ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610009-01-2020-000792-53 от 09.09.2020 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1045/2020

УИД № 61RS0009-01-2020-000792-53

Решение

Именем Российской Федерации

Азовский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Нижникова В.В., при секретаре Севостьяновой Е.В., с участием представителя истца Смирнова А.Г. и представителя ответчика Литвиненко Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Микаелян ФИО6 к ПАО «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, неустойки, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Микаелян С.Л. (далее – истец) обратилась в Азовский городской суд с иском к ПАО «Сбербанк России» (далее – Банк, ответчик) о защите прав потребителей.

Истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ неустановленное лицо поступило доступ к персональным данным истца, в результате чего с банковской карты истца были списаны денежные средства в размере <данные изъяты>.

<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истец подала ответчику претензию о возврате денежных средств, однако получила отказ.

Истец считает, что хищение средств стало возможно в результате несовершенства безопасности сервисов Банка, следовательно, ущерб подлежит взысканию с Банка. Также истец, считает, что с ответчика подлежит взысканию неустойка, предусмотренная пунктом 5 статьи 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», компенсация морального вреда в силу статьи 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Истец просит суд взыскать с ответчика денежные средства в размере <данные изъяты>, неустойку за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>, взыскать штрафа, предусмотренный законом о защите прав потребителей.

В последующем истец уточнил исковые требования и просил признать необоснованной выставленную сумму за потребленную электроэнергию за период времени ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Истец в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.

Представитель истца Смирнов А.Г. в судебное заседание явился, иск просил удовлетворить.

Представитель ответчика Литвиненко Ю.Д. в судебное заседание явился, в удовлетворении иска просил отказать, так как истец добровольно предоставила одноразовый пароль злоумышленникам.

Судебное заседание проведено в порядке статьи 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.

Изучив собранные по делу доказательства, выслушав участников процесса, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В силу пункта 3 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Статья 848 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что банк обязан совершать для клиента операции, предусмотренные для счетов данного вида законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота, если договором банковского счета не предусмотрено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Статья 856 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик на основании заявления истца выдал международную дебетовую карту Сбербанка России ФИО7. В последующем ДД.ММ.ГГГГ произведен перевыпуск карты на новый - <данные изъяты>). В заявлении на выдачу карты истец просила Банк подключить услугу «ФИО8».

Также, согласно заявлению на выдачу карты, истец с Условиями использования карт, Памяткой Держателя и Тарифами Сбербанка России ознакомлена, согласна и обязалась их выполнять.

ДД.ММ.ГГГГ через систему «Сбербанк Онлайн» с использованием реквизитов карты истца, были совершены следующие расходные операции.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно пункту 2.16. Условий, Держатель обязуется не сообщать ПИН, контрольную информацию, код клиента, логин (идентификатор пользователя), постоянный/одноразовый пароли, пароль Мобильного устройства, в памяти которого сохранены номер и срок действия NFC-карты (далее - реквизиты NFC-карты), не передавать Карту (ее реквизиты), Мобильное устройство, в памяти которого сохранены реквизиты NFC-карты, третьим лицам, предпринимать необходимые меры для предотвращения утраты, повреждения, хищения Карты, Мобильного устройства, в памяти которого сохранены реквизиты NFС-карты.

В силу пункта 9.6 Условий услуга Уведомления по карте - услуга информирования Клиента об операциях и авторизациях по Картам и о ссудной задолженности по кредитным картам посредством SMS-банка (Мобильного банка) или в Мобильном приложении Банка посредством push-уведомлений. Для получения Уведомлений по карте Клиенту необходимо наличие подключения Мобильного устройства к мобильной подвижной радиотелефонной связи и/или сети Интернет. Уведомления по карте направляются Банком в виде SMS-сообщений и/или Push-уведомлений. Условия подключения и предоставления Услуги Уведомления по карте определены в договоре карты ПАО «Сбербанк».

В соответствии с пунктом 9.20 Условий клиент соглашается с получением услуг посредством Системы «Сбербанк Онлайн» через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при её передаче через сеть Интернет.

Согласно пункту 2.5 Условий клиенту предоставляется возможность использовать Карту для оплаты товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях, включая Интернет, получения/внесения наличных денежных средств на счет Карты в подразделениях Банка, в других кредитных организациях, через устройства самообслуживания, получения денежных средств в торгово-сервисных предприятиях/получения денежных средств при оплате покупки в торгово-сервисных предприятиях, а также совершения операций через удаленные каналы обслуживания.

Услуга "Мобильный банк" - услуга дистанционного доступа клиента к своим счетам/вкладам и другим продуктам в банке, предоставляемая банком клиенту с использованием мобильной связи по номеру мобильного телефона.

