Дело № 2-2162/2019
УИД № 61RS0009-01-2019-002542-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Бондаренко Я.В., с участием представителя истца Бужинской Л.П., представителя ответчика ФИО1, представителя третьего лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Азовской районной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» о возложении обязанностей выполнения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Азовской районной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» (далее – Азовская РООООР) о возложении обязанностей выполнения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.
В обоснование исковых требований указал, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступившей информации, в рамках исполнения пункта ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка соблюдения законов Азовской РООООР в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий.
По результатам проведенной проверки в деятельности Азовской РООООР выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ), Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Закон № 52-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 209-ФЗ).
В соответствии с охотхозяйственными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Соглашения), заключенными между Азовским РООООР и Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области (далее – Минприроды Ростовской области), охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создания охотничьей инфраструктуры. Сведения о местоположении, границах и площади предоставленного в пользование охотничьего угодья указаны в разделе II Соглашения. Согласно разделу Соглашения «Права и обязанности охотпользователя» охотпользователь обязуется: создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания, проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, проводить внутрихозяйственное охотоустройство, осуществлять производственный охотничий контроль.
Однако Азовской РООООР производственный охотничий контроль в границах предоставленных охотничьих угодий не осуществлялся в связи с отсутствие в организации производственных охотничьих инспекторов, прошедших обучение и сдавших экзамен в уполномоченном органе исполнительной власти Ростовской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
По результатам проведенной проверки природоохранным прокурором председателю правления Азовской РООООР внесено представление об устранении нарушений законов, на основании возбужденного природоохранным прокурором дела об административном правонарушении должностное лицо организации привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 КоАП РФ. Постановление о назначении административного наказания в виде штрафа вступило в законную силу в установленном законом порядке.
Согласно ответу Азовской РООООР следует, что в целях устранения нарушений законов, информация о кандидате для прохождения экзамена направлена в Минприроды Ростовской области, при этом фактически производственный охотничий контроль работниками Азовской РООООР не осуществляется, в связи с отсутствием в штате организации лиц, уполномоченных на осуществление производственного охотничьего контроля.
В целях контроля фактического устранения нарушений законов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов природоохранной прокуратурой в Минприроды Ростовской области истребованы сведения о проведенных в истекшем ДД.ММ.ГГГГ года экзаменах и выданных удостоверениях, предоставляющих право осуществлять производственный охотничий контроль.
По информации Минприроды Ростовской области от 18.06.2019 № 28.2-2.6/2375 кандидаты от Азовской РООООР экзамен на право получения удостоверения производственного охотничьего инспектора, предоставляющего право на осуществление производственного охотничьего контроля на территории закрепленных охотничьих угодий не прошли, удостоверения им не выдавались.
В соответствии со ст.24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Вместе с тем, до настоящего времени требования прокурора не исполнены, производственный охотничий инспектор в штате организации отсутствует. Указанное нарушение не позволяет полноценно осуществлять производственный охотничий контроль на территории закрепленных охотугодий, принимать должные меры по пресечению правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку федеральным законодательством производственный охотничий инспектор призван обеспечить законное использование охотничьих ресурсов, предупреждать и пресекать правонарушения в сфере охоты.
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а, подав заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
На основании изложенного Ростовский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Азовскую РООООР в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие работника, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового договора, успешно прошедшего проверку знаний требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, получившего удостоверение установленного образца.
Представитель истца прокурор Бужинская Л.П. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО1 в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях.
Представитель третьего лица Минприроды Ростовской области ФИО2 в судебное заседание явился, иск просил удовлетворить.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Ростовской межрайонной природоохранной прокуратурой на основании поступившей информации, в рамках исполнения пункта 2 плана работы на 1-ое полугодие 2019 года, проведена проверка соблюдения законов Азовской РООООР в сфере охраны и использования охотничьих ресурсов на территории закрепленных охотничьих угодий.
По результатам проведенной проверки в деятельности Азовской РООООР выявлены нарушения Закон № 7-ФЗ, Закон № 52-ФЗ и Закон № 209-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 Закона № 7-ФЗ охрана окружающей среды это
деятельность, в том числе общественных объединений, некоммерческих
организаций, юридических лиц, направленная на сохранение и восстановление
природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов.
Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность
должна осуществляться на основе принципов, в том числе: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; сохранения биологического разнообразия.
В силу ст. 1 Закона № 52-ФЗ устойчивое использование объектов животного мира это использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. Охрана животного мира это деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечению устойчивого существования животного мира.
Статьей 34 Закона № 52-ФЗ к видам пользования животным миром отнесена охота.
В соответствии со ст. 35 Закона № 52-ФЗ пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, нормативными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. Пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
Согласно ст. 40 Закона № 52-ФЗ пользователи животным миром обязаны, в том числе: соблюдать установленные правила и нормативы, обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира.
В силу ст. 1 Закона № 209-ФЗ охотничье хозяйство это сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере. Требования к порядку заключения, содержанию охотхозяйственных соглашений, а также права и обязанности охотпользователя регламентированы статьей 27 Закона № 209-ФЗ.
В соответствии с охотхозяйственными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенными между Азовской РООООР и Минприроды Ростовской области, охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры. Сведения о местоположении, границах и площади предоставленного в пользование охотничьего угодья указаны в разделе II Соглашений. Согласно разделу Соглашений «Права и обязанности охотпользователя» охотпользователь обязуется: создавать и содержать охотничью инфраструктуру, проводить мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания; проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов; проводить внутрихозяйственное охотустройство; осуществлять производственный охотничий контроль.
Статьей 41 Закона № 209-ФЗ установлено, что под производственным охотничьим контролем понимается деятельность юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Производственный охотничий контроль осуществляется в границах охотничьих угодий, указанных в охотхозяйственных соглашениях. Производственный охотничий контроль осуществляется производственным охотничьим инспектором, успешно прошедшим проверку знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, при наличии удостоверения установленного образца. Юридические лица или индивидуальные предприниматели направляют кандидата, информацию о нем в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для прохождения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора. Порядок осуществления производственного охотничьего контроля, порядок отстранения производственных охотничьих инспекторов от осуществления производственного охотничьего контроля, порядок проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, образцы удостоверения и нагрудного знака производственного охотничьего инспектора и порядок выдачи, замены, сдачи таких удостоверения и нагрудного знака, аннулирования такого удостоверения, форма акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Производственные охотничьи инспектора вправе:
1) проверять по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора выполнение требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе соблюдение правил охоты и параметров осуществления охоты, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также наличие охотничьего билета, путевки, разрешения на добычу охотничьих ресурсов и разрешения на хранение и ношение охотничьего огнестрельного и (или) пневматического оружия;
2) производить по предъявлении удостоверения производственного охотничьего инспектора при наличии достаточных данных о нарушениях требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов лицом, находящимся в границах охотничьего угодья, осмотр вещей, находящихся при указанном лице (в том числе орудий охоты, продукции охоты), остановку и осмотр транспортных средств без нарушения целостности и вскрытия осматриваемых вещей, транспортных средств и их частей;
3) в ходе осмотра вещей и транспортных средств, указанных в пункте 2 настоящей части, использовать средства фото- и видеофиксации;
4) в случае выявления нарушений требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, а также в случае причинения вреда охотничьим ресурсам и среде их обитания юридическими лицами и гражданами при осуществлении ими охоты в границах охотничьего угодья составлять акты о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
5) сообщать о готовящемся или совершенном правонарушении или преступлении, связанных с нарушением законодательства Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в соответствующие органы государственного надзора или органы внутренних дел и направлять в указанные органы необходимые материалы.
В нарушение указанных норм закона и Порядка осуществления производственного охотничьего контроля, утвержденного приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№, Азовской РООООР, являющейся пользователем охотничьих ресурсов на основании Соглашений, в период, исчисляемый с даты заключения Соглашений от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и по ДД.ММ.ГГГГ производственный охотничий контроль в границах предоставленных охотничьих угодий не осуществлялся в связи с отсутствием в организации производственных охотничьих инспекторов, прошедших обучение и сдавших экзамен в уполномоченном органе исполнительной власти <адрес> в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Отсутствие производственного охотничьего контроля не позволяет обеспечивать устойчивое существование и использование охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, что в свою очередь противоречит основным принципам в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания, предусмотренных ст. 12 Закона № 52-ФЗ.
