Дело№ 2-1967/2021
УИД № 61RS0002-01-2021-004763-70
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре судебного заседания Яценко К.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону Хоянян Л.О., представителя ответчика ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аргонавт» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов,
установил:
прокурор Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону обратившись в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аргонавт» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в обоснование иска указал на то, что прокуратурой Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону на постоянной основе в рамках надзора за исполнением требований федерального законодательства осуществляется надзорная деятельность за соблюдением требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Проверкой, проведенной в мае 2020 года, выявлены нарушения требований законодательства в указанной сфере правоотношений в деятельности ООО «Аргонавт», осуществляющего торговую деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес> в <адрес>, в части соблюдения охраняемых законом интересов и прав инвалидов на общедоступность объектов социальной инфраструктуры.
По результатам проверки установлено, что здание, в котором ООО «Аргонавт» осуществляет коммерческую деятельность, относится к объектам социальной инфраструктуры. ООО «Аргонавт» не в полной мере соблюдает требования действующего законодательства о социальной защите инвалидов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в Своде правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пр (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
Так, в нарушение пункта 6.5.1 Свода правил отсутствуют элементы информирования и ориентирования маломобильных групп населения, оборудованные знаками доступности, указывающими места входа, выхода.
В нарушение пункта 6.5.9 Свода правил в помещении отсутствуют информирующие тактильные таблички для инвалидов по зрению с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Таким образом, проверкой установлено, что на обследованном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству.
Для всех категорий инвалидов обследованный объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска. Отсутствие предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска, и отсутствие информирования влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей реализации общегражданских, экономических и иных прав и свобод.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о социальной защите инвалидов заместителем прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ ООО «Аргонавт» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер ООО «Аргонавт» предложено сообщить в прокуратуру района в месячный срок, установленный ст. 24 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации».
В прокуратуру поступил ответ на представление от ООО «Аргонавт», что нарушения будут устранены в кратчайшие сроки.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, в котором ООО «Аргонавт», осуществляет торговую деятельность, и прилегающей территории, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению не установлена; отсутствует кнопка вызова сотрудника на площадку, доступная для инвалида, а также отсутствует табличка поясняющая назначение кнопки.
Приводя в обоснование иска ссылки на указанные выше обстоятельства, а также на положения ст. ст. 17, 27 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» истец просит суд возложить на ООО «Аргонавт» обязанность устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов, а именно: оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес>, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) для инвалидов по зрению; оборудовать здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку, а также установить табличку, поясняющую назначение кнопки.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Хоянян Л.О. заявила ходатайство об отказе от иска в части исковых требований о возложении на ответчика обязанности оборудовать занимаемое ответчиком здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку, а также установить табличку, поясняющую назначение кнопки, в связи с урегулированием данного спора во внесудебном порядке и добровольным исполнением ответчиком требований прокурора в указанной части. В остальной части представитель истца исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные по содержанию приведенным в обоснование иска доводам, обратила внимание суда на то, что представленное в материалы дела фото с изображением таблицы на здании не является мнемосхемой, просила в указанной части исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), не опровергая тот факт, что размещенная на здании таблица не является мнемосхемой, пояснил, что ответчик намерен устранить указанное нарушение требований законодательства о социальной защите инвалидов в разумный срок.
Выслушав в судебном заседании представителей истца и ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию зданий и помещений, закреплены в Своде правил СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, утвержденном приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пр (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Среди этих принципов: полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.
В соответствии с п. 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидом по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.
Пунктом 8.1.6 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
В данном деле судом установлено, что на основании решения заместителя прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону № от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка ООО «Аргонавт», осуществляющего деятельность, связанную с реализацией продуктов питания населению, в здании по адресу: <адрес> в <адрес>.
По результатам прокурорской проверки, проведенной в мае 2020 года, выявлены нарушения требований законодательства в части соблюдения охраняемых законом интересов и прав инвалидов на общедоступность объектов социальной инфраструктуры в деятельности ООО «Аргонавт», осуществляющего торговую деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес> в <адрес>, а именно: в здании отсутствует мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, а также отсутствует доступная для инвалида кнопка вызова сотрудника на площадку, с табличкой, поясняющей назначение кнопки.
