11,2 кв. м; истец указал на завышенные объемы потребления тепла и просил обязать АО "Теплокоммунэнерго" произвести перерасчет квитанции за октябрь 2020 года и выставить квитанцию на оплату за ноябрь 2020 года исходя из действительного периода подачи тепла, размеров отапливаемых помещений, дат подключения каждого узла (батареи отопления) к системе теплоснабжения дома.

На обращения истца Государственная жилищная инспекция <адрес> направила ответ -ОГ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщила, что провести проверку по вопросам содержания общего имущества, мест общего пользования, соблюдения требований к качеству предоставления коммунальной услуги по отоплению, порядка определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, потребленную в многоквартирном <адрес> в <адрес> не представляется возможным в связи с мероприятиями по ограничению назначения проверок юридических лиц, введенных распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "О мерах по исполнению поручения Председателя Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № ММ-П36-1945", в соответствии с которым приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ назначение проверок, за исключением проведения внеплановых проверок, основанием которых является причинение вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, проверок, результатом которых является выдача разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер; заявителю разъяснен порядок действий при обнаружении некачественного предоставления коммунальных услуг - необходимо подать заявку или направить письменное обращение в управляющую организацию для принятия срочных мер по их устранению и установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, составления акта; заявитель проинформирован о том, что согласно пункту 109 Правил предоставления коммунальных услуг факт нарушения качества коммунальной услуги подтверждается актом проверки, который служит основанием для уменьшения размера платы за соответствующую коммунальную услугу вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

На обращения истца АО "Теплокоммунэнерго" направило ответы исх. от ДД.ММ.ГГГГ и /а от ДД.ММ.ГГГГ, в которых разъяснило, что за нарушение качества коммунальной услуги ресурсоснабжающая организация несет ответственность в том случае, если нарушением качества коммунальной услуги возникло до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, проинформировало истца о порядке начисления платы за тепловую энергию и сообщило, что расчет потребления тепловой энергии на нужды отопления в счет-квитанциях за октябрь 2020 года произведен в соответствии с действующим законодательством и не требует корректировок, направило истцу копию акта о включении отопления жилых домов с перечнем жилых домов, в числе которых присутствие жилой дом по <адрес>, и дата включения в нем отопления - ДД.ММ.ГГГГ.

Установив указанные выше обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Пунктом 109 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено составление акта проверки качества коммунальной услуги. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги, а в случаях, указанных в пункте 148(54) настоящих Правил, также информация, указанная в пункте 124(11) Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила организации теплоснабжения).

Если в ходе проверки факт нарушения качества коммунальной услуги не подтвердится, то в акте проверки указывается об отсутствии факта нарушения качества коммунальной услуги.

Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных в приложении N 1 к настоящим Правилам параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 настоящих Правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами.

Пунктом 148(53) Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к настоящим Правилам, подлежит уменьшению на условиях и в порядке согласно приложению N 3 к настоящим Правилам при соблюдении, в том числе при условии: нарушение качества коммунальной услуги по отоплению и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги по отоплению возникли в результате несоблюдения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяемых в точке поставки на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, факт которого зафиксирован по коллективным (общедомовым) приборам учета тепловой энергии в многоквартирных домах (индивидуальным приборам учета в жилых домах) в порядке, установленном в соответствии с Правилами организации теплоснабжения (пп. "б").

Правилами организации теплоснабжения предусмотрено, что в случае несоблюдения единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, единая теплоснабжающая организация обеспечивает снижение размера платы за поставляемую тепловую энергию (мощность) в порядке, предусмотренном пунктами 124 (8) - 124 (15) настоящих Правил, (п. 124 (7)). Под несоблюдением единой теплоснабжающей организацией включенных в договор теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, понимается зафиксированный в порядке, предусмотренном пунктами 124 (10) - 124 (12) настоящих Правил, факт отклонения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, за пределы разрешенных отклонений, установленные в соответствии с пунктом 124 (4) настоящих Правил (далее - факт нарушения качества теплоснабжения). Факт нарушения качества теплоснабжения фиксируется по показаниям приборов учета тепловой энергии и теплоносителя (п. 124 (8)).

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу требований ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Доказательства, объективно подтверждающие несоблюдение ресурсоснабжающей организацией значений параметров качества теплоснабжения, в материалах дела отсутствуют.

Акт проверки качества услуг отопления либо доказательства обращения истца в управляющую организацию ООО "УК ЖКХ "Достижение" или аварийно-диспетчерскую службу АО "Теплокоммунэнерго" в связи с обнаружением нарушений качества коммунальной услуги истец не представил.

Как сообщил ответчик АО "Теплокоммунэнерго" истцу письмом исх.. от ДД.ММ.ГГГГ, за расчетный период октябрь 2020 года от управляющей компании истца заявок о некачественной поставке тепловой энергии не поступало.

Жалобы истца <адрес>, в Государственную жилищную инспекцию <адрес> и АО "Теплокоммунэнерго" (л.д. 13-16) не являются допустимым доказательством факта нарушения качества коммунальной услуги теплоснабжения, поскольку ни жалобы, ни ответы на них не содержат информации, из которой суд мог бы достоверно установить факт нарушения качества услуги теплоснабжения, оказываемой по месту проживания истца. Указанные жалобы по своему процессуальному характеру являются объяснением стороны, которое в силу требований ч. 1 ст. 68 ГПК РФ подлежит проверке наряду с другими доказательствами.

Поскольку факт отсутствия отопления в квартире истца в октябре и ноябре 2020 года не доказан, исковые требования о признании незаконным начисления сумм за отопление, выставленных истцу в квитанциях АО "Теплокоммунэнерго" за октябрь и ноябрь 2020 года в связи с отсутствием отопления в квартире, а также обязании АО "Теплокоммунэнерго" произвести перерасчет сумм за отопление за октябрь и ноябрь 2020 года, не подлежат удовлетворению.

Требования истца об обязании ООО "УК ЖКХ "Достижение" составить акты по поэтапному подключению стояков квартиры истца к системе отопления дома также не подлежат удовлетворению, поскольку истец не представил доказательств обращения к ответчику ООО "УК ЖКХ "Достижение" за составлением указанных актов и отказа ответчика либо уклонения от их составления, а также в связи с тем, что в материалы дела не представлены допустимые доказательства, содержащие информацию о конкретных нарушениях качества коммунальной услуги теплоснабжения, сведения о которых могут быть внесены в соответствующий акт. Как следует из пункта 109 Правил предоставления коммунальных услуг, акт проверки качества коммунальной услуги составляется непосредственно по итогам проверки, однако проверка качества услуги теплоснабжения по состоянию на октябрь-ноябрь 2020 года в настоящее время невозможна.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к ООО «УК ЖКХ «Достижение», АО «Теплокоммунэнерго» о признании незаконным начисления денежных сумм за коммунальные услуги, обязании совершить определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.

Судья

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