Дело № 2-198/2022
УИД №61RS0004-01-2021-010369-24
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года г.Ростов-на-Дону
Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Саницкой М.А.,
при секретаре Дергачевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства, архитектуры и территориального развития <адрес>, НКО «<адрес> фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», ООО «Строительное управление – 1 «ЮгСтройИнвест-Дон», Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Департаменту координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону, Региональной службе государственного строительного надзора <адрес>, Управлению Росреестра по <адрес> об обязании восстановления записи о доме в реестре проблемных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, указав в его обоснование, что на основании договора об участии в долевом строительстве №Н5 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Развитие», является участником долевого строительства многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, в соответствии с которым застройщик обязался построить дом и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать участнику долевого строительства двухкомнатную <адрес> общей площадью 57 кв.м., а истец обязалась уплатить цену договора в размере 1 960 000,00 руб. и принять объект. Истец исполнила свои обязательства по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, однако до настоящего времени жилое помещение не получила.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела о банкротстве ООО «Развитие» №А53-28697/14 требования ФИО1, как участника долевого строительства, признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «Развитие».
Решением Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ договор участия в долевом строительстве №Н5 от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Развитие» многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес> признан заключенным.
В соответствии с Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№/пр «О составе сведений единого реестра проблемных объектов» спорный <адрес> в г.Ростове-на-Дону был признан таковым и включен в реестр проблемных объектов, что подтверждается реестром проблемных объектов, размещенным на официальном сайте Правительства РО, а также ответом Региональной службы государственного строительного надзора РО от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 Министерством строительства, архитектуры и территориального развития РО дан ответ, согласно которому проблемный дом по <адрес> исключен из плана-графика в связи с обеспечением прав пострадавших участников долевого строительства, включенных в реестр пострадавших граждан, путем предоставления инвестором иных жилых помещений. Однако данное утверждение не соответствует действительности, поскольку истцу такое жилье представлено не было, а неправомерное исключение дома из списка проблемных объектов лишает истца возможности на восстановление своих прав в будущем, поскольку сам застройщик ООО «Развитие» ликвидирован и дом снесен.
В соответствии с Постановлением Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ№, устанавливающим порядок предоставления жилых помещений пострадавшим участникам долевого строительства, обязательным условием для обеспечения права на жилое помещение является включение многоквартирного дома в реестр проблемных объектов.
Истец обратилась в Департамент координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону с заявлением о включении ее в список на обеспечение прав на жилое помещение, в удовлетворении которого было отказано ответом от ДД.ММ.ГГГГ№.35/2967 со ссылкой на отсутствие дома в реестре проблемных объектов.
Считая свои права нарушенными, истец просит обязать ответчиков восстановить запись о доме по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, в реестре проблемных объектов.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила для представления своих интересов в судебном заседании представителя по доверенности ФИО2, в связи с чем в отсутствие истца дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца по доверенности ФИО2 в судебном заседании уточнил в порядке ст.39 ГПК РФ заявленные исковые требования, указав в их обоснование, что для признания объекта проблемным необходимо наличие одного из условий, закрепленных ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ. При этом банкротство застройщика не является обязательным условием для признания объекта проблемным, в связи с чем сведения об объекте строительства, расположенном по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес> подлежат включению в единый реестр проблемных объектов. В связи с изложенным, представитель истца просил возложить на ответчиков обязанность разместить в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведения, необходимые для включения объекта строительства, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, в единый реестр проблемных объектов.
Представитель ответчика Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против заявленных требований и просил в их удовлетворении отказать, указав, что в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ многоквартирный дом автоматически включается в единый реестр проблемных объектов в единой информационной системе жилищного строительства при одновременном наличии двух условий: субъекты информации, в т.ч. застройщик, разместили информацию и документы, предусмотренные Федеральным законом №214-ФЗ и объект соответствует критериям проблемного объекта, установленного ч.1.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ. ООО «Развитие» прекратило свою деятельность, исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем обязательства ООО «Развитие» перед ФИО1 прекращены и объект строительства по <адрес> в г.Ростове-на-Дону не соответствует критериям проблемного объекта.
Представитель ответчика Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону ФИО4 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, указав, что по объекту строительства по <адрес> в г.Ростове-на-Дону 25 граждан, являющиеся участниками долевого строительства, были включены в реестр пострадавших граждан и им были предоставлены иные жилые помещения. В связи с тем, что договор участия в долевом строительстве не был зарегистрирован ФИО1 в Управлении Росреестра по РО, в удовлетворении ее заявления о включении в реестр было отказано.
Ответчики Министерство строительства, архитектуры и территориального развития <адрес>, НКО «<адрес> фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», ООО «Строительное управление – 1 «ЮгСтройИнвест-Дон», Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства», Управлению Росреестра по <адрес>, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, в связи с чем в отсутствие представителей ответчиков дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.
