ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610002-01-2021-001225-14 от 08.04.2021 Железнодорожного районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2-850/2021

УИД № 61RS0002-01-2021-001225-14

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону

Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Яценко К.С.,

с участием истца ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности выплатить пособие на погребение в предельном размере, с учетом индексации,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону о выплате пособия на погребение, указав в обоснование на то, что 16 сентября 2020 года он обратился в УПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о выплате социального пособия на погребение своей матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам рассмотрения указанного заявления истцу выдано поручение на доставку социального пособия на погребения в размере 5 272, 31 рублей, с чем истец не согласен, указывая на то, что размер пособия на погребение с 1 февраля 2020 года должен составлять 6 124 рубля 86 копеек, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.01.2020г. № 61.

В обоснование иска истец ФИО2 также указывает на то, что отказом в выплате пособия на погребение в сумме 6 124, 86 рублей ему были причинены длительные морально-нравственные страдания.

Приводя в исковом заявлении ссылки на указанные обстоятельства, истец ФИО2 считает действия пенсионного органа незаконными и необоснованными, просит суд обязать ответчика выплатить ему пособие на погребение в полном объеме в размере 6 124 рубля 86 копеек и возложить на ответчика расходы на оплату государственной пошлины.

На основании Постановления Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.09.2020г. № 636п произошла реорганизация некоторых территориальных органов ПФР в Ростовской области, в том числе в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону, путем присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Ростова-на-Дону, которое в свою очередь переименовано в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное).

Сведения о реорганизации ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону также внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается представленной в материалы дела выпиской из ЕГРЮЛ.

В связи с проведенной реорганизацией ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону судом, с согласия истца, в порядке ст. 41 ГПК РФ произведена замена ненадлежащего ответчика с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону на надлежащего ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное).

Истец ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, дал объяснения, аналогичные по содержанию приведенным в обоснование иска доводам, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ранее представила письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что предусмотренные законом основания для выплаты пособия на погребение в требуемом истцом предельном размере в данном случае отсутствуют.

Дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя ответчика рассмотрено судом в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав в судебном заседании истца, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.

Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст.1).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона, погребение - обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ содержит исчерпывающий перечень услуг по погребению, которые оказываются на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, стоимость которых определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности (пункты 1 и 3).

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в п.1 ст.9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, федеральный законодатель осуществил правовое регулирование вопроса о размере социального пособия на погребение, определяемого из стоимости предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, ограничив его максимальный размер.

Следовательно, размер социального пособия на погребение в каждом конкретном муниципальном образовании равен стоимости услуг, предусмотренных пунктом 1 статьи 9 Федерального закона о погребении, установленной органами местного самоуправления этого муниципального образования, и выплачивается в таком размере при условии, что не превышает 4 000 рублей (по состоянию на 1 января 2009 года) с последующей ее ежегодной индексацией и применением районного коэффициента (при наличии).

Гарантированный перечень услуг по погребению, установленный статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996г. «О погребении и похоронном деле» включает в себя: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996г. «О погребении и похоронном деле» стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч. 2 ст. 3, ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации)

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п.17 ч.1 ст.15).

Статья 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со ст.ст. 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, Федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения (пп.9 п.1, п.1.1).

Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с поименованным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела, порядок деятельности которых определяется названными органами (п.п.1,2 ст.25, ст.29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Согласно п. 2.1.3 ГОСТ 32609-2014 - это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.

В городе Ростове-на-Дону такой специализированной службой является Муниципальное унитарное предприятие специализированных коммунальных услуг (МУП СКУ г.Ростова-на-Дону).

Стоимость услуг по погребению, предоставляемых Муниципальным унитарным предприятием специализированных коммунальных услуг (МУП СКУ) города Ростова-на-Дону, в соответствии с гарантированным перечнем услуг по погребению, закрепленным ст.9 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996г. «О погребении и похоронном деле», утверждена Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 17 ноября 2016 года № 1670 и складывается из:

- оформление документов, необходимых для погребения: 0 рублей;

- предоставление, доставка гроба и др. предметов для погребения: 2057, 95 рублей;

- перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий): 953, 37 рублей;

- погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом): 2260,99 рублей.

