Административное дело № 12-3/2021
УИД № 61RS0009-01-2020-003392-13
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Судья Азовского городского суда Ростовской области Нижников В.В., рассмотрев с участием защитника генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО9 по доверенности ФИО7, представителей Минприроды Ростовской области по доверенности ФИО8, помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3, дело по жалобе генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 на постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ заведующего сектором надзора за недропользованием управления государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО4 о привлечении к административной генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заведующего сектором надзора за недропользованием управления государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ генеральный директор АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Признавая генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 виновной в совершении данного административного правонарушения, заведующий сектором надзора за недропользованием управления государственного экологического надзора, старший государственный инспектор <адрес> в области охраны окружающей среды ФИО4 пришел к выводу о том, что Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ АО «Донтрансгидромеханизация» предоставлена лицензия № с целевым назначением и видами работ «Строительство и эксплуатация подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых, при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> на участке недр, расположенном <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Границы лицензионного участка, согласно лицензии №, расположены на <адрес>.
АО «Донтрансгидромеханизация» на основании лицензии № в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществляло строительство глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> на земельном участке с № Строительство сводного пруда для рыборазведения в районе <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ велось на основании разработанной в ДД.ММ.ГГГГ проектной документации. В ДД.ММ.ГГГГ строительство глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> приостановлено.
Согласно техническому проекту, разработанному в ДД.ММ.ГГГГ АО «Донтрансгидромеханизация» в рамках строительства глубоководного пруда для рыборазведения использует земельный участок с <адрес> расположен штабель песчаного грунта, изъятого при строительстве пруда.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром земельных участков с <адрес> установлено, что АО «Донтрансгидромеханизация» с использованием экскаватора осуществляет разработку отвала песка, добытого в результате строительства глубоководного пруда для рыборазведения и расположенного в соответствии с техническим проектом на <адрес>, а с помощью грузовых транспортных средств осуществляет перемещение размещение его в рыбоводном пруде с <адрес>, расположенном в границах земельного участка с кадастровым номером <адрес>. Далее при помощи бульдозера производится выравнивание отвалов песка с формированием на поверхности пруда вертикальной насыпи. Земельный участок с <адрес> представляет собой пруд для рыборазведения.
Таким образом, по мнению административного органа, установлен факт вывоза общераспространенного полезного ископаемого – песка с территории земельного участка с <адрес>
АО «Донтрансгидромеханизация» в нарушении статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) в отсутствие документов, подтверждающих волеизъявление собственника полезных ископаемых, изъятых при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> на участке недр, <адрес> размещает их в рыбоводном пруде с <адрес>
Деятельность АО «Донтрансгидромеханизация» осуществляется на основании Устава, утвержденного решением общего собрания акционеров от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании пункта № Устава единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор. В соответствии с приказом АО «Донтрансгидромеханизация» от ДД.ММ.ГГГГ№ генеральным директором является ФИО1.
Таким образом, действия должностного лица - генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ - пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 подала жалобу, в которой указала, что АО «Донтрансгидромеханизация» была выдана лицензия № с целевым назначением и видами работ «Строительство и эксплуатация подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых, при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> на участке недр, <адрес>» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
АО «Донтрансгидромеханизация» не получало лицензию на пользование недрами с целью их разведки и добычи, а изъятый из недр песчаный грунт был получен и сформирован в штабели в процессе строительства глубоководного пруда в полном соответствии с целевым назначением полученной АО «Донтрансгидромеханизация» лицензии.
Таким образом, извлеченный при строительстве песок не был добыт в том правовом смысле, который придается данному термину Законом «О недрах», то есть не был получен в рамках деятельности по лицензии на право пользования недрами с целевым назначением разведки и добычи.
Между тем, с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменениями регионального законодательства АО «Донтрансгидромеханизация» утратило право реализации сырья, извлеченного при строительстве глубоководного пруда, в связи с чем, изучение и стандартизация песчаного грунта на лицензионном участке не проводится, реализация грунта третьим лицам не осуществляется. При этом песчаный грунт не относится к полезным ископаемым и не включен в Перечень общераспространенных полезных ископаемых по <адрес> (Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№
На основании изложенного, просила суд отменить постановление и производство по делу прекратить.
Генеральный директор АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте судебного заседания посредством судебной повестки.
Защитник генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, доводы жалобы поддержала.
Представитель органа, вынесшего обжалуемое постановление, по доверенности ФИО2, в судебное заседание явилась, в удовлетворении жалоба просила отказать.
Помощника Ростовского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 в судебное заседание явился, в удовлетворении жалоба просил отказать.
Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока на подачу жалобы на оспариваемое постановление, срока привлечения генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» к административной ответственности, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.5 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом правонарушения являются отношения, складывающиеся в связи с реализацией права государственной собственности на недра.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ представляет собой действия по пользованию недрами без лицензии, то есть расценивается как самовольное недропользование.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.