По результатам проведенной проверки природоохранным прокурором председателю правления Азовской РООООР внесено представление об устранении нарушений законов от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании возбужденного природоохранным прокурором дела об административном правонарушении должностное лицо Азовской РООООР привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 8.37 КоАП РФ.
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о назначении административного наказания в виде штрафа вступило в законную силу в установленном законом порядке.
Согласно ответу Азовской РООООР следует, что в целях устранения нарушений законов, информация о кандидате для прохождения экзамена направлена в Минприроды Ростовской области, при этом фактически производственный охотничий контроль работниками Азовской РООООР не осуществляется, в связи с отсутствием в штате организации лиц, уполномоченных на осуществление производственного охотничьего контроля.
В целях контроля фактического устранения нарушений законов в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов природоохранной прокуратурой в Минприроды Ростовской области истребованы сведения о проведенных в истекшем ДД.ММ.ГГГГ года экзаменах и выданных удостоверениях, предоставляющих право осуществлять производственный охотничий контроль.
По информации Минприроды Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ кандидаты от Азовской РООООР экзамен на право получения удостоверения производственного охотничьего инспектора, предоставляющего право на осуществление производственного охотничьего контроля на территории закрепленных охотничьих угодий не прошли, удостоверения им не выдавались.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
До настоящего времени требования прокурора не исполнены, производственный охотничий инспектор в штате организации отсутствует. Указанное нарушение не позволяет полноценно осуществлять производственный охотничий контроль на территории закрепленных охотугодий, принимать должные меры по пресечению правонарушений в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов и привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, поскольку федеральным законодательством производственный охотничий инспектор призван обеспечить законное использование охотничьих ресурсов, предупреждать и пресекать правонарушения в сфере охоты.
В силу ч. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ при заключении охотхозяйственного соглашения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры. Данная обязанность Азовской РООООР реализуется не в полном объеме.
Кроме того, поскольку правом законного пользования охотничьими ресурсами по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, обладает каждый гражданин (ст. 33 Закона № 52-ФЗ), вышеуказанное нарушает права неопределенного крута лиц, которые находятся и могут находиться в будущем в зоне влияния производственной деятельности Азовской РООООР.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности и обоснованности исковых требований.
Доводы представителя Азовской РООООР суд считает несостоятельными на основании следующего.
Приказом Минприроды России от 09.01.2014 N 4 «Об утверждении Порядка проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2014 N 31819) утвержден порядок проведения проверки знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора (далее – Порядок).
В соответствии с п. 14 Порядка комиссия обеспечивает размещение утвержденного перечня вопросов, предлагаемых кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований, на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационных стендах уполномоченного органа.
Азовской РООООР указано на то, что на официальном сайте Минприроды Ростовской области экзаменационные вопросы вывешены не были, в связи с чем, сотрудники Азовской РООООР – кандидаты в производственные охотничьи инспектора не могли подготовиться к экзамену.
Суд считает указанный довод несостоятельным, так как ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Азовской РООООР – кандидаты в производственные охотничьи инспектора участвовали в сдаче экзамена, следовательно, знали круг вопросов на экзамене. Доказательств отсутствия вопросов на информационном стенде Минприроды Ростовской области не представлено, при этом представитель третьего лица указал, что вопросы на информационном стенде Минприроды Ростовской области вывешены.
Довод Азовской РООООР о том, что в настоящее время официальном сайте Минприроды Ростовской области экзаменационные вопросы вывешены, однако в нарушение п. № Порядка отсутствуют вопросы к ним, суд также считает несостоятельным.
Согласно п№ Порядка вопросы, предлагаемые кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований, оформляются в форме тестов с не менее чем трехвариантным ответом. Вопросы, предлагаемые кандидатам в производственные охотничьи инспектора на проверке знания требований, должны иметь единственный правильный ответ.
Таким образом, из анализа пунктов № Порядка не следует, что на официальном сайте Минприроды Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационных стендах должны быть вывешены ответы на экзаменационные вопросы. № Порядка регулирует порядок оформления самого экзамена.