Согласно п. 2.14. Условий документы, оформленные при совершении операций по карте, могут быть подписаны личной подписью держателя либо составлены с использованием аналога собственноручной подписи держателя: ПИНа, кодов, сформированных на основании биометрических данных держателя карты, постоянного/одноразового пароля.

Такая возможность прямо предусмотрена положением пункта 3 статьи 847 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, операции по перечислению (списанию) денежных средств со счетов/вкладов клиента осуществляются исключительно на основании заявления, поручения и/или распоряжения клиента, оформленного по установленной банком форме, подписанного клиентом собственноручно, либо составленного с использованием способов идентификации и аутентификации, определенных договором.

Кроме того, услуги предоставляются при условии положительной идентификации и утентификации клиента на основании идентификатора пользователя и постоянного пароля.

В соответствии с пунктом 10.8 Условий, клиент соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы. подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются банком и клиентом равнозначными документам на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде. Указанные документы являются основанием для проведения банком операций и могут подтверждать факт заключения, исполнения, расторжения договоров и совершения иных действий (сделок).

Клиент соглашается с получением услуг посредством системы «Сбербанк Онлайн» через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть Интернет. При этом банк не несет ответственность за убытки, понесенные клиентом в связи с неправомерными действиями третьих лиц.

В соответствии с пунктом 10.5 Условий подключение держателя к услуге «Сбербанк Онлайн» осуществляется при условии наличия у держателя действующей карты, подключенной к услуге "Мобильный банк".

В пункте 10.18.1 Условий истец обязуется хранить Идентификатор Пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли в недоступном для третьих лиг,месте, ие передавать их для совершения операций другим лицам.

Согласно пункту 2.58 Условий банковского обслуживания физических лиц, указана информация по IVR - система самообслуживания (с голосовым меню), доступная клиенту при звонке в контактный Центр Банка, позволяющая клиенту с использованием тоновых клавиш на телефонном аппарате получить информацию в автоматическом режиме (без соединения с оператором), либо соединиться с оператором Контактного Центра Банка по тематике, выбранной клиентом в голосовом меню системы. По вопросу функционала системы IVR необходимо обращаться к владельцам процесса.

При совершении спорных операций в сети Интернет Истцом были правильно введены реквизиты карты Клиента, а также использованы уникальные одноразовые пароли, направленные Банком SMS-сообщениями на номер телефона <данные изъяты>, подключенные к услуге «Мобильный банк» по карте. SMS-сообщения были сформированы Банком и направлены оператору сотовой связи по вышеуказанному номеру. SMS-сообщения содержали информацию о подтверждаемых операциях и сумме платежа, а также предупреждение о том, что пароль не должен передаваться третьим лицам.

При осуществлении спорных операций банк принял надлежащие меры, обеспечивающие безопасность используемых им программно-аппаратных средств, исключил возможность получения одноразовых паролей, направленных на номер мобильного телефона клиента, посторонним лицам, что исключает ответственность банка за проведение спорных операций. При этом ни законом, ни договором на банк не возложена обязанность возмещения похищенных со счетов денежных средств в отсутствии доказательств виновных действий банка. Ответственность банка за совершение операций по счету неуполномоченными лицами с использованием реквизитов карты, а также идентификатора, постоянного пароля и иных идентификационных признаков не предусмотрена ни договором, ни нормами действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения.

Как указано в постановлении о возбуждении уголовного дела ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> неустановленное лицо, находясь в неустановленном месте, посредством мобильной связи, позвонило истцу с номеров , и, представившись сотрудником Банка, под предлогом безопасности счета, сказал, что с карты истца мошенники пытаются снять денежные средства. На мобильный телефон истца пришли смс-сообщения с кодом, который истец назвала неустановленному лицу, а также сообщила трехзначные код карты. После чего неустановленное лицо похитило денежные средства с банковской карты истца в размере <данные изъяты>

На основании вышеизложенного, суд полагает, что истец в телефонном разговоре предоставила доступ к своим персональным данным посторонним лицам, в связи с чем, нарушила Условия использования банковских карт и тем самым допустила списание денежных средств с карты.

Таким образом, в удовлетворении иска надлежит отказать, так как нарушений в действиях ответчика не установлено. В удовлетворении требований о взыскании неустойки, компенсации морального вреда надлежит отказать, так как указанные требования производны.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Микаелян ФИО9 к ПАО «Сбербанк России» о взыскании денежных средств, неустойки, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ростовский областной суд через Азовский городской суд Ростовской области с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 15.09.2020 года.