Итого, общая сумма возмещаемых расходов согласно Гарантированному перечню, составляет 5272, 31 рублей.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности по отношению к умершему на день смерти; органом социальной защиты населения по месту жительства, в случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности на день смерти и не являлся пенсионером; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти.

В силу п. 3 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец ФИО2 обратился в УПФР в Железнодорожном районе г.Ростова-на-Дону 16 сентября 2020 года с заявлением о выплате социального пособия на погребение своей матери ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ; к заявлению приобщил необходимые документы (справку о смерти, свидетельство о смерти).

На основании указанного заявления в этот же день, 16.09.2020 года, специалистом Управления ПФР в Железнодорожном районе г. Ростова-на-Дону истцу ФИО2 было выдано поручение с квитанцией № 737023/20 от 16.09.2020 года на доставку (получение) социального пособия на погребение на сумму 5272, 31 рублей. Социальное пособие на погребение по указанным выплатным документам было получено истцом.

В случае организации похорон на возмездной основе лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, социальное пособие выплачивается в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению: стоимости услуг на оформление документов, необходимых для погребения; на предоставление и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения; на перевозку тела или останков умершего на кладбище или в крематорий; на погребение или кремацию с последующей выдачей урны с прахом (п.1 ст.9, п.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле").

Размер социального пособия на погребение выплачивается в размере, не превышающем с 01.02.2020 года величины 6 124, 86 рублей (без учета районных коэффициентов) (п.1 ст.10 Закона № 8-ФЗ; п.1 Постановления Правительства РФ от 29.01.2020г. № 61); с 01.02.2021 года – величины 6 424,98 рублей (п.1 ст.10 Закона № 8-ФЗ; п.1 Постановления Правительства РФ от 28.01.2021г. № 73).

Постановлением Правительства РФ от 29.01.2020г. № 61, на которое ссылается истец в обоснование иска, установлен коэффициент индексации с 1 февраля 2020 года 1,030 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных определенными нормативными актами, в том числе статьями 9 и 10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле».

Поскольку указанными положениями Федерального закона от 12.01.1996г. № 8-ФЗ установлен предельный размер социального пособия на погребение, соответственно, и индексируется именно предельный размер такого пособия.

Областной закон Ростовской области от 03.05.2005 N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета" регулирует отношения, связанные с предоставлением материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 3 указанного выше Областного закона Ростовской области от 03.05.2005 N 303-ЗС в случае если погребение осуществляется за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг по погребению, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Областного закона, но не превышающем 7795 рублей.

Размер социального пособия на погребение ежегодно увеличивается исходя из определенного областным законом об областном бюджете уровня инфляции. Проиндексированная сумма подлежит округлению до целого рубля в сторону увеличения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 03.05.2005 N 303-ЗС в случае если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, в том числе в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи граждан, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Как было указано выше, размер социального пособия на погребение в городе Ростове-на-Дону утвержден Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 17 ноября 2016 года № 1670 и складывается из:

1) оформление документов, необходимых для погребения: 0 рублей;

2) предоставление, доставка гроба и других предметов для погребения: 2057, 95 рублей;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий): 953, 37 рублей;

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом): 2260,99 рублей.

Итого, общая сумма возмещаемых расходов согласно Гарантированному перечню, составляет 5 272, 31 рублей.

На момент обращения истца с заявлением о выплате социального пособия на погребение указанная сумма Администрацией города Ростова-на-Дону не изменялась. Таким образом, социальное пособие на погребение в городе Ростове-на-Дону выплачивается в размере 5 272,31 рублей вплоть до издания Администрацией города соответствующего нормативного документа об изменении указанной суммы.

В силу приведенных выше положений законодательства, в частности в силу положений п. 3 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, правом определять стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению наделены органы местного самоуправления.

По приведенным мотивам суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворении исковых требований о выплате социального пособия на погребение в предельном размере, установленном с учетом индексации Постановление Правительства РФ от 29.01.2020 N 61 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году", поскольку, как было указано выше, размер пособия на погребение определен ответчиком в соответствии с положениями действующего законодательства, действующего на момент обращения истца с заявлением о получении пособия на погребение.

Утверждение истца о причинении ему длительных моральных и нравственных страданий допустимыми доказательствами не подтверждено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО2 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ростове-на-Дону (межрайонное) о возложении обязанности выплатить пособие на погребение в предельном размере, с учетом индексации – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.В. Новикова

Мотивированный текст составлен 13.04.2021