Довод Азовской РООООР о том, что решение суда не может быть исполнено в течение трех месяцев и зависит от «доброй воли» Минприроды Ростовской области, а также об отсутствии срока в течение которого, охотпользователь обязан обеспечить наличие производственного охотничьего инспектора у себя в штате, суд считает не состоятельным.
Согласно п. 4 Порядка с целью организации и проведения проверки знания требований в уполномоченном органе создается комиссия по проверке знания требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора.
В силу п. 8 Порядка комиссия осуществляет проверку знания требований не реже чем один раз в квартал при наличии у Комиссии поступивших документов в отношении кандидатов в производственные охотничьи инспектора.
Исходя из положений п. 9 Порядка комиссия не позднее чем за 50 (пятьдесят) дней до предполагаемой даты проведения проверки знания требований обеспечивает размещение на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и на информационных стендах уполномоченного органа информации о проведении проверки знания требований с указанием даты, времени, места проведения проверки знания требований, а также сроков начала и окончания представления документов в отношении кандидатов в производственные охотничьи инспектора.
В соответствии с п. 15 Порядка в целях прохождения кандидатами в производственные охотничьи инспектора проверки знания требований юридические лица или индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения, работниками которых являются кандидаты в производственные охотничьи инспектора, направляют в уполномоченный орган по месту нахождения охотничьего угодья следующую информацию и документы в отношении кандидатов в производственные охотничьи инспектора:
1) направление на прохождение проверки знания требований, оформленное на бумажном носителе на бланке юридического лица или индивидуального предпринимателя, подписанное уполномоченным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо его законным представителем, с указанием наименования, почтового адреса, адреса электронной почты и номера контактного телефона юридического лица или фамилии, имени, отчества (при наличии), почтового адреса, адреса электронной почты и номера контактного телефона индивидуального предпринимателя, фамилий, имен, отчеств (при наличии), числа, месяца, года рождения, места жительства, номера контактного телефона, почтового адреса, адреса электронной почты кандидатов в производственные охотничьи инспектора;
2) копию трудового договора кандидата в производственные охотничьи инспектора, заверенную юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, работником которого является кандидат в производственные охотничьи инспектора;
3) согласие кандидата в производственные охотничьи инспектора на обработку его персональных данных, данное в письменной форме в соответствии с положениями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно п. 16 Порядка помимо документов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, юридические лица или индивидуальные предприниматели в отношении своих работников - кандидатов в производственные охотничьи инспектора в целях прохождения ими проверки знания требований вправе направить по собственной инициативе в уполномоченный орган по месту нахождения охотничьего угодья копии охотничьих билетов и разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия соответствующих кандидатов в производственные охотничьи инспектора.
Таким образом, сбор комиссии для прохождения экзамена зависит от наличия поступивших заявок от охотпользователей. Экзамен должен проводиться не реже одного раза в квартал, при наличии у комиссии поступивших документов в отношении кандидатов в производственные охотничьи инспектора.
Суд приходит к выводу о том, что заявленный прокурором срок в три месяца для устранения нарушений закона является достаточным в силу приведенных выше положений. Устранение нарушений не зависит от «доброй воли» Минприроды Ростовской области, а зависит исключительно от действий Азовской РООООР и ее сотрудников. Отсутствие срока, в течение которого охотпользователь обязан обеспечить наличие производственного охотничьего инспектора у себя в штате, не свидетельствует о неправомерности иска, так как Азовской РООООР от даты заключения Соглашений по настоящее время продолжает нарушать Закон № 7-ФЗ, Закон № 52-ФЗ и Закон № 209-ФЗ, фактически не выполняет возложенные на нее обязанности.
Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ростовского межрайонного природоохранного прокурора к Азовской районной общественной организации «Общество охотников и рыболовов» о возложении обязанностей выполнения требований законодательства об охоте и сохранении охотничьих ресурсов удовлетворить.
Обязать Азовскую районную общественную организацию «Общество охотников и рыболовов» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить наличие работника, выполняющего обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового договора, успешно прошедшего проверку знаний требований к кандидату в производственные охотничьи инспектора, получившего удостоверение установленного образца.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированная часть решения суда изготовлена 09.09.2019 года.