Заслушав позицию представителя истца по доверенности ФИО2, выслушав мнения представителей ответчиков Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> по доверенности ФИО3 и Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону ФИО4, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом ФИО1 и ООО «Развитие» был заключен договор участия в долевом строительстве №Н5, в соответствии с которым застройщик обязался построить дом многоквартирный дом по <адрес> в г.Ростове-на-Дону и после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию передать участнику долевого строительства двухкомнатную <адрес> общей площадью 57 кв.м., а истец обязалась уплатить цену договора в размере 1 960 000,00 руб. и принять объект (л.д. 18-22,23).
Истец исполнила свои обязательства по договору участия в долевом строительстве в полном объеме, однако до настоящего времени объект долевого строительства застройщиком до настоящего времени ей не передан
Решением Советского районного суда г.Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ№ договор участия в долевом строительстве №Н5 от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Развитие» многоквартирного жилого дома по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес> признан заключенным (л.д. 28-35).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в рамках дела о банкротстве ООО «Развитие» №А53-28697/14 требования ФИО1, как участника долевого строительства, признано обоснованным и включено в реестр требований кредиторов о передаче жилых помещений ООО «Развитие» (л.д. 24-27).
Полагая свои права нарушенными, истец ФИО1 обратилась по вопросу оказания социальной поддержки участникам долевого строительства по <адрес> в г.Ростове-на-Дону.
Ответом Региональной службы государственного строительного надзора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ истцу ФИО1 было сообщено, что многоквартирный дом по <адрес> в г.Ростове-на-Дону был признан проблемным объектом и включен в план-график («дорожную карту»), срок реализации которого – 4 квартал 2021 года. Этим же ответом истцу было сообщено, что ответственным за актуализацию план-графика и представление информации о ходе его реализации является министерство строительства, архитектуры и территориального развития <адрес> (л.д. 62-63).
ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 Министерством строительства, архитектуры и территориального развития РО дан ответ №.6/1837, согласно которому проблемный дом по <адрес> исключен из плана-графика в связи с обеспечением прав пострадавших участников долевого строительства, включенных в реестр пострадавших граждан, путем предоставления инвестором иных жилых помещений. Учитывая, что договор участия в долевом строительстве по указанному объекту за ФИО1 не зарегистрирован, обеспечение ее имущественных и личных неимущественных прав возможно в рамках судебного производства (л.д. 64-65).
Ответом НКО «<адрес> фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» от ДД.ММ.ГГГГ№.12/299 ФИО1 было сообщено, что решениями Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ ей было отказано во включении в реестр пострадавших граждан в связи с несоответствием заявителя критериям, установленным приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/<адрес> же ответом ей сообщено, что объект строительства, расположенный по адресу: <адрес> в г.Ростове-на-Дону, не соответствует критериям проблемного объекта, предусмотренным п. 1.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», поскольку застройщик ликвидирован, дом снесен по решению суда и не может быть введена процедура банкротства застройщика – конкурсное производство (л.д. 66-67).
Вместе с тем, отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ.
В соответствии с п.1.1 ст.23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов представляет собой систематизированный перечень сведений о проблемных объектах. При этом под проблемными объектами понимаются многоквартирные дома и (или) иные объекты недвижимости, в отношении которых застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и (или) обязанности по передаче объекта долевого строительства участнику долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве либо застройщик признан банкротом и в отношении его открыто конкурсное производство в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», если при банкротстве застройщика применяются правила параграфа 7 главы IX указанного Федерального закона.
Из содержания приведенного положения закона следует, что для признания объекта проблемным достаточно установить наличие любого из перечисленных условий.
В судебном заседании установлено, что застройщиком более чем на шесть месяцев нарушены сроки завершения строительства (создания) многоквартирного дома.
Согласно п.1 ст.2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства в <адрес>», устанавливающего меры поддержки участников долевого строительства многоквартирных домов, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, и их объединений, а также инвесторов, обеспечивающих права указанных лиц на жилые помещения, пострадавшим участником долевого строительства является, в частности: а) гражданин, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, признанный пострадавшим в соответствии с установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти критериями и включенный в реестр пострадавших граждан, предусмотренный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; в) гражданин, чьи денежные средства привлечены по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве многоквартирного дома, включенного в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», либо гражданин, сведения о котором исключены из реестра пострадавших граждан, указанного в пп.«а» настоящего пункта, в связи с включением сведений о соответствующем многоквартирном доме в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо гражданин, чьи требования о передаче жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в единый реестр проблемных объектов, установлены в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Таким образом, в настоящее время ведение реестра пострадавших граждан, как направления деятельности по оказанию мер поддержки граждан, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения застройщиками обязательств, возникающих из договоров участия в долевом строительстве, фактически заменено ведением единого реестра проблемных объектов.
