ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 610009-01-2021-002384-46 от 20.07.2021 Азовского городского суда (Ростовская область)

УИД №61RS0009-01-2021-002384-46№2-2198/2021Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г.Азов

Азовский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Кисловой Е.В.,

при секретаре Сухомлиновой П.Н.

с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям ФИО1 к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о взыскании компенсации морального вреда по защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Азовский городской суд с иском к ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону" в лице Азовского филиала о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со ст. 157.2 ЖК РФ ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону" предоставляет коммунальные услуги электроснабжения в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В платежном документе для внесения платы за коммунальные услуги электроснабжения потребленную в жилом помещении по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. Общество сообщило истцу информацию, что в связи с истечением межповерочного интервала эксплуатации индивидуального прибора учета расчет платы за электроэнергию с ДД.ММ.ГГГГ. будет производится с применением нормативов потребления коммунальной услуги.

Согласно ст.13 Закона №261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно ст.13 ФЗ №261-ФЗ расчет за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании о количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Пунктом 5 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в МКД обеспечить оснащение помещений приборами учета используемой электроэнергии, а также ввод их в эксплуатацию.

Согласно положений Закона «Об энергоснабжении» соответствует норма п.81 Правил предоставления коммунальных услуг , в силу которой оснащение помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их техническое эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственниками помещений. При этом, указанные нормы системно соотносятся с нормой п/п «п» п.31 Правил предписывающий исполнителю предоставлять потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных в подъездах МКД, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) информацию о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» не вправе отказать потребителю в установке прибора учета обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, и сведения о такой организации, включая ее наименование, место нахождения и контактные телефоны.

В соответствии с п/п «г» п.33 Правил потребитель имеет право получить от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Таким образом, предоставление исполнителем требуемой информации, является составной частью процесса предоставления коммунальной услуги и призвано обеспечить потребителю возможность исполнить обязанность по установке (замене) прибора учета.

Согласно ст.8 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем, изготовителем товарах (услугах).

В силу положений ст.10 Закона РФ предусмотрено, что изготовитель (исполнитель) обязан своевременно предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечить возможность их правильного выбора.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в адрес ответчика с письменной заявкой на замену ИПУ электроэнергии. Заявка была направлена после того, как в ДД.ММ.ГГГГ. в почтовый ящик абонента был доставлен фирменный бланк-уведомление на имя ФИО1, содержащей предложение оказать услугу по замене ИПУ и вводу его в эксплуатацию. Общество, ДД.ММ.ГГГГ. уведомило ФИО1, что заявка принята и будет исполнена после того, как специалист исполнителя свяжется с заказчиком. Однако, в дальнейшем Общество отказалось исполнитель заказ, сославшись на п.81 Правил , согласно которого обязанность по замене ИПУ лежит на собственнике помещения.

В настоящее время жилое помещение не оснащено прибором учета электроэнергии, а расчет производится исходя из норматива потребления и повышенного коэффициента, что в соответствии с указанными выше обстоятельствами указывает на то, что Ответчик своими действиями и бездействием ввел в заблуждение истца, как потребителя коммунальной услуги. Истец полагает, что действия ответчика носили недобросовестный, умышленный характер, направленный на получение необоснованных имущественных выгоды за счет потребителя.

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание явился, поддержал исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» действующая на основании доверенности - ФИО3 в судебное заседание явилась, исковые требования не признала, и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование своей позиции пояснила, что истец считает, что в результате неправомерных действий ответчика он не установил в своем помещении индивидуальный прибор учета электроэнергии. Поскольку прибор учета у истца не установлен, то расчет за потребленную электроэнергию истцу производится с применением нормативов потребления и повышенным коэффициентом. Истец считает, что недобросовестные действия ответчика, направлены на получение необоснованной выгоды за счет потребителя. Не согласны с такой позицией и считает, что на все обращения истца были даны надлежащие ответы, вся информация по замене приборов учета истцу предоставлялась и заявка о замене прибора учета принималась, однако истец сам отказался производить замену через организацию, осуществляющую такие услуги.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положением пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории <адрес>, предоставляет коммунальную услугу по электроснабжению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 в адрес ответчика направил заявление – заявка на установку индивидуального прибора учета электрической энергии для расчета размера платы за коммунальную услугу, на которое ПАО "ТНС энерго Ростова-на-Дону" неоднократно давал ответы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с разъяснениями о порядке замены индивидуального прибора учета потребителей и ввода установленного прибора учета в эксплуатацию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. (п. 81).