Субъектами правонарушения являются граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели без образования юридического, юридические лица, в том числе иностранные.
Из материалов дела следует, что Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ АО «Донтрансгидромеханизация» предоставлена лицензия № с целевым назначением и видами работ «Строительство и эксплуатация подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых, при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (№).
Границы лицензионного участка, согласно лицензии, расположены <адрес>
АО «Донтрансгидромеханизация» на основании указанной лицензии в ДД.ММ.ГГГГ осуществляло строительство глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> на земельном <адрес>. Строительство глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ велось на основании разработанной в ДД.ММ.ГГГГ проектной документации. В ДД.ММ.ГГГГ строительство глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> приостановлено.
Согласно техническому проекту, разработанному в ДД.ММ.ГГГГ, АО «Донтрансгидромеханизация» в рамках строительства глубоководного пруда для рыборазведения использует земельный участок с <адрес>
Ростовская межрайонная природоохранная прокуратура провела ДД.ММ.ГГГГ осмотр земельных участков с кадастровыми № в результате которой установлено, что АО «Донтрансгидромеханизация» с использованием экскаватора осуществляет разработку отвала песка, добытого в результате строительства глубоководного пруда для рыборазведения и расположенного в соответствии техническим проектом <адрес>, а с помощью грузовых транспортных средств осуществляет перемещение песка и размещение его в рыбоводном пруде с <адрес> Далее при помощи бульдозера производится выравнивание отвалов песка с формированием на поверхности пруда вертикальной насыпи. Земельный участок с <адрес> представляет собой пруд для рыборазведения. Указанные обстоятельства подтверждаются справками ФИО10.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ№ перемещенное минеральное сырье является общераспространенным полезным ископаемым – песком.
Таким образом, установлен факт вывоза общераспространенного полезного ископаемого - песка с территории <адрес>.
Полезное ископаемое - песок, вывезенный с территории <адрес>.
Согласно схематическому чертежу, составленному Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, по результатам обмера ДД.ММ.ГГГГ отвала песка, <адрес>
В силу абзаца 1 статьи 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 статьи 1.2. Закона о недрах добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
В статье 10.1 Закона о недрах одним из оснований возникновения права пользования участками недр названо принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Из содержания статьи 11 Закона о недрах следует, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователями недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 1.3 Условий пользования недрами (приложение к лицензии №) с целью строительства и эксплуатации подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых при строительстве пруда, недропользователю предоставляется право реализации минерального сырья (пород), извлеченного из недр при реконструкции прудов, включенного в перечень общераспространенных ископаемых по Ростовской области и по своему качеству соответствующего национальному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
В статье 12 Закона о недрах определено, что условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Пунктом 11.1 Условий пользования недрами к лицензии № предусмотрено, что в случае вступления всех или отдельных положений настоящих условий в противоречие с положениями вновь принятого законодательства Российской Федерации, недропользователь обязан руководствоваться вновь принятым законодательством Российской Федерации, с обязательным внесением дополнений в настоящие условия.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 275-ЗС «О недропользовании на территории Ростовской области» к видам пользования участками недр местного значения для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, относятся строительство и эксплуатация подземных сооружений местного и регионального значения.
В силу пункта 1 статьи 1 Областного закона Ростовской области от 29.07.2015 № 394-ЗС «О признании утратившими силу отдельных положений Областного закона в сфере недропользования» из числа объектов, строительство и эксплуатация которых возможна в рамках пользования участками недр местного значения для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, исключены искусственно создаваемые пруды.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Ростовской области, утвержденным совместным Распоряжением Минприроды России и Администрацией Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ пески (кроме формовочных, стекольных, абразивных, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащих рудные металлы в промышленных концентрациях) являются общераспространенными полезными ископаемыми.
Статьей 3 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О недропользовании на территории Ростовской области» установлено, что недра в границах территории Ростовской области, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
В силу положений статьи 4 Областного закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О недропользовании на территории Ростовской области» добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, государственной собственности Ростовской области, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Право на добычу из недр полезных ископаемых возникает на основании лицензии на право пользования недрами с целевым назначением разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых. Такое целевое назначение в предоставленной АО «Донтрансгидромеханизация» лицензии № отсутствует.
Кроме того, АО «Донтрансгидромеханизация» не имеет лицензий на право пользования недрами с целевым назначением разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых на территории <адрес>.
В связи с тем, что право пользования недрами в целях добычи полезных ископаемых у АО «Донтрансгидромеханизация» не имеется, строившийся в ДД.ММ.ГГГГ обществом глубоководный пруд на земельном участке с <адрес> не является подземным сооружением местного значения, АО «Донтрансгидромеханизация» не имеет законных оснований владеть, пользоваться и распоряжаться полезным ископаемым - песком, извлеченным из недр при строительстве данного пруда с момента вступления Областного закона Ростовской области от 29.07.2015 № 394-ЗС в силу (с 03.08.2015), поскольку добытые полезные ископаемые, расположенные <адрес> являются государственной собственностью.