Однако изменение подходов государственного регулирования в области долевого строительства в целом и в сфере защиты прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, не может влечь за собой различия в условиях доступности получения гражданами правовой защиты со стороны государства.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента координации строительства и перспективного развития г.Ростова-на-Дону ФИО4 не отрицала, что 25 граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес> в г.Ростове-на-Дону, были включены в реестр пострадавших граждан и им были предоставлены иные жилые помещения. В связи с тем, что договор участия в долевом строительстве не был зарегистрирован истцом ФИО1 в Управлении Росреестра по РО, в удовлетворении ее заявления о включении в указанный реестр было отказано.
Кроме того, из ответа Региональной службы государственного строительного надзора <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что многоквартирный дом по <адрес> в г.Ростове-на-Дону был признан проблемным объектом и включен в план-график («дорожную карту»), по осуществлению мер по решению проблем граждан, включенных в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, срок реализации которого – 4 квартал 2021 года. (л.д. 62-63).
При таких обстоятельствах, в условиях совершения государством действий, направленных на предоставление мер поддержки части граждан, заключивших договоры об участии в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес> в г.Ростове-на-Дону и включенных в ранее действовавший реестр пострадавших граждан, отказом во включении данного объекта в действующий в настоящее время единый реестр проблемных объектов нарушаются права истца ФИО1, являющейся участником долевого строительства того же объекта, на получение подобных мер государственной поддержки. Фактически таким отказом истец ставится в неравное положение с иными лицами, имеющими в связи с указанным выше возможность реализации права на получение мер государственной поддержки ввиду неисполнения застройщиком условий заключенных с ними договоров долевого участия в строительстве многоквартирного дома, что недопустимо.
Доводы представителя ответчика Региональной службы государственного строительного надзора <адрес> о несоответствии объекта по <адрес> в г.Ростове-на-Дону требованиям п.1.1 ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ, убедительными признаны быть не могут.
В судебном заседании установлено, что в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ООО «Развитие» требования ФИО1, как участка долевого строительства о передаче жилого помещения в виде двухкомнатной <адрес> общей площадью 57 кв.м., расположенной по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, включены в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «Развитие» определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что на истца ФИО5 в полной мере распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ, в том числе и в части положений, предусматривающих отдельные меры государственной поддержки граждан, чьи права и законные интересы нарушены.
При таком положении, суд приходит к выводу о том, что объект строительства по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес> отвечает требованиям, предъявляемым к проблемным объектам, в связи с чем в соответствии с п.1.1 ст. 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ подлежит включению в единый реестр проблемных объектов.
Согласно части 1.2 статьи 23.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ единый реестр проблемных объектов формируется в электронной форме в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, на основании сведений, размещаемых субъектами информации.
В силу части 3.1 статьи 23.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 214-ФЗ субъектами информации являются, в том числе, контролирующие органы.
В соответствии с абз.1 п.2 Правил размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством РФ, в единой информационной системе жилищного строительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О единой информационной системе жилищного строительства» (далее – Правила), информация размещается указанными в ч.3.1 ст.23.3 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» субъектами информации самостоятельно, без предварительного запроса о ее предоставлении единым институтом развития в жилищной сфере, определенным Федеральным законом «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимся оператором системы жилищного строительства, без его согласия на такое размещение и не требует проведения оператором предварительной проверки содержания размещаемой информации.
Таким образом, в настоящее время законодателем установлен упрощенный порядок реализации механизма защиты прав граждан – участников долевого строительства, позволяющий в автоматическом режиме, путем использования систем взаимодействия между органами исполнительной власти осуществлять мероприятия по восстановлению нарушенных прав граждан.
Согласно п.4 Правил под контролирующими органами в настоящих Правилах понимаются осуществляющие государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых осуществляется такое строительство.
Согласно Положению о региональной службе государственного строительного надзора <адрес>, утвержденному постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, Региональная служба государственного строительного надзора <адрес> является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным, в частности, на осуществление регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Таким образом, Региональная служба государственного строительного надзора <адрес> на уровне субъекта Российской Федерации является контролирующим органом в области долевого строительства многоквартирных домов, выступая в связи с этим также в качестве субъекта информации, на основании которой формируется единый реестр проблемных объектов.
Разрешая вопрос о способе восстановления прав и законных интересов истца ФИО1, суд полагает необходимым возложить на указанного выше ответчика обязанность по размещению в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведения, необходимые для включения объекта строительства, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, в единый реестр проблемных объектов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
уточненные исковые требования истца ФИО1- удовлетворить.
Возложить на Региональную службу государственного строительного надзора <адрес> обязанность по размещению в единой информационной системе жилищного строительства средствами, предусмотренными программно-аппаратным комплексом этой системы, сведения, необходимые для включения объекта строительства, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, в единый реестр проблемных объектов.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.03.2022 года.
Судья М.А. Саницкая