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее Правил), оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве расчетного прибора учета, осуществляется на основании заявки собственникам жилого помещения.

Согласно п. 80 (1) Правил установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

В соответствии с п. 80(2) Правил N 354 установка индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме и допуск их к эксплуатации, в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее прибор учета электрической энергии отсутствовал, истек срок его эксплуатации или он вышел из строя, должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ, а в случае если по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ или ранее истек интервал между поверками прибора учета, то поверка прибора учета или установка нового прибора учета должны быть осуществлены гарантирующим поставщиком до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 81 Правил N 354 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, ввод прибора учета электрической энергии в эксплуатацию осуществляется гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений), при этом потребитель и исполнитель вправе принять участие во вводе такого прибора учета электрической энергии в эксплуатацию по их желанию. В случае установки прибора учета электрической энергии вне жилых помещений либо нежилых помещений потребитель вправе принять участие во вводе прибора учета электрической энергии в эксплуатацию.

В силу пункта 81(1) исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета.

Истец ссылался на то, что ответчиком были нарушены требования предусмотренные положениями п.81 Правил, также подпункта «п» п.31 Правил о предоставлении надлежащей информации потребителю об организациях, которые оказывают потребителям услуги по установке или замене индивидуальных приборов учета.

Согласно п/п «п» п.31 Правил следует, что исполнитель коммунальной услуги обязан: предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в государственной информационной системе ЖКХ, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей, а в случаях, предусмотренных пунктом 17 настоящих Правил, - путем размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, на сайте исполнителя в сети Интернет, а также на досках объявлений, расположенных в помещении ресурсоснабжающей организации в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию: о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета, а также сведения о такой организации.

При этом, истцом в судебном заседании предоставлен бланк-уведомление, направленный ответчиком в адрес абонента – ФИО1 согласно которого необходимая истцу информация об организации, которая осуществляет замену и установку приборов учета была предоставлена.

В судебном заседании также была допрошена в качестве свидетеля – специалист ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» - ФИО4, которая пояснила, что ФИО1 приходил

Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена данным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Как установлено в судебном заседании, что истец оставлял заявку о замене прибора учета в период – феврале 2020г. и заявка была принята, в связи с чем у ответчика имеется договор с организацией которая осуществляет данные услуги по установке индивидуальных приборов учета потребителям и заявка истца была передана данной организации. Данная организация связалась с потребителем – для согласования даты и времени оказания таких услуг. Данный факт не оспаривал в судебном заседании истец. Истец вправе самостоятельно определить организацию, которая окажет ему услугу по замене индивидуального прибора учета в его жилом помещении.

Таким образом, проанализировав вышеуказанные нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что ответчиком была предоставлена информация о наличии организации, которая оказывает услуги потребителям по замене и установке индивидуальных приборов учета электроэнергии. Также в уведомлении указано, данные об организации, телефоны горячей линии, а также стоимость оказываемых услуг.

Доводы истца, о том, что такая информация поступила позже, чем истец обратился к ответчику для получения подобной информации суд не принимает во внимание, и считает, что такая информация направляется исполнителем потребителю заранее, до истечения срока замены такого прибора учета. При этом, информация была предоставлена потребителю. Судом не установлено, что ответчиком допущены нарушения требований Правил по предоставлению потребителю необходимой информации, что могло повлечь причинения убытков потребителю и нарушению его прав.

В силу статьи 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку судом не установлена вина ответчика в части предоставления истцу необходимой информации, то оснований для удовлетворения требований истца о компенсации морального вреда не имеется.

Истец не представил допустимые доказательства, подтверждающие факт нарушения его прав и законных интересов действиями ответчика, то оснований в компенсации морального вреда в порядке ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", ст. 151, 1101 ГК РФ, у суда не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требованияФИО1 к ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» о взыскании компенсации морального вреда по защите прав потребителей - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ростовского областного суда через Азовский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 28.07.2021г.

Судья Е.В.Кислова