В связи с выявленными нарушениями законодательства о социальной защите инвалидов заместителем прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Аргонавт» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер ООО «Аргонавт» предложено сообщить в прокуратуру района в месячный срок, установленный ст. 24 ч. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации».
В прокуратуру поступил ответ от ООО «Аргонавт» на представление прокурора о том, что нарушения будут устранены в кратчайшие сроки.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ осмотра здания, расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, в котором ООО «Аргонавт», осуществляет торговую деятельность, и прилегающей территории, информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению не установлена; отсутствует доступная для инвалида кнопка вызова сотрудника на площадку, а также отсутствует табличка поясняющая назначение кнопки.
Представленный в материалы дела фотоснимок с изображением на входной двери здания таблицы с режимом работы и адреса ООО «Аргонавт» не подтверждает факт исполнения ответчиком предписания прокурора и факт устранения нарушений положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов в части оборудования здания мнемосхемой (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, поскольку установленная ответчиком на двери здания таблица не является предусмотренной законом информационной мнемосхемой (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании.
Иные доказательства, свидетельствующие об исполнении ответчиком предписания прокурора и об устранении нарушений положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов в указанной части, суду не представлены.
Выявленные по результатам проведенной прокурорской проверки нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Поскольку на момент рассмотрения данного дела выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиком положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов в части оборудования здания мнемосхемой (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению не устранены, суд приходит к выводу о наличии в данном деле предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований прокурора в части возложения на ответчика ООО «Аргонавт» обязанности оборудовать занимаемое ответчиком здание мнемосхемой (тактильной схемой движения) для инвалидов по зрению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Определяя срок, необходимый ответчику для устранения выявленных прокурорской проверкой нарушений требований действующего законодательства регулирующего сферу социальной защиты прав инвалидов, суд принимает во внимание принцип разумности исполнения решения суда, учитывает социально значимый характер спорного вопроса, связанный с необходимостью обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и приходит к выводу, что исполнение решения суда в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу является разумным и соответствует целям государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации.
В процессе рассмотрения дела представитель истца отказалась от исковых требований к ответчику в части возложения на ответчика обязанности оборудовать здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку, а также табличкой, поясняющей назначение кнопки в связи с исполнением требований прокурора ответчиком в указанной части.
Согласно части 1 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (часть 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу четвертому статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.
В судебном заседании представителю истца судом разъяснены предусмотренные положениями ст. 221 ГПК РФ последствия прекращения производства по делу.
В приобщенном к материалам дела письменном заявлении истца об отказе от части исковых требований также указано на то, что предусмотренные законом последствия отказа истца от иска истцу известны, ясны и понятны.
Из совокупности представленных стороной ответчика в материалы дела доказательств также следует, что на момент рассмотрения данного дела установленные по результатам проверки нарушения ответчиком положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов в части оборудования здания доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку, а также табличкой, поясняющей назначение кнопки, ответчиком устранены, что явилось основанием для обращения истца с заявлением об отказе от исковых требований в указанной части.
Установив обстоятельства дела, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным принять от истца отказ от иска в части возложения на ответчика обязанности оборудовать здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку и табличкой, поясняющей назначение кнопки, поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, и прекратить производство по делу, разъяснив сторонам последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 ГПК РФ, а именно, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 173, 194-199, 220, 221, 224-225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Аргонавт» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов – удовлетворить.
Возложить на ООО «Аргонавт» обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание, расположенное по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемой (тактильной схемой движения) для инвалидов по зрению.
Принять от прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону отказ от иска в части исковых требований к ООО «Аргонавт» о возложении обязанности оборудовать здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку и табличкой, поясняющей значение кнопки.
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц кООО «Аргонавт» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов в части требований о возложении обязанности оборудовать здание доступной для инвалида кнопкой вызова сотрудника на площадку и табличкой, поясняющей значение кнопки, – прекратить.
Разъяснить сторонам спора, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Новикова
Мотивированный текст решения изготовлен 20.08.2021