В соответствии со статьей 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования, распоряжения свои имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, только собственник имеет право распоряжаться минеральным сырьем, в том числе перемещать минеральное сырье по его усмотрению, при этом его действия не должны противоречить закону и иным правовым актам и нарушать права и охраняемые законом интересы других лиц.
Учитывая изложенное, деятельность АО «Донтрансгидромеханизация» по извлечению из ранее сформированного отвала и дальнейшему перемещению минерального сырья - песка в рыбоводный пруд с <адрес>, без лицензии на право пользования недрами фактически направлена на завладение государственной собственностью.
Кроме того, предоставленная Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес>ДД.ММ.ГГГГ АО «Донтрансгидромеханизация» лицензия № с целевым назначением и видами работ «Строительство и эксплуатация подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых, при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения» после вступления в законную силу Областного закона Ростовской области от 29.07.2015 № 394-ЗС «О признании утратившими силу отдельных положений областных законов в сфере недропользования» не предоставляет право владения, пользования и распоряжения извлеченными полезными ископаемыми.
Следовательно, деятельность по перемещению полезного ископаемого - песка с территории горного отвода (отвала) в рыбоводный пруд <адрес> требует получении государственного разрешения - лицензии на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи.
Об этих обстоятельствах АО «Донтрансгидромеханизация» осведомлено, более того АО «Донтрансгидромеханизация» обращалось в Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области с заявлением об участии в аукционе, проведенном ДД.ММ.ГГГГ Минприроды Ростовской области на право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи песка на участке <адрес>, а именно на добычу полезных ископаемых из отвала песчаного грунта, образованного с ДД.ММ.ГГГГ на основании ранее выданной лицензии № АО «Донтрансгидромеханизация» на строительство подземного сооружения местного значения, не связанного с добычей полезных ископаемых, при реконструкции пруда для рыборазведения вблизи <адрес>
Следовательно, АО «Донтрансгидромеханизация» знало о необходимости получения лицензии на перемещение (добычу) песка извлеченного при строительстве глубоководного пруда для рыборазведения в районе <адрес> при этом без получения соответствующего разрешения (лицензии), по своему усмотрению использовало общераспространенное полезное ископаемое - песок, в качестве строительных материалов для формирования площадки в центральной части акватории пруда с <адрес>, принадлежащего ФИО6 для размещения рыболовных беседок, обслуживания прудов и рыбоводного оборудования, а фактически в интересах третьих лиц.
Кроме этого, деятельность АО «Донтрансгидромеханизация» по перемещению общераспространенного полезного ископаемого - песка в акваторию пруда с <адрес> позволила ФИО6 избежать финансовых затрат на приобретение строительных материалов (общераспространенных полезных ископаемых - песка) при реконструкции принадлежащего ему на праве собственности рыбоводного пруда с <адрес> при формировании площадки (засыпке части акватории) в центральной части пруда для площадки складирования строительных материалов, размещения рыболовных беседок, обслуживания прудов и рыбоводного оборудования.
Довод представителя АО «Донтрансгидромеханизация» о том, что общество освобождало земельный участок законно, а именно на основании решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ не находит своего объективного подтверждения в виду следующего.
В резолютивной части решения Арбитражного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ № № указано, что АО «Донтрансгидромеханизация» обязано освободить занимаемый обществом земельный участок <адрес> и передать указанный земельный участок правообладателю по акту приема-передачи. При этом, способ освобождения земельного участка с № в резолютивной части решения суда не указан, равно как и то, что перемещение указанного отвала песка может осуществляться в нарушение статьи 11 Закона о недрах без соответствующего разрешения (лицензии) и статьи 209 ГК РФ без волеизъявления собственника полезных ископаемых. Судом лишь указан документ, на основании которого земельный участок должен быть передан правообладателю, а именно по акту приема-передачи.
Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно протоколом об административном правонарушении, экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ№, фотоиллюстрациями, объяснениями, лицензией, Условиями пользования недр, являющимися приложением к данной лицензии, должностной инструкцией, выпиской ЕГРЮЛ, выпиской ЕГРН и другими материалами дела об административном правонарушении.
При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности должностного лица – генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, не усматривается, а административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и отвечает принципам соразмерности, справедливости и не является максимальным.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 не установлено, прихожу к выводу о том, что принятое по делу об административном правонарушении постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ является законным, обоснованным, отмене или изменению не подлежит.
Оснований для прекращения производства по делу, в данном случае так же не усматриваю.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заведующего сектором надзора за недропользованием управления государственного экологического надзора, старшего государственного инспектора Ростовской области в области охраны окружающей среды ФИО4№ от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Донтрансгидромеханизация» ФИО1 без удовлетворения